При применении документа следует учитывать, что Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

<Письмо> МНС РФ от 19.12.2001 N СА-6-04/952 "О порядке начисления пени на суммы авансовых платежей"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 19 декабря 2001 г. N СА-6-04/952

О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНИ

НА СУММЫ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими запросами налоговых органов по применению пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" сообщает следующее.

В соответствии со статьей 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

При начислении пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями следует исходить из того, что пени подлежат уплате налогоплательщиками в случае образования у них недоимки, то есть не уплаченной в установленный срок суммы налога на доходы, когда таковая начисляется по итогам налогового периода на основе фактически полученного дохода, определяемого в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Кодекса.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 8 ст. 227 НК РФ ФЗ от 15.04.2019 N 63-ФЗ изложен в новой редакции. Об исчислении сумм авансовых платежей см. п. 7 ст. 227 НК РФ.

Согласно пункту 8 статьи 227 Кодекса расчет авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании сумм предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от осуществления деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

Учитывая, что установленный статьей 75 Кодекса порядок предусматривает начисление пени при неуплате налога с фактически полученного дохода, то правовых оснований для начисления пени за несвоевременную уплату авансовых платежей в течение налогового периода не имеется, поскольку расчет их производится исходя из предполагаемого дохода или суммы фактически полученного дохода от осуществляемой деятельности в предыдущем налоговом периоде.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 9 ст. 227 НК РФ ФЗ от 15.04.2019 N 63-ФЗ признан утратившим силу. Об уплате авансовых платежей см. п. 8 ст. 227 НК РФ.

Вместе с тем если по итогам налогового периода налогоплательщиком представлена в налоговый орган декларация по налогу на доходы физических лиц, из которой следует, что налогоплательщик получал в течение отчетного налогового периода доходы, но не исполнял своей обязанности по уплате авансовых платежей в установленные пунктом 9 статьи 227 Кодекса сроки, то налоговый орган производит начисление пени исходя из суммы фактически полученного дохода, распределяемого по каждому сроку уплаты.

Учитывая изложенное, суммы авансовых платежей, не уплаченные в установленные сроки, будут являться задолженностью налогоплательщика, на которую могут быть начислены пени только после представления декларации по налогу на доходы физических лиц исходя из фактически полученного налогоплательщиком дохода.

При этом если сумма налога, подлежащая уплате и исчисленная с фактического дохода, больше или равна сумме авансовых платежей, то пени начисляются на сумму авансовых платежей, первоначально предъявленных к уплате. Если же суммы авансовых платежей больше, чем суммы налога, подлежащие уплате, то расчет пени производится исходя из сумм налога, подлежащего уплате и исчисленного исходя из фактически полученного дохода.

Например (цифры примера условные):

1) индивидуальному предпринимателю, у которого единственным источником дохода является предпринимательская деятельность, на основании суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период начислены авансовые платежи по трем срокам уплаты в размере: не позднее 15.07.2001 - в размере 1500 руб., не позднее 15.10.2001 - в размере 750 руб., не позднее 15.01.2002 - в размере 750 руб. При этом сумма платежа по первому сроку уплаты в размере 1500 руб. фактически уплачена 20.07.2001.

По окончании налогового периода представлена декларация по налогу на доходы физических лиц, где общая сумма налога, подлежащая к уплате (гр. 10 листа 02 формы N 3-НДФЛ), составила 3500 руб. Расчет пени производится следующим образом: 1500 руб. х 0,083% х 5 дней;

КонсультантПлюс: примечание.

По доходам, полученным физическими лицами, начиная с 1 января 2002 года, декларации должны представляться по формам N 3-НДФЛ и N 4-НДФЛ, утвержденным Приказом МНС РФ от 24.10.2002 N БГ-3-04/592.

2) используя данные, приведенные в первом примере, предположим, что по окончании налогового периода представлена декларация по налогу на доходы физических лиц, где общая сумма налога, подлежащая к уплате (гр. 10 листа 02 формы N 3-НДФЛ), составила 1000 руб.

Сумма налога в размере 1000 руб. разбивается на три срока уплаты: 500 руб. по сроку 15.07.2001; 250 руб. по сроку 15.10.2001 и 250 руб. по сроку 15.01.2002.

Несмотря на то, что у налогоплательщика имеется переплата по первому сроку уплаты в сумме 1000 руб. (1500 руб. - 500 руб.), но в связи с тем, что уплата авансовой суммы произведена после установленного срока, на сумму причитающегося к уплате по первому сроку налога начисляется пеня за 5 дней исходя из фактически полученного дохода: 500 руб. х 0,083% х 5 дней.

На основании декларации о фактически полученном доходе в лицевом счете производится уменьшение начислений по ранее начисленным налоговым органом авансовым платежам в соответствии с установленным порядком хронологии ведения лицевого счета.

Заместитель министра

Российской Федерации по налогам и сборам -

государственный советник

налоговой службы III ранга

С.АМИНЕВ