III. Разработка, согласование и утверждение программ

12. Разработка проектов программ осуществляется государственными органами ежегодно на очередной финансовый год и плановый период не позднее срока представления в Министерство финансов Российской Федерации предложений по распределению по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснований бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности.

Срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, устанавливается графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.

Государственные органы при необходимости обеспечивают уточнение показателей проекта программы, сформированного при формировании проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Согласование и утверждение проекта программы в установленном настоящим Положением порядке осуществляется государственными органами не позднее 2 недель после принятия федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2022 N 195)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Разработка проекта программы осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке государственными органами программ в соответствии с типовой формой программы, утвержденными президиумом Комиссии.

14. При разработке проекта программы государственными органами, осуществляющими его разработку:

а) обеспечивается разработка программы с учетом целей и задач государственных программ Российской Федерации, национальных проектов и иных документов стратегического планирования, реализуемых в соответствующих сферах, а также с учетом значений целевых показателей (индикаторов), установленных в указанных документах, и сроков реализации мероприятий в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке государственными органами программ в соответствии с типовой формой программы;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2022 N 195)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) учитывается наличие правовых оснований для выделения необходимых для реализации мероприятий программы объемов финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период;

в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 01.02.2023 N 145.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В проекты программ включается информация о показателях результативности цифровой трансформации, включая их базовые значения и значения на каждый год реализации программы, методике расчета соответствующих показателей результативности цифровой трансформации, информация о необходимом объеме финансирования мероприятий программы на каждый год реализации программы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2023 N 145)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 01.02.2023 N 145.

(см. текст в предыдущей редакции)

К программе также могут прилагаться документы и иная информация, необходимые для дополнительного описания мероприятий программы, обоснования достижимости показателей результативности цифровой трансформации и необходимости реализации соответствующих мероприятий программы, для иных целей по решению государственного органа, в том числе для проведения последующего мониторинга реализации программы, перечень документов стратегического планирования Российской Федерации, использованных при разработке программы, описания возможных рисков реализации программы и управления рисками.

16. Показатели результативности цифровой трансформации формируются с учетом следующих целей цифровой трансформации:

а) повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;

б) снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы;

в) создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации;

г) повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;

д) обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

е) устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольной (надзорной) деятельности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2022 N 195)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Для снижения технологических рисков реализации мероприятий программы, в которых предусмотрены мероприятия по информатизации, обеспечения эффективности расходования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в программу могут быть включены мероприятия по проведению в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимых экспериментов в сфере создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, в том числе в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или осуществления экспериментальной разработки, а также при необходимости в иных сферах государственного управления в объеме не более 10 процентов ресурсного обеспечения, предусмотренного на реализацию соответствующей программы, или в объеме, одобренном президиумом Комиссии на основании представленного в президиум Комиссии государственным органом предложения по проведению соответствующего эксперимента, включающего в том числе обоснование необходимого для этого объема ресурсного обеспечения программы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2023 N 145)

(см. текст в предыдущей редакции)

Идентификация указанных в абзаце первом настоящего пункта мероприятий программы осуществляется посредством кода мероприятия программы, порядок формирования которого в соответствии с абзацем одиннадцатым подпункта "б" пункта 7 настоящего Положения утверждается президиумом Комиссии.

18. Федеральным министерствам в целях обеспечения комплексности и организационного единства при решении задач и достижении целей цифровой трансформации допускается разрабатывать консолидированные программы, увязанные по целям и задачам, срокам и результатам их реализации, с учетом целей и задач подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, а также целей и задач государственных внебюджетных фондов, координацию деятельности которых они осуществляют.

В этом случае разработка, согласование и утверждение консолидированных программ в соответствии с настоящим Положением, в том числе внесение в них изменений, осуществляются указанными в абзаце первом настоящего пункта федеральными министерствами в качестве ответственных исполнителей - координаторов соответствующих консолидированных программ.

Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, а также государственные внебюджетные фонды (участники программ) представляют свои предложения для включения в консолидированные программы федеральным министерствам, в ведении которых они находятся. Порядок представления указанных предложений, порядок взаимодействия участников программ и ответственного исполнителя - координатора консолидированной программы в ходе разработки и утверждения проекта консолидированной программы, а также его согласования с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и порядок внесения в утвержденную консолидированную программу изменений, представления по запросам Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и центра компетенций по координации программ дополнительной информации, необходимой для мониторинга хода реализации мероприятий программ, подготовки в соответствии с настоящим Положением итогового отчета по результатам реализации государственными органами программ и принятия решений по управлению мероприятиями программ в случае выявления отклонений от запланированного хода их реализации, определяются правовым актом федерального министерства, выступающего в качестве ответственного исполнителя - координатора консолидированной программы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2023 N 145)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о разработке консолидированных программ принимаются указанными в абзаце первом настоящего пункта федеральными министерствами. Указанное решение доводится до федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам, а также до государственных внебюджетных фондов, координацию деятельности которых федеральные министерства осуществляют, не позднее 15 февраля года, в котором планируются разработка и утверждение в соответствии с настоящим Положением консолидированной программы.

19. Ресурсное обеспечение программы формируется в объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период:

а) на реализацию мероприятий по информатизации, подлежащих отражению по соответствующему виду расходов бюджетной классификации Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, в предложениях по распределению по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснований бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию соответствующих государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности;

б) на реализацию мероприятий по иным видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или предоставление субсидий на иные цели в части расходов на создание, развитие и использование информационно-коммуникационных технологий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2023 N 145)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2022 N 195)

(см. текст в предыдущей редакции)

19(1). Для формирования государственными органами мероприятий программ, которыми предусматриваются мероприятия по информатизации в отношении информационных систем, а также компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых, развиваемых или эксплуатируемых государственными органами за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе обеспечение создания и развития или эксплуатация которых осуществляется получателями субсидий в пределах предоставленных им государственными органами бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета, сведения о таких информационных системах, а также компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры должны быть размещены государственными органами в качестве объектов учета в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов".

Формирование указанных мероприятий программ должно осуществляться государственными органами с учетом обеспечения выполнения ими при реализации таких мероприятий программ требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.

(п. 19(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2023 N 145)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Планирование финансового обеспечения мероприятий программ осуществляется государственным органом в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, и актами, регулирующими вопросы планирования бюджетных ассигнований, с учетом предложений по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснований бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности, и предложений по выделению дополнительных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснований бюджетных ассигнований) на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности с распределением по кодам классификации расходов бюджетов, а также с учетом результатов реализации программ за предыдущий год.

(п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2022 N 195)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Проекты программ до их утверждения государственными органами подлежат обязательному согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и одобрению президиумом Комиссии.

Проекты программ, разработка и утверждение которых осуществляются государственными внебюджетными фондами, до направления их на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации также подлежат согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации (в части, касающейся Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (в части, касающейся Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2023 N 145)

(см. текст в предыдущей редакции)

Направляемые на согласование проекты программ визируются руководителем государственного органа, осуществившего разработку программы, или уполномоченным им лицом, а в случае разработки консолидированной программы - руководителями государственных органов, являющихся участниками консолидированной программы или уполномоченными ими лицами.

22. В срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления проекта программы на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации указанным Министерством проводится рассмотрение проекта программы на предмет его соответствия требованиям настоящего Положения, а также достижимости значений показателей результативности цифровой трансформации, заявленных государственным органом в программе.

Результат рассмотрения Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проекта программы оформляется в виде решения указанного Министерства о согласовании (несогласовании) проекта программы, которое визируется Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или уполномоченным им лицом.

23. В случае получения государственным органом решения о несогласовании проекта программы государственный орган дорабатывает его и представляет проект программы на повторное согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

При несогласии государственного органа с выводами, содержащимися в решении о несогласовании проекта программы, государственный орган может инициировать обсуждение разногласий с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для поиска взаимоприемлемых решений. Результаты обсуждения таких разногласий между государственным органом и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оформляются протоколом согласительного совещания.

24. После согласования проекта программы с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проект программы вместе с решением по результатам его согласования, а также с протоколом согласительного совещания (при наличии), содержащим разногласия в отношении выводов, приведенных в решении о несогласовании проекта программы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, вносится государственным органом на рассмотрение и одобрение в президиум Комиссии.

25. При одобрении проекта программы президиумом Комиссии программа утверждается (визируется) ответственным руководителем цифровой трансформации государственного органа, осуществившего разработку проекта программы, а в случае консолидированной программы - руководителем цифровой трансформации ответственного исполнителя - координатора консолидированной программы.

Программа направляется в течение 3 рабочих дней с даты ее утверждения государственным органом с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации (в части, касающейся Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (в части, касающейся Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации).

(п. 25 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2022 N 195)

(см. текст в предыдущей редакции)

25(1). При отсутствии у государственного органа (главного распорядителя средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) в установленный абзацем четвертым пункта 12 настоящего Положения срок утвержденной им программы формирование программы государственного органа осуществляется в течение 3 рабочих дней, следующих за днем наступления указанного срока, с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации в автоматическом режиме. В такую программу включаются мероприятия, предусмотренные проектом программы, представленным государственным органом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, финансовое обеспечение которых рассчитывается в размере 100 процентов объема бюджетных ассигнований, предусмотренных мероприятиями проекта программы на исполнение обязательств по ранее заключенным государственным контрактам, в соответствии с условиями которых в отчетном финансовом году и (или) в первый год планового периода будут осуществляться поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг, необходимых для реализации мероприятий по информатизации, а также их оплата государственным органом.

В случае если указанный проект программы был представлен государственным органом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации после наступления срока, установленного абзацем четвертым пункта 12 настоящего Положения для утверждения государственными органами проектов программ, то формирование программы государственного органа с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации в автоматическом режиме осуществляется в течение 3 рабочих дней, следующих за днем представления государственным органом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проекта программы.

(п. 25(1) введен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2023 N 145)

25(2). Мероприятия проекта программы, указанные в пункте 25(1) настоящего Положения, включаемые в формируемую автоматически посредством федеральной государственной информационной системы координации информатизации программу государственного органа, должны одновременно соответствовать следующим условиям:

а) мероприятие проекта программы предусмотрено последней утвержденной в соответствии с настоящим Положением государственным органом (ответственным исполнителем - координатором консолидированной программы) в предыдущем отчетному финансовом году программой (консолидированной программой);

б) плановые значения показателей результативности цифровой трансформации мероприятия проекта программы на очередной финансовый год и первый год планового периода соответствуют составу и значениям таких показателей для 1-го и 2-го годов планового периода, предусмотренных мероприятием программы, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;

в) объем бюджетных ассигнований, предусмотренных мероприятием проекта программы по соответствующему коду видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации на очередной финансовый год и первый год планового периода, соответствует параметрам бюджетных ассигнований, предусмотренным для первого и второго годов планового периода мероприятия программы, указанной в подпункте "а" настоящего пункта.

(п. 25(2) введен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2023 N 145)

25(3). Сформированная в автоматическом режиме программа государственного органа с приложенным к ней проектом программы государственного органа, на основании которого была сформирована программа государственного органа, автоматически подписывается с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации усиленной квалифицированной электронной подписью Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В этом случае такая программа государственного органа является согласованной с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и не подлежит направлению государственным органом в президиум Комиссии для ее рассмотрения и одобрения.

Сформированная в автоматическом режиме программа государственного органа не позднее 3 рабочих дней со дня ее подписания усиленной квалифицированной электронной подписью Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утверждается ответственным руководителем цифровой трансформации государственного органа, осуществившего разработку проекта программы, а в случае консолидированной программы - руководителем цифровой трансформации ответственного исполнителя - координатора консолидированной программы и направляется с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации (в части, касающейся Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (в части, касающейся Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации).

(п. 25(3) введен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2023 N 145)

26. Утвержденные государственными органами программы (изменения, вносимые в программы) размещаются государственными органами не позднее 3 рабочих дней со дня их утверждения в соответствии с настоящим Положением на портале федеральной государственной информационной системы координации информатизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или при наличии соответствующей технической и функциональной возможности указанной системы размещаются в автоматическом режиме на портале этой системы сразу после их утверждения государственными органами в соответствии с настоящим Положением.