Проведение проверок саморегулируемых организаций

24. Основаниями для начала административной процедуры являются:

1) ежегодный план проведения плановых проверок, утвержденный руководителем Росреестра;

2) непоступление от саморегулируемой организации в срок, установленный предписанием об устранении выявленных нарушений, документов (сведений), подтверждающих исполнение саморегулируемой организацией предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

3) приказ Росреестра (территориального органа), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) поступление в Росреестр (территориальный орган) жалобы на действия или бездействие саморегулируемой организации, нарушающие обязательные требования, а также имеющиеся в документах саморегулируемой организации, представленных в Росреестр, несоответствия таким требованиям;

5) мотивированное представление должностного лица Росреестра по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с саморегулируемой организацией, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

25. Административная процедура по проведению проверок саморегулируемых организаций включает следующие административные действия:

1) организацию проверок саморегулируемых организаций;

2) проведение проверок саморегулируемых организаций;

3) оформление результатов проверок саморегулируемых организаций.

26. Содержанием административного действия по организации проверок саморегулируемых организаций является установление основания для проведения проверки, издание приказа о проведении проверки, запрос и изучение материалов и информации, необходимых для проведения проверки, подготовка и направление саморегулируемой организации уведомления о проведении проверки.

27. Ответственным за выполнение административного действия по организации проверок является должностное лицо структурного подразделения Росреестра (территориального органа), ответственного за исполнение государственной функции.

28. Приостановление осуществления государственного надзора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

29. При наличии основания, предусмотренного подпунктом 1 пункта 24 Регламента, должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, подготавливает проект приказа о проведении плановой проверки, при наличии оснований, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 24 Регламента, - о проведении внеплановой проверки.

30. Проверки осуществляются в форме документарных и выездных плановых, а также документарных и выездных внеплановых проверок саморегулируемых организаций.

Проверки проводятся:

по месту нахождения саморегулируемой организации (далее - выездная проверка);

без выезда по месту нахождения саморегулируемой организации (далее - документарная проверка).

Форма проведения проверки определяется руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) или лицом, его замещающим, с учетом требований части 1 статьи 11, части 1 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ и указывается в приказе о проведении проверки.

31. При отсутствии в поступившей в Росреестр (территориальный орган) жалобе достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов саморегулируемой организации, имеющихся в распоряжении Росреестра (территориального органа), при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с саморегулируемой организацией и без возложения на него обязанностей по представлению информации и исполнению требований Росреестра (территориальных органов). В рамках предварительной проверки у саморегулируемой организации могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченное должностное лицо Росреестра (территориального органа) подготавливает проект приказа о проведении внеплановой проверки.

32. В приказе о проведении проверки указываются следующие сведения:

1) наименование органа федерального государственного надзора (Росреестр или территориальный орган);

2) вид федерального государственного надзора;

3) фамилии, имена, отчества (последние - при наличии) и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки (с обязательным указанием председателя комиссии, если проверка проводится комиссией);

4) наименование саморегулируемой организации, проверка которой проводится, место нахождения саморегулируемой организации;

5) форма и вид проверки;

6) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

7) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

8) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проверки;

9) наименование и реквизиты административного регламента по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;

10) перечень документов, представление которых саморегулируемой организацией необходимо для достижения целей и задач проверки;

11) даты начала и окончания проведения проверки;

12) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа, утвержденной в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ.

33. Изменения в ходе проведения проверки должностного лица, уполномоченного на проведение проверки (состава комиссии), срока (даты начала и окончания) проведения проверки, целей, задач или предмета проводимой проверки оформляются приказом Росреестра (территориального органа) о внесении изменений в приказ о проведении проверки в соответствии с пунктами 32, 34 - 36 Регламента.

34. Проект приказа о проведении проверки и документы, на основании которых он подготовлен, передаются на подпись руководителю (заместителю руководителя) Росреестра (территориального органа), лицу, его замещающему.

35. Руководитель (заместитель руководителя) Росреестра (территориального органа) либо лицо, его замещающее, рассматривает проект приказа о проведении проверки и прилагаемые к нему документы, подписывает или возвращает его на доработку должностному лицу с указанием причин отказа в подписании приказа.

36. Подписанный приказ Росреестра (территориального органа) передается на регистрацию в соответствующее структурное подразделение Росреестра (территориального органа).

37. Приказ Росреестра (территориального органа) о проведении плановой проверки саморегулируемой организации должен быть издан не менее чем за четыре рабочих дня до начала плановой проверки, в случае проведения внеплановой проверки - не менее чем за два рабочих дня.

38. Согласование проведения внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры проводится по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом N 294-ФЗ.

39. На основании приказа Росреестра (территориального органа) о проведении проверки должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, готовит проект уведомления о проведении проверки.

В уведомлении о проведении проверки указываются:

1) реквизиты приказа о проведении проверки;

2) форма (выездная или документарная) и вид (плановая или внеплановая) проверки;

3) адрес, по которому будет проводиться проверка саморегулируемой организации;

4) срок (даты начала и окончания) проведения проверки;

5) предмет проверки;

6) перечень документов, которые саморегулируемая организация обязана представить к началу проверки.

Уведомление о проведении проверки в случае необходимости совершения саморегулируемой организацией конкретных действий по обеспечению содействия в проведении проверки содержит требования:

1) о направлении в Росреестр (территориальный орган) документов и материалов, необходимых для осуществления проверки;

2) о проведении организационных мероприятий, в том числе обеспечении беспрепятственного доступа в здания и другие служебные помещения саморегулируемой организации, использовании принадлежащих Росреестру (территориальному органу) организационно-технических средств, а также об определении состава лиц саморегулируемой организации, с которыми будет производиться взаимодействие в ходе проведения проверки.

40. Должностное лицо передает подготовленный проект уведомления о проведении проверки на подпись уполномоченному на подписание исходящей документации должностному лицу Росреестра (территориального органа) в срок не позднее четырех рабочих дней до начала плановой проверки либо в срок не позднее одного рабочего дня до начала внеплановой проверки.

41. Подписанное уведомление и копия приказа о проведении проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала плановой проверки направляются саморегулируемой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты саморегулируемой организации, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен саморегулируемой организацией в Росреестр, или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки саморегулируемая организация уведомляется Росреестром (территориальным органом) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты саморегулируемой организации, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен саморегулируемой организацией в Росреестр.

42. Изменения, внесенные в приказ о проведении проверки (в части должностного лица, уполномоченного на проведение проверки (состава комиссии), срока (даты начала и окончания) проведения проверки, целей, задач или предмета проводимой проверки), оформленные приказом Росреестра (территориального органа) о внесении изменений в приказ о проведении проверки, доводятся до сведения саморегулируемой организации посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или иным способом, обеспечивающим подтверждение их получения, в срок, не превышающий двадцати четырех часов с даты подписания приказа.

43. Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, при осуществлении административного действия по организации проверок саморегулируемых организаций:

1) изучает (анализирует) имеющиеся в Росреестре (территориальном органе), полученные в установленном законодательством Российской Федерации порядке документы о деятельности саморегулируемой организации, в том числе статистические и иные формы отчетности, характеризующие состояние ее деятельности, акты по результатам предыдущих проверок, сведения об устранении выявленных нарушений, иные документы, результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений;

2) при необходимости обеспечивает подготовку и направление запросов в территориальные органы Росреестра, органы государственной власти (органы государственной статистики), органы местного самоуправления, иные организации.

44. Содержанием административного действия по проведению проверок саморегулируемых организаций является изучение материалов и документов саморегулируемой организации, изучение информации и документов, размещенных на сайте саморегулируемой организации в сети "Интернет", на соответствие саморегулируемой организации и ее деятельности обязательным требованиям, получение пояснений саморегулируемой организации.

45. Срок проведения проверки указан в пунктах 21 и 22 Регламента.

46. Проверка проводится одним должностным лицом Росреестра (территориального органа) (далее - должностное лицо) или комиссией в составе двух и более должностных лиц, одно из которых является председателем комиссии. Должностное лицо (при проведении проверки комиссией - должностные лица), осуществляющее проверку, определяется руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) или лицом, его замещающим.

47. Ответственным за выполнение административного действия по проведению проверок саморегулируемых организаций является должностное лицо Росреестра (территориально органа), уполномоченное на проведение проверки.

48. Документарная проверка проводится путем рассмотрения имеющихся в Росреестре (территориальном органе) документов, в том числе материалов предыдущих проверок, дел об административных правонарушениях, а также документов, поступающих от саморегулируемых организаций, запрашиваемых и получаемых Росреестром (территориальными органами) от органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, и пояснений саморегулируемых организаций.

49. Документарная проверка проводится в случае, если результат исполнения государственной функции может быть достигнут на основании имеющихся в Росреестре (территориальном органе) материалов и документов, а также истребованных у саморегулируемой организации документов.

50. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росреестра (территориальных органов), вызывает обоснованные сомнения в связи с тем, что в представленных документах выявлены ошибки и (или) противоречия либо эти сведения не позволяют оценить исполнение саморегулируемой организацией обязательных требований, в адрес саморегулируемой организации направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проверки документы (далее - запрос). К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Росреестра (территориального органа) о проведении документарной проверки.

Указанные в запросе документы направляются в Росреестр (территориальный орган) в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса саморегулируемой организацией.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью уполномоченного должностного лица саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных саморегулируемой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Росреестра (территориального органа) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственной функции, информация об этом направляется саморегулируемой организации с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Саморегулируемая организация, представляющая пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в настоящем пункте сведений, вправе представить дополнительно в Росреестр (территориальный орган) документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Росреестр (территориальный орган), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

51. Должностное лицо (председатель комиссии, если проверка проводится комиссией) запрашивает необходимую информацию у территориальных органов Росреестра, соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных лиц в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

52. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом саморегулируемой организации пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений установлены признаки нарушения обязательных требований, Росреестр (территориальный орган) вправе провести выездную проверку.

Решение о проведении выездной проверки принимается руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) или лицом, его замещающим.

Подготовленный проект приказа о проведении выездной проверки представляется на подпись руководителю (заместителю руководителя) Росреестра (территориального органа) либо лицу, его замещающему, в соответствии с пунктами 32, 34 - 36 Регламента.

53. Выездная проверка начинается с предъявления руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) служебного удостоверения должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.

54. Должностное лицо (председатель комиссии, если проверка проводится комиссией) вручает руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) под подпись копию приказа о проведении проверки, знакомит с правами и обязанностями проверяемого.

55. В ходе проведения проверки необходимые для ее осуществления дополнительные документы (информация) представляются саморегулируемой организацией по запросу должностного лица (председателя комиссии, если проверка проводится комиссией).

Такой запрос оформляется в двух экземплярах, первый из которых передается руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу), второй экземпляр приобщается к акту проверки.

56. Содержанием административного действия по оформлению результатов проверки является составление акта проверки и вручение его руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) для ознакомления.

57. Ответственным за выполнение административного действия по оформлению результатов проверки является должностное лицо Росреестра (территориального органа), уполномоченное на проведение проверки.

58. Акты проверок саморегулируемых организаций оформляются непосредственно после проведения проверки на бумажном носителе в двух экземплярах.

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа, проводившего проверку (Росреестр или территориальный орган);

3) дата и номер приказа о проведении проверки;

4) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность лица, уполномоченного на проведение проверки (членов комиссии, с обязательным указанием председателя комиссии);

5) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

6) наименование проверяемой саморегулируемой организации, а также фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность руководителя или уполномоченного представителя саморегулируемой организации, присутствовавшего при проведении проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного уполномоченного лица саморегулируемой организации, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе в проставлении подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у саморегулируемой организации указанного журнала;

9) дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения внеплановой проверки (в случае, если проведение внеплановой проверки согласовывалось с органами прокуратуры);

10) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

59. Акт проверки подписывается всеми должностными лицами (членами комиссии), проводившими проверку саморегулируемой организации.

Акт проверки брошюруется с прилагаемыми документами или их копиями, связанными с проверкой, в том числе с актами о противодействии проведению проверки (если они составлялись), объяснениями должностных лиц и работников саморегулируемой организации, на которых возлагается ответственность за установленные нарушения.

60. Должностное лицо (председатель комиссии, если проверка проводится комиссией) вручает экземпляр акта проверки (с приложениями к нему) руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) под подпись об ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя (иного уполномоченного лица) саморегулируемой организации акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росреестра (территориального органа).

В случае отказа руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица) от получения для ознакомления акта проверки либо отказа в ознакомлении с актом проверки должностное лицо (председатель комиссии, если проверка проводилась комиссией) на всех экземплярах акта проверки делает надпись "от получения для ознакомления акта проверки отказался" с указанием должности, фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица) и удостоверяет ее своей подписью (в случае проведения проверки комиссией надпись удостоверяется подписью председателя комиссии, а также одного из членов комиссии). Указанный акт проверки направляется должностным лицом (председателем комиссии, если проверка проводится комиссией) в саморегулируемую организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При наличии согласия руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица) на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, или председателя комиссии (если проверка проводилась комиссией), руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу). При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

Документ, подтверждающий вручение акта проверки, приобщается к экземпляру акта, оставшемуся в деле Росреестра.

61. Срок направления (вручения) акта проверки - не позднее одного рабочего дня с даты его подписания.

62. В случае если проведение внеплановой выездной проверки согласовывалось с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

63. Акт считается полученным саморегулируемой организацией:

1) с момента его вручения уполномоченному представителю саморегулируемой организации;

2) с момента его доставки в саморегулируемую организацию, если акт направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

64. В журнале учета проверок (при его наличии) должностным лицом (председателем комиссии, если проверка проводится комиссией) осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа, проводившего проверку (Росреестр или территориальный орган), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях, а также указываются фамилии, имена, отчества (последние - при наличии) и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

65. Результатом административной процедуры являются составление акта проверки, вручение его саморегулируемой организации или его направление в адрес саморегулируемой организации.

66. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является акт проверки с отметкой о его вручении (направлении) проверяемому лицу.

67. Информация о результатах проведенной проверки вносится в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 <5>.

--------------------------------

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2019, N 45, ст. 6351.

Формирование единого реестра проверок осуществляется уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориальных органов), которые несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.

Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации осуществляются путем ввода имеющихся в Росреестре (территориальном органе) данных, а также данных, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и о персональных данных.

Каждой проверке в едином реестре проверок присваивается учетный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в единый реестр проверок.

68. В случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности саморегулируемой организацией, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица), повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки (должностные лица, уполномоченные на проведение проверки), составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае руководитель (заместитель руководителя) Росреестра (территориального органа) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такой саморегулируемой организации плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления саморегулируемой организации.