Решение Верховного Суда РФ от 15.09.2020 N АКПИ20-481 <О признании частично недействующей формы N Р14001, утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 сентября 2020 г. N АКПИ20-481

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З. о признании частично недействующей формы N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение N 6), утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@,

установил:

приказом Федеральной налоговой службы (далее также - ФНС России) от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@) утверждена форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение N 6) (далее - Форма заявления N Р14001).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 14 мая 2012 г., регистрационный номер 24139, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 29 октября 2012 г. N 44 (без приложений N 1 - 19), приложения N 1 - 19 размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).

З., являясь единственным учредителем (участником) и генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Сила света" (далее - ООО "Сила света"), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующей Формы заявления N Р14001 в части, не позволяющей осуществить государственную регистрацию перехода общества с ограниченной ответственностью на действие на основании типового устава, ссылаясь на противоречие части 1 статьи 8, части 4 статьи 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пунктам 2, 2.1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Административный истец считает, что противоречие с правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, возникло с даты появления возможности перехода обществ с ограниченной ответственностью на типовой устав, то есть с даты вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 1 августа 2018 г. N 411 "Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью". В обоснование заявленного требования он указывает, что 20 марта 2020 г. им как единственным участником ООО "Сила света" принято решение, что общество в дальнейшем будет действовать на основании типового устава N 35, в тот же день он подал в инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока в электронном виде пакет документов, включая заявление по форме N Р14001, для регистрации перехода ООО "Сила света" на типовой устав N 35. Решением указанного налогового органа от 27 марта 2020 г., оставленным в последующем без изменения решениями вышестоящих налоговых органов, ему отказано в государственной регистрации изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ). Такое решение мотивировано тем, что возможность использования обществами с ограниченной ответственностью типовых уставов станет доступной после внесения в установленном порядке изменений в формы документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, в том числе форму N Р14001, в которой отсутствует графа, что общество будет действовать на основании типового устава.

Кроме того, З. просит возложить на Федеральную налоговую службу обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Форму заявления N Р14001, с целью приведения его в соответствие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Федеральная налоговая служба в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что возможность использования обществами с ограниченной ответственностью типовых уставов станет доступной после внесения в установленном порядке изменений в формы документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица. Приказ N ММВ-7-6/25@ не предусматривает такой возможности. В настоящее время проект приказа ФНС России "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", которым предлагается утвердить формы соответствующих документов, предусматривающих возможность внесения сведений об использовании типовых уставов, прошел этап публичных обсуждений 25 августа 2020 г.

Минюст России в письменных объяснениях выразил позицию, что законодательный механизм о возможности выбора обществом способа функционирования на основании типового устава фактически был реализован с утверждением Минэкономразвития России приказа от 1 августа 2018 г. N 411, вступившего в силу в 2019 г.; отсутствие правового регулирования в контексте правоотношений, изложенных в административном исковом заявлении, не может быть поставлено в зависимость от реализации права административного истца на осуществление государственной регистрации перехода общества с ограниченной ответственностью на использование типового устава.

Административный истец З. и его представитель К.Н. в судебное заседание, о котором извещены надлежащим образом, не явились.

Представитель Федеральной налоговой службы П. возражал против удовлетворения административного иска.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился.

Обсудив доводы административного истца З., возражения представителя Федеральной налоговой службы П., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В силу положений статьи 9 поименованного закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1). Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, согласно которому названная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, она утверждает формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (абзац второй пункта 1, подпункты 5.9.38, 5.9.39).

Форма заявления N Р14001 как приложение N 6 к Приказу N ММВ-7-6/25@ утверждена компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2013 г. N АКПИ13-916, от 11 ноября 2013 г. N АКПИ13-947, от 17 декабря 2013 г. N АКПИ13-1066, от 8 октября 2014 г. N АКПИ14-1022, от 14 января 2015 г. N АКПИ14-1297.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в ЕГРЮЛ.

Действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице.

Так, абзацем первым пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ) установлено, что общество действует на основании утвержденного его учредителями (участниками) устава общества либо типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

О том, что общество действует на основании типового устава, общество сообщает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (абзац второй пункта 1 статьи 12 поименованного закона).

Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 названного федерального закона).

В силу абзаца второго пункта 2.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае, если участниками юридического лица принято решение о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 этого федерального закона, в регистрирующий орган представляются заявление, предусмотренное пунктом 2 данной статьи, и решение участников юридического лица, указанное в этом абзаце. Пунктом 2 статьи 17 данного федерального закона предусмотрено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Приказом Минэкономразвития России от 1 августа 2018 г. N 411 утверждены 36 типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью, этот нормативный правовой акт вступил в силу с 24 июня 2019 г.

Согласно абзацу второму пункта 23 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 169н, в случае внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для предоставления государственной услуги в инспекцию представляются документы, указанные в пункте 22 данного административного регламента, и решение участников юридического лица о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава.

Вместе с тем утвержденная ранее ФНС России форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" не была актуализирована в соответствии с требованиями упоминаемых федеральных законов и взаимосвязанных с ними в системе правового регулирования нормативных правовых актов, предусматривающих право юридического лица действовать на основании типового устава и необходимость своевременного отражения в ЕГРЮЛ таких сведений. Как следует из представленных административным истцом материалов, используемая в правоприменительной деятельности регистрирующего органа форма N Р14001 не может быть применена при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, так как соответствующее дополнительное содержание в ней не предусмотрено.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования Форма заявления N Р14001 не позволяет осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в случае принятия участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава.

Следовательно, сохраняемое ФНС России в настоящее время правовое регулирование не соответствует указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права юридического лица, участники которого приняли решение о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление З. следует удовлетворить, Форма заявления N Р14001 подлежит признанию не действующей в той мере, в какой данная форма заявления в системе действующего правового регулирования не позволяет осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в случае принятия участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава. Так как Форма заявления N Р14001 применяется в настоящее время для иных случаев внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, она подлежит признанию не действующей в обозначенной части со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку недостаточная правовая урегулированность отмеченных отношений выявлена не в связи с признанием судом оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим, а также учитывая, что в настоящее время ФНС России разработан проект приказа "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", который направлен на приведение в соответствие с требованиями закона форм заявлений, представляемых в регистрирующий орган, и проходит необходимые процедуры, связанные с порядком его введения в действие, отсутствует необходимость возлагать на Федеральную налоговую службу обязанность по принятию нового нормативного правового акта на основании части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления З. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку от 12 июля 2020 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с Федеральной налоговой службы в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление З. удовлетворить.

Признать не действующей со дня вступления решения суда в законную силу форму N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение N 6), утвержденную приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, в той мере, в какой данная форма заявления в системе действующего правового регулирования не позволяет осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в случае принятия участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.

Взыскать с Федеральной налоговой службы в пользу З. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО