См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Анализ применение режима НДД в 2019 - 2020 гг. и предложения по повышению его бюджетной эффективности

Режим НДД введен (1 января 2019 года) в целях стимулирования добычи, в том числе на новых месторождениях, за счет временного перераспределения фискальной нагрузки и перехода от оборотного налогообложения к основанному на финансовых результатах.

НК РФ установлено 5 типов режима налогообложения НДД различающихся в зависимости от категории участков по уровню нагрузки в части рентного налогообложения (НДПИ и экспортная пошлина):

- I тип - новые месторождения в Восточной Сибири открытые после 2017 года с выработанностью менее 5%: пониженная ставка НДПИ и освобождения от ЭП в течение 8 лет с начала промышленной разработки;

- II тип - (де-факто действующие) месторождения в Восточной Сибири ранее применявшие льготы ЭП и НДПИ: пониженная ставка НДПИ и освобождения от ЭП в течение 8 лет с начала промышленной разработки;

- III тип - действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (браунфилды): не имеют право на применение льготных ставок НДПИ и ЭП;

- IV тип - новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5%: пониженная ставка НДПИ в течение 8 лет с начала промышленной разработки;

- V тип - новые Арктические месторождения с выработанностью менее 0,1%: пониженная ставка НДПИ и освобождения от ЭП в течение 16 лет с начала промышленной разработки.

В целях оценки эффективности режима НДЦ была произведена оценка влияния режима на поступления нефтегазовых доходов федерального бюджета с учетом режимов налогообложения, которые применялись бы на месторождениях, перешедших на режим НДД, в условиях действовавшего ранее законодательства:

1. В связи с тем, что к участкам недр, применяющим режим НДД I и IV типов, относятся "новые" месторождения (гринфилды) проведение оценки эффективности нового режима налогообложения для них затруднен.

2. Размер потерь в рамках применения режима НДД на участках недр III типа в 2019 - 2020 гг. в целом соответствует ожидаемым при введении режима НДД (20 - 30 млрд. рублей).

3. Значительная часть выпадающих доходов (почти 3/4 в 2019 - 2020 гг.) формируется на участках недр II типа, ранее применявших льготные ставки НДПИ и ЭП по освоению новых месторождений.

При этом в ряде случаев срок действия ранее применявшихся льгот (НДПП и ЭП) либо истек в 2018 - 2019 гг., либо истекает в ближайшие годы.

То есть это относительно зрелые месторождения, в целях стимулирования инвестиций в освоение которых в предшествующие годы уже были предоставлены налоговые льготы. Для таких участков недр переход в режим НДД де-факто позволил продлить льготный режим рентного налогообложения.

00000023.png

4. Значительная часть выпадающих доходов от режима НДД обусловлена применением механизма списания накопленных убытков и их индексацией на 16,3% в год. Так, в течение 2019 года в рамках II типа НДД было списано 191,6 млрд. рублей убытков (из 265,5 млрд. рублей по всем месторождениям, перешедшим на режим НДД).

По итогам анализа применения режима сформированы предложения по его уточнению (в части I - IV типов), включая:

1. Меры, направленные на структурное повышение бюджетной эффективности

- ограничение списания убытков (не более 50%): позволит избежать длительной неуплаты НДД в период "списания" растущих (в т.ч. за счет индексации) убытков:

- снижение коэффициента индексации убытков (до 1,10 для I типа и 1,07 для II - IV типов): обеспечивает обоснованную доходность режима:

- индексация предельных расходов в пределах инфляции;

- корректировка критерия применения льготы по НДПИ и ЭП для месторождений II типа: в целях ограничения льготирования на участках недр, ранее использовавших другие льготные режимы.

2. Меры, направленные на компенсацию "необоснованно" полученных льгот (в 2019 - 2020 гг.): временное (на 2021 - 2023 гг.) введение повышенной налоговой нагрузки на "освоенные" участки недр II типа.

Применение указанных корректировок позволит существенно сократить потери федерального бюджета (преимущественно за счет поступлений по месторождениям 2 типа), сохранив привлекательность режима НДД как для новых месторождений, так и разработки действующих.

Деофшоризация российской экономики:

- пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы с использованием "транзитных юрисдикции";

- введение права уплачивать НДФЛ в отношении доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере (5 млн. рублей; без декларирования таких доходов) в целях упрощения администрирования и привлечения в РФ налоговых резидентов из числа лиц с высокими доходами;

- пресечение злоупотреблений по применению налоговых льгот международными холдинговыми компаниями, осуществляющими деятельность в рамках САР;

- сокращение возможности уклонения в сфере международного налогообложения: развитие концепции фактического права на доход, формирование правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций, уточнение перечня доходов от источников в РФ и другие меры по совершенствованию законодательства;

- приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР (Common Reporting Standard) и повышение эффективности обмена финансовыми данными (в т.ч. посредством совершенствования порядка взаимодействия компетентных органов);

- урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.

Формирование справедливых конкурентных условий посредством повышения качества налогового администрирования

- развитие налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;

- введение института "единого налогового платежа", предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и прочих параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;

- включение контроля за применением ККТ в систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельного формы государственного контроля);

- расширение возможностей информационного взаимодействия между налоговыми органами, Банком России и кредитными организациями в рамках осуществления налогового и банковского контроля/надзора;

- внедрение института электронной банковской гарантии в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий (в т.ч. при возмещении НДС в заявительном порядке);

- определение закрытого перечня случаев/критериев непредставления налоговой декларации в целях пресечения злоупотреблений по неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей и защиты прав добросовестных налогоплательщиков;

- введение обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации;

- развитие электронного документооборота в налоговой сфере.