5. Завершение действия регуляторных послаблений

5.1. В связи со снятием ограничительных мер в большинстве регионов, снижением количества сотрудников финансовых организаций, работающих удаленно, возобновлением работы офисов финансовых организаций, а также ведомственных учреждений и возможностью их посещения отсутствует необходимость в продлении следующих мер:

- Предоставление кредитным организациям возможности дистанционно открывать счета (вклады) клиентам, в том числе являющимся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, относящимися к субъектам МСП.

- Предоставление права кредитным организациям не учитывать период с 30 марта по 30 сентября 2020 года включительно при исчислении сроков представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций.

- Возможность зачисления пенсионных выплат на банковские счета, предусматривающие совершение операций с использованием платежных карт, не являющихся национальным платежным инструментом.

- Возможность для НПФ применения упрощенного порядка установления выплат за счет средств пенсионных накоплений, в том числе правопреемникам застрахованного лица, обратившимся за назначением выплат по истечении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица без восстановления срока обращения за выплатой в судебном порядке.

- Осуществление кооперативами выплат своим членам (пайщикам), ассоциированным членам за счет средств резервного фонда при отнесении таких операций к непредвиденным расходам.

5.2. По сравнению с началом пандемии ситуация с ликвидностью в банковском секторе улучшилась. В результате стабилизации финансовых рынков уменьшилась потребность банков в ликвидности для оплаты маржинальных требований. В июне - июле ускорился рост рублевых вкладов граждан (по предварительной оценке, по состоянию на 1 августа их годовой прирост составил 11,6% против 10,0% на 1 июня). Объем высоколиквидных активов, принимаемых в расчет норматива краткосрочной ликвидности, на балансах системно значимых кредитных организаций (СЗКО) вырос с 1 марта по 1 июля 2020 года на 1,3 трлн рублей, до 8,9 трлн рублей. В таких условиях банки не предъявляют спрос на аукционах репо на срок месяц и год. Банк России перешел к мягкой денежно-кредитной политике, снизив ключевую ставку до 4,25%, в результате чего банки имеют возможность снижать ставки по кредитам, в том числе для малого и среднего бизнеса. В связи с этим Банк России принял решение не продлевать действие следующих мер:

- Решение не считать нарушением норматива Н26 (Н27) снижение фактического значения норматива Н26 (Н27) СЗКО в результате недостатка высоколиквидных активов и иных альтернативных инструментов вследствие ограниченной возможности пролонгации или привлечения денежных средств на срок свыше 30 календарных дней.

При необходимости банки могут использовать для соблюдения норматива Н26 (Н27) безотзывные линии ликвидности, лимит по которым был расширен до 5 трлн рублей, а плата за право пользования снижена с 0,5 до 0,15%. Банк России планирует оценить целесообразность сохранения или пересмотра параметров безотзывных линий ликвидности после 1 апреля 2021 года.

- Действие программы по рефинансированию субъектов МСП в рамках лимита 500 млрд рублей. Предоставление новых кредитов в рамках данного лимита, как и предполагалось, завершится 30 сентября 2020 года.

При этом механизм рефинансирования под поручительство АО "Корпорация МСП" с лимитом 175 млрд рублей и льготной процентной ставкой сохраняется. В целях обеспечения доступа компаний к банковскому кредитованию в условиях постепенного восстановления доходов ранее снятые отраслевые ограничения на кредитование субъектов МСП, а также ограничения по соотношению видов кредитов в программе стимулирования кредитования под поручительство АО "Корпорация МСП" с лимитом 175 млрд рублей и льготной процентной ставкой будут сохранены до 30 июня 2021 года.

5.3. В связи с восстановлением фондового рынка с начала пандемии, а также со снижением волатильности курса рубля по отношению к иностранным валютам принято решение не продлевать следующие меры:

- Предоставление кредитным организациям возможности включения операций в шести иностранных валютах (доллар США, евро, фунт стерлингов Соединенного Королевства, швейцарский франк, японская иена, китайский юань) в расчет обязательных нормативов (кроме расчета размеров (лимитов) открытой валютной позиции) по официальному курсу соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на 1 марта 2020 года.

- Предоставление права кредитным и некредитным финансовым организациям, применяющим нормативные акты Банка России по бухгалтерскому учету, долевые и долговые ценные бумаги, приобретенные до 1 марта 2020 года, отражать в бухгалтерском учете по справедливой стоимости на 1 марта 2020 года, а долговые ценные бумаги, приобретенные в период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года, отражать по справедливой стоимости на дату приобретения (данная мера будет действовать до 1 января 2021 года).

- Предоставление права НПФ, УК ПФР и УК ЗПИФ для квалифицированных инвесторов при расчете стоимости чистых активов принять решение об определении стоимости ценных бумаг, приобретенных в состав активов до 1 марта 2020 года, по справедливой стоимости, сложившейся на 1 марта 2020 года, и долговых ценных бумаг, приобретенных в состав активов с 1 марта по 30 сентября 2020 года, по справедливой стоимости, сложившейся на день их приобретения (данная мера будет действовать до 1 января 2021 года).

5.4. В связи с тем, что большинство финансовых организаций возобновили свою работу в полном объеме, организовали процессы даже с учетом дистанционной работы части сотрудников, целесообразно вернуться к стандартным надзорным процедурам, важным для поддержания устойчивости организаций на фоне усиления кредитных рисков. С учетом этого Банк России не планирует продлевать действие следующих послаблений:

- Возможность переноса кредитными организациями срока предоставления информации об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала и их результатах по состоянию на 1 января 2020 года на индивидуальной и консолидированной основе.

Предоставленная кредитными организациями информация об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала и их результатах по состоянию на 1 января 2020 года на индивидуальной и консолидированной основе будет учтена Банком России при проведении соответствующей оценки по состоянию на 1 января 2021 года, а также при оценке показателя системы управления рисками (ПУ 4).

- Возможность переноса срока ежегодного представления СЗКО в Банк России планов восстановления финансовой устойчивости.

- Возможность переноса кредитными организациями срока формирования профессиональных суждений по ссудам юридических лиц, предоставленным до 1 марта 2020 года, по данным отчетности за первое полугодие 2020 года.

- Решение о неприменении мер воздействия в случае неисполнения негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, страховщиком обязанности в части предоставления специализированному депозитарию копий первичных документов, подтверждающих наличие на специальных брокерских счетах, банковских счетах и во вкладах имущества, в случае отсутствия изменений в составе указанного имущества; специализированным депозитарием - обязанности по уведомлению Банка России о выявленных нарушениях управляющими компаниями, негосударственными пенсионными фондами и страховщиками вышеуказанных обязанностей.

- Решение о неприменении к финансовым организациям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации за нарушения, допущенные в следующих случаях:

- в случае нарушения федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, если допущенные кредитной организацией нарушения вызваны системными факторами, обусловленными распространением коронавирусной инфекции;

- в случае нарушения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями порядка и сроков представления в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ, а также сроков разработки и утверждения целевых правил внутреннего контроля;

- в случае нарушения уполномоченными банками сроков передачи информации органам валютного контроля;

- в случае нарушения участниками финансового рынка сроков представления в репозитарии информации о договорах, предусмотренных Указанием Банка России N 4104-У;

- в случае приема электронных средств платежа иностранных поставщиков платежных услуг при несоответствии требованиям законодательства о национальной платежной системе;

- в случае нарушения операторами платежных систем, операторами по переводу денежных средств сроков и методики составления отчетности списка форм отчетности и иной информации.

- Решение о неприменении мер воздействия в отношении юридических лиц (их должностных лиц):

- в случае нарушения юридическими лицами сроков исполнения обязанностей по ведению списка инсайдеров в части внесения в него изменений (его актуализации) и по уведомлению лиц, включенных в список инсайдеров;

- в случае нарушения юридическими лицами, раскрывающими в ограниченном составе и (или) объеме инсайдерскую информацию, подлежащую раскрытию, сроков направления в Банк России уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается;

- в случае несоблюдения юридическими лицами отдельных правил внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

5.5. Банком России также принято решение о прекращении действия установленных на период пандемии ограничений на размер эквайринговой комиссии для онлайн-покупок продуктов питания и еды, лекарств, иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса, а также при оплате медицинских услуг. Данная мера была целесообразна в начале пандемии и способствовала существенному росту онлайн-торговли, но необходимо соблюдать баланс между интересами банков и предприятий торговли. В условиях длительного ограничения комиссий банки вынуждены повышать другие комиссии или предоставлять менее удобные для потребителей продукты. Кроме того, установленное ограничение размера эквайринговой комиссии за счет снижения издержек на прием банковских карт уменьшает заинтересованность торгово-сервисных предприятий во внедрении оплаты с использованием Системы быстрых платежей.