Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.06.2020 N АКПИ20-72 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 94 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, утв. Приказом ФТС России от 14.01.2019 N 28>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2020 г. N АКПИ20-72

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ангиолайн интервеншионал девайс" о признании недействующим пункта 94 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 14 января 2019 г. N 28,

установил:

приказом Федеральной таможенной службы (далее также - ФТС России) от 14 января 2019 г. N 28 утверждены Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров (далее - Разъяснения). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 16 апреля 2019 г., регистрационный номер 54388, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 апреля 2019 г.

Согласно пункту 94 "Стерилизационные конверты (пакеты)" Разъяснений, содержание которого состоит из подпункта 94.1, стерилизационные конверты (пакеты), с одной стороны, выполненные из прозрачной пластмассы, обеспечивающей возможность визуальной идентификации содержимого конверта, а с другой стороны из нетканого материала из химических текстильных нитей с точечным (частичным) полимерным покрытием, обеспечивающего защиту содержимого от физического проникновения мелких частиц пыли и позволяющего использовать конверт для стерилизации газом медицинской продукции, классифицируются в субпозиции 6305 39 000 0 единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 (далее также - ТН ВЭД ЕАЭС, ТН ВЭД, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1, 3 б) и 6.

Общество с ограниченной ответственностью "Ангиолайн интервеншионал девайс" (далее также - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 94 Разъяснений, ссылаясь на его противоречие Основным правилам интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, входящим в Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 (далее также - ОПИ). По мнению административного истца, оспариваемый пункт не учитывает правила классификации частей (комплектующих), целевое назначение описанного в нем товара, а также нарушает права, свободы и законные интересы Общества как лица, осуществляющего ввоз стерилизационных конвертов на территорию Российской Федерации через таможенную границу Евразийского таможенного союза (далее также - ЕАЭС). Общество считает, что стерилизационные конверты (пакеты) являются не упаковочным материалом, а частями (комплектующими) медицинских изделий, необходимыми для обеспечения возможности использования по своему назначению медицинских изделий.

В обоснование заявленного требования Общество указывает, что является участником внешнеэкономической деятельности, при ввозе стерилизационных конвертов на территорию Российской Федерации они классифицируются им кодом товарной субпозиции 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС как элемент медицинского изделия. Однако применение описания товаров, указанного в пункте 94 Разъяснений и обозначенного кодом товарной субпозиции 6305 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, влечет для Общества увеличение размера ввозной таможенной пошлины до 7 процентов по сравнению с описанием товара, указанного в субпозиции 9018 90 840 9 с применением ставки ввозной таможенной пошлины 0 процентов.

В письменных возражениях на административное исковое заявление ФТС России, Министерство финансов Российской Федерации (далее также - Минфин России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) указывают, что Разъяснения изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству Российской Федерации и Евразийского экономического союза, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.

Представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Ангиолайн интервеншионал девайс" Н., участвующий в судебном заседании посредством веб-конференции, поддержал заявленное требование.

Представитель ФТС России Т. и представитель Минфина России Ш. возражали против удовлетворения административного иска.

Представитель Минюста России К. полагал, что не имеется оснований для удовлетворения заявленного требования.

Выслушав объяснения представителя административного истца Н., возражения представителя Федеральной таможенной службы Т., представителя Министерства финансов Российской Федерации Ш., представителя Министерства юстиции Российской Федерации К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза), и актами, составляющими право Союза (международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 21 Кодекса Союза в целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенные органы, определенные законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании, могут принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных видов товаров в порядке, установленном законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Таможенные органы обеспечивают публикацию таких решений и разъяснений.

Указанные решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров на территории государства-члена, таможенным органом которого они приняты.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ определено, что в целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенными органами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, издает разъяснения о классификации отдельных видов товаров.

Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809, данному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (пункт 1), предоставлено право принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, обеспечивая их публикацию (подпункт 5.23).

Таким образом, Разъяснения изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона, Кодекса Союза и в пределах предоставленных такому органу полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.

Оспариваемое нормативное положение не противоречит праву ЕАЭС, включая требования Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и законодательству Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Разъяснения изданы в целях выработки единообразных подходов по классификации товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Кодекса Союза установлено, что декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 20 Кодекса Союза таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

В соответствии со статьей 19 Кодекса Союза товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

Международная Конвенция по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.) (далее также - Конвенция, Гармонизированная система) возлагает на Российскую Федерацию как государство - участника этого международного договора обязанность обеспечивать соответствие применяемых таможенно-тарифных и статистических номенклатур Гармонизированной системе.

Обязательность применения Гармонизированной системы в Российской Федерации, кроме того, вытекает из пункта 2 статьи 25 Договора о Союзе, согласно которому Гармонизированная система является основой ТН ВЭД.

Применение Гармонизированной системы включает в себя обязательное использование ее Основных правил интерпретации (пункт 1 статьи 3 Конвенции).

В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД при классификации товаров решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522 принято Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение N 522), которым даны использованные в нем определения и термины, определен порядок и последовательность применения ОПИ, предназначенных для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне исходя из места товаров в ТН ВЭД, определяемого группами, подгруппами, товарными позициями, субпозициями и подсубпозициями товаров с учетом описания таких групп, подгрупп, товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций, вытекающего из признаков товаров и их функционального назначения.

В Положении N 522 указано, что под классификационной группировкой понимается поименованная в ТН ВЭД совокупность товаров, имеющих общие признаки.

Общие признаки товаров, входящих в классификационные группировки, определяются на основании признаков, указанных в их наименованиях, с учетом признаков, указанных в непосредственно вышестоящих классификационных группировках и примечаниях, содержащихся в ТН ВЭД (пункт 2.1).

Пунктом 6 Положения N 522 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

Для субпозиций и подсубпозиции товаров их классификация определяется также количеством дефисов, стоящих перед наименованием товаров. Для товаров одного уровня количество дефисов в субпозициях (подсубпозициях) является одинаковым (один, два или три дефиса). При этом следует учитывать последовательность размещения товаров в порядке возрастания количества дефисов в субпозициях (подсубпозициях) в рамках одной товарной позиции.

Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по Правилам, изложенным в ОПИ (приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54).

Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ.

В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.

Правилом 2 (а) ОПИ закреплено, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.

Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями правила 3 (правила 2(6) ОПИ).

Согласно Правилу 3 ОПИ в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара;

б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

Правилом 6 ОПИ предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Таким образом, при классификации товара предпочтение отдается той товарной позиции, которая дает более полное описание товара, отображая его технические характеристики, функциональное назначение, область применения. Все эти обстоятельства оцениваются в совокупности.

Доводы ООО "Ангиолайн интервеншионал девайс" о том, что пункт 94 Разъяснений противоречит ОПИ и не учитывает правила классификации частей (комплектующих), а также целевое назначение описанного в данном пункте товара, основаны на неправильном толковании норм права.

Утвержденный в пункте 94 Разъяснений код товаров 6305 39 000 0 с учетом приведенных положений ОПИ относится к группе товаров с цифровым обозначением 63, которая имеет наименование "Прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпье".

Согласно примечанию 1 к группе товаров 63 в ТН ВЭД в подгруппу I (товарные позиции 6301 - 6307) включаются только готовые изделия из любого текстильного материала.

В таблице в группе товаров 63 содержится подгруппа товаров с кодом 6305, имеющая общее для подгруппы наименование "Мешки и пакеты упаковочные", после которого перечислены субпозиции и подсубпозиции товаров.

В частности, к товарной субпозиции под кодом 6305 33 с учетом общего наименования подгруппы товаров отнесены мешки и пакеты упаковочные "-- из полос или лент или аналогичных форм из полиэтилена или пропилена прочие".

Ниже обозначенного наименования товарной субпозиции в указанной таблице размещена подсубпозиция товаров под кодом 6305 39 000 0 с наименованием "-- прочие".

В силу примечания 7 (е) к разделу XI "Текстильные материалы и текстильные изделия" ТН ВЭД термин "готовые" означает сшитые, склеенные или соединенные другим способом.

Из описания термина "готовые" следует, что определяющим условием для отнесения товара к той или иной товарной позиции является факт готовности изделия к применению по назначению.

Коллегией Евразийской экономической комиссии принята рекомендация от 7 ноября 2017 г. N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения). Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Так, в пункте (III) Пояснений к Правилу 1 ОПИ указано, что вторая часть данного Правила говорит о том, что классификацию следует проводить исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (подпункт (а)), и если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениям Правил 2, 3, 4, и 5, где это применимо (подпункт (б)).

При этом по смыслу указаний в пунктах (I) и (II) Пояснений к Правилу 1 ОПИ названия разделов, групп и подгрупп товаров приводятся только для удобства пользования и они не имеют законной силы при классификации.

Для юридических целей при классификации товаров принимаются во внимание только тексты, указанные в товарных позициях, субпозициях и подсубпозициях товаров с учетом примечаний к разделам или группам товаров.

В пояснениях к Правилу 3 (б) ОПИ, указанных в пункте (VI) Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, установлено, что второй метод относится, в том числе только к многокомпонентным товарам, состоящим из разных компонентов (подпункт (iii). Он используется только в том случае, если Правило 3 (а) не применимо.

Во всех этих случаях товары должны классифицироваться так, как будто они состоят только из материала или компонента, который придает им основное свойство в той степени, в которой применим этот критерий (пункт (VII) Пояснений к Правилу 3(б)).

Фактор, который определяет основное свойство, будет различным для разных видов товаров. Он может, например, определяться природой материала или компонента, его объемом, количеством, массой, стоимостью или же ролью, которую играет это материал или компонент при использовании товара (пункт (VIII) Пояснений к Правилу 3(б)).

В пояснениях к Правилу 6 ОПИ указывается на порядок классификации товаров с учетом дифференциации наименований товаров, размещенных под дефисами (один, два или три) в субпозициях, подсубпозициях товаров в пределах одной товарной позиции исходя из наиболее конкретного описания товара.

Сфера действия субпозиции с двумя дефисами не должна выходить за пределы той субпозиции с одним дефисом, к которой принадлежит данная субпозиция с двумя дефисами, а сфера действия субпозиции не должна выходить за пределы той товарной позиции, к которой принадлежит данная субпозиция с одним дефисом (пункт (III) пояснений к Правилу 6).

Группа товаров 63 ТН ВЭД ЕАЭС размещена в третьем томе - разделы IX - XIII. В примечаниях к группе 63 в пункте 1 указано, что в подгруппу I включаются только готовые изделия из любого текстильного материала.

Исходя из общих положений Пояснений к группе 63 ТН ВЭД ЕАЭС в товарные позиции 6301 - 6307 (подгруппа I) входят готовые текстильные изделия из любого текстильного материала (ткани или трикотажного полотна, войлока или фетра, нетканых материалов и т.д.), которые не имеют более конкретного описания в других группах раздела XI либо в другом месте Номенклатуры. (Термин "готовые текстильные изделия" означает изделия, изготовленные так, как описано в примечании 7 к разделу XI.)

При этом нетканый материал представляет собой полотно или холст преимущественно из текстильных волокон, ориентированных или расположенных беспорядочно и скрепленных. Эти волокна могут быть натурального или химического происхождения (Общие положения Пояснений к группе 56 ТН ВЭД ЕАЭС).

Пункт 2 примечания к группе 63 ТН ВЭД ЕАЭС содержит исключения товаров, которые не включаются в данную группу. Среди исключений не поименована упаковка для медицинских изделий, значит, она может быть включена в подгруппу I (готовые текстильные материалы), в товарную позицию 6305 ТН ВЭД ЕАЭС.

Кроме того, в Пояснениях к группе 63 в разделе Подгруппа I "Готовые текстильные изделия прочие" раскрыто содержание товарной позиции 6305 с наименованием "Мешки и пакеты упаковочные", в которую включена субпозиция 6305 39 "-- прочие", и указано, что в данную товарную позицию включаются текстильные мешки и пакеты, обычно используемые для упаковки товаров при транспортировке, хранении или продаже.

Указанная субпозиция размещена после безцифровой субпозиции, обозначенной одним дефисом и именуемой "- из химических текстильных материалов", что с учетом Правила 6 ОПИ ТН ВЭД позволяет субпозицию 6305 39 при наличии равнозначных предыдущих субпозиций товаров с двумя дефисами понимать как вытекающую из вышестоящей и наиболее точно определяющую товары, описанные в спорном пункте Разъяснений.

Исходя из построения классификации товаров в ТН ВЭД последовательное применение наименований, начиная с товарной позиции 6305 и включая субпозицию 6305 39, определяет товары со следующим наименованием "Мешки и пакеты упаковочные - из химических текстильных материалов - прочие", что в наибольшей степени позволяет отнести признаки товаров, указанные в спорном пункте Разъяснений, именно к названной в этом пункте товарной субпозиции 6305 39 000 0.

При этом отсутствует указание на то, в какой именно сфере должны использоваться текстильные пакеты данной товарной позиции. Следовательно, не исключается их использование в качестве упаковки медицинских изделий для последующей стерилизации.

Как следует из представленных материалов, стерилизационный конверт (пакет) является многокомпонентным изделием и состоит из прозрачной пластмассы, нетканого материала из химических текстильных нитей с точечным (частичным) полимерным покрытием. Основное свойство товару придает именно текстильный материал, так как он обеспечивает защиту содержимого от физического проникновения мелких частиц пыли и позволяет использовать конверт для стерилизации газом медицинской продукции, в то время как полимерный материал обеспечивает возможность визуальной идентификации содержимого конверта.

Конверт для стерилизации (пакет) в соответствии с ОПИ 1 с учетом наименования товарной позиции, содержащего более конкретное описание товара, и ОПИ 3 (б), а также наличия в составе товара текстильного материала, придающего товару основное свойство, классифицируется в товарной позиции 6305 ТН ВЭД ЕАЭС как "Мешки и пакеты упаковочные".

Классификация стерилизационных конвертов (пакетов) в субпозиции 6305 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ 1, 3 (б) и 6 производится в соответствии с критериями, установленными ТН ВЭД ЕАЭС, описанию товаров которой не противоречит содержание пункта 94 Разъяснений.

Кроме того, подобное толкование и классификация такого товара, как стерилизационные конверты (пакеты), коррелируется с решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 22 июня 2017 г. N 23/5 "О классификации стерилизационных конвертов (пакетов) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза", согласно которому стерилизационные конверты (пакеты), с одной стороны, выполненные из прозрачной пластмассы, обеспечивающей возможность визуальной идентификации содержимого конверта, а с другой стороны, из нетканого материала из химических текстильных нитей с точечным (частичным) полимерным покрытием, обеспечивающего защиту содержимого от физического проникновения мелких частиц пыли и позволяющего использовать конверт для стерилизации газом медицинской продукции, в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1, 3 б) и 6 классифицируются в субпозиции 6305 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно Договору об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза (г. Москва, 22 июня 2011 г.) основными задачами Объединенной коллегии в том числе являются координация деятельности таможенных служб государств - членов Таможенного союза (государств Сторон) в рамках Таможенного союза и обеспечение единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза в пределах своей компетенции; решения Объединенной коллегии в семидневный срок с даты принятия объявляются для исполнения приказами руководителей центральных таможенных органов государств Сторон, издаваемыми ими в пределах полномочий, установленных законодательством каждого из государств Сторон соответственно (статьи 5, 9).

По изложенным выше мотивам нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что Разъяснения не учитывают правила классификации частей (комплектующих), а также целевое назначение описанного в пункте 94 Разъяснений товара. Доводы административного истца о том, что стерилизационные конверты (пакеты) являются неотъемлемыми частями (комплектующими) для медицинских изделий, в связи с этим подлежат классификации в субпозиции 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС, несостоятельны.

С учетом обозначенного порядка классификации товаров в группе товаров 90 ТН ВЭД ЕАЭС под товарной позицией 9018 указаны "приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения" "- аппаратура электродиагностическая (включая аппаратуру для функциональных диагностических исследований или для контроля физиологических параметров)", в субпозиции 9018 90 поименованы "- инструменты и оборудование, прочие", в субпозиции 9018 90 840 указаны "-- прочие", в подсубпозиции 9018 90 840 9 указаны "--- прочие".

В связи с этим следует согласиться с доводами возражений ФТС России и Минфина России, что в рассматриваемом случае стерилизационные конверты (пакеты), выполненные из материалов, которые позволяют использовать их для стерилизации газом медицинской продукции, ни в силу конструктивных особенностей, ни в силу своего функционального назначения не являются медицинским прибором, аппаратурой для функциональной диагностики, инструментом и оборудованием, в том числе прочим, именно исходя из описания товаров в ТН ВЭД ЕАЭС с учетом Пояснений и Гармонизированной системы. Стерилизационные конверты (пакеты) как готовые товары, ввозимые на территорию Таможенного союза, не являются составными частями, комплектующими или принадлежностями конкретных медицинских изделий (продукции), которые в них впоследствии могут быть размещены для стерилизации после выпуска товаров таможенным органом согласно статье 118 Кодекса Союза.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение не может рассматриваться как нарушающее права административного истца в сфере таможенных отношений в процессе осуществления им внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Ангиолайн интервеншионал девайс" о признании недействующим пункта 94 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 14 января 2019 г. N 28, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО