Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> МНС РФ от 25.04.2002 N ШС-6-14/535 <Об ответственности за нарушение требований Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением">

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 25 апреля 2002 г. N ШС-6-14/535

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими от налоговых органов запросами о применении ответственности за нарушение требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) сообщает следующее.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон) статья 7 Закона, устанавливающая штрафные санкции за нарушение требований Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, изложена в новой редакции.

При этом действующая статья 7 Закона регулирует порядок распределения сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в федеральный и местный бюджеты.

Внесенные Федеральным законом изменения в статью 7 Закона не предусматривают ответственность предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организаций, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (далее - Предприятия), осуществляющих денежные расчеты с населением, за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин, использование неисправной контрольно - кассовой машины, осуществление предприятием торговых операций (оказания услуг) после приостановления его деятельности, невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу).

КонсультантПлюс: примечание.

Положения Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ о внесении изменений в статью 7 Закона РФ утратили силу утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

Вместе с тем статья 2 Закона предусматривает обязанности Предприятий по:

регистрации контрольно - кассовых машин;

использованию исправных контрольно - кассовых машин для осуществления денежных расчетов с населением;

выдаче покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанного контрольно - кассовой машиной чека за покупку (услугу), подтверждающего исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;

обеспечению работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно - кассовых машин беспрепятственного доступа к контрольно - кассовым машинам;

вывешиванию в доступном покупателю (клиенту) месте ценников на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Кроме того, статья 6 Закона предусматривает обязанности налоговых органов по:

регистрации контрольно - кассовых машин, используемых на предприятиях, в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

осуществлению контроля за соблюдением правил использования контрольно - кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях;

проверке документов, связанных с применением контрольно - кассовых машин, получению необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках;

проведению проверок правильности выдачи чеков;

наложению штрафов на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении настоящего Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, предусмотренных Законом, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

Таким образом, в настоящее время у Предприятий, которые в соответствии со статьей 1 Закона должны применять контрольно - кассовые машины, сохраняется обязанность по соблюдению предусмотренных статьей 2 Закона требований, а у налоговых органов - обязанность обращаться в суд с иском о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Следовательно, при выявлении налоговыми органами повторных нарушений Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением у налоговых органов сохраняется право обращаться в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц.

При обращении в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рекомендует учитывать письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.08.95 N С1-7/ОП-506 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно - арбитражной практике" и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в которых разъясняются положения статьи 6 Закона.

Между тем в соответствии со статьей 2 Федерального закона до 01.07.2002 продолжает действовать Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" (далее - Кодекс).

Статьей 146.5 Кодекса установлено, что продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно - кассовых машин - влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с пунктом 7 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), в организациях допускается применение только исправных контрольно - кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые:

а) соответствуют техническим требованиям к контрольно - кассовым машинам;

б) допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно - кассовых машин;

в) имеют в случаях, установленных Комиссией, прикладные программы, допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно - кассовой машины;

г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";

д) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания контрольно - кассовых машин;

е) зарегистрированы в налоговых органах.

Следовательно, использование предприятиями, в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, контрольно - кассовых машин с нарушением требований, установленных пунктом 7 Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Статьями 203, 224.6 и 224.11 Кодекса предусмотрено, что привлекать к административной ответственности, установленной статьей 146.5 Кодекса, вправе органы внутренних дел (милиция), органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органы, рассматривающие дела о нарушениях требований государственных стандартов, правил сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

На основании пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 16.02.93 N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" на налоговые органы возложен контроль за полнотой учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением через контрольно - кассовые машины в местах продажи товаров и оказания услуг.

С учетом изложенного налоговые органы вправе во взаимодействии с органами внутренних дел (милицией), органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органами, рассматривающими дела о нарушениях требований государственных стандартов, правил сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений, проводить мероприятия по выявлению нарушений законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Кроме того, налоговым органам, в ходе проведения оперативных мероприятий собственными силами, при выявлении фактов неприменения контрольно - кассовых машин, необходимо составлять протоколы об административных правонарушениях и своевременно направлять данные протоколы в уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти для привлечения правонарушителей к административной ответственности, предусмотренной статьей 146.5 Кодекса.

Государственный советник

налоговой службы 1 ранга

С.Н.ШУЛЬГИН