Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований

Административная процедура организации и проведения

внеплановых проверок соблюдения работодателями

обязательных требований

94. Административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов.

95. Основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения осуществления федерального государственного надзора, является издание руководителем Роструда (его заместителем) или руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) распоряжения или приказа на проведение внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение внеплановой проверки без распоряжения или приказа о ее проведении отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

96. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда, а также восстановлению нарушенных прав пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и их полномочных представителей.

97. В соответствии с требованиями части 4 статьи 1, части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований являются:

истечение срока исполнения работодателем выданного уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

поступление в Роструд или его территориальный орган:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Роструда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством Российской Федерации;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

наличие приказа (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

98. В целях осуществления настоящего Административного регламента к фактам возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан могут относиться следующие случаи:

нарушение порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, предусмотренных статьями 229.2, 230, 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3999) (далее - постановление Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73);

нарушение порядка проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровья работников по результатам расследования несчастных случаев.

99. При решении вопроса об организации проведения проверки по основанию, указанному в абзаце 8 пункта 97 Административного регламента, следует учитывать, что работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, независимо от их прекращения.

100. Мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов оформляется в виде служебной записки с изложением установленных обстоятельств.

101. Внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки, проводимой в порядке, установленном пунктами 47 - 74 Административного регламента, за исключением требований, предъявляемых исключительно к проведению плановой проверки и применению проверочных листов.

102. Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) и указывается в распоряжении или приказе о проведении проверки.

103. Внеплановая проверка может проводиться только уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа, указанными в распоряжении или приказе на проведение проверки.

При невозможности завершения внеплановой проверки уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда, указанными в распоряжении или приказе на проведение проверки, по причине их временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировки, увольнения и иным уважительным причинам руководитель территориального органа Роструда вправе принять решение о замене должностных лиц, уполномоченных на проведение внеплановой проверки.

Решение о замене должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, оформляется приказом в письменной форме и доводится до сведения работодателя в день принятия такого решения путем направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) нарочного вручения уполномоченному представителю работодателя.

При необходимости проведения в ходе федерального государственного надзора экспертиз, исследований, испытаний, измерений уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов вправе привлекать к их проведению экспертов и экспертные организации.

104. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится проверка, уведомляются уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа не менее чем за двадцать четыре часа до ее начала любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным), если основанием для нее является:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзацах 6 - 8 пункта 97 Административного регламента, не допускается.

В соответствии со статьей 12 Конвенции N 81 МОТ инспектор труда уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

105. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

106. В соответствии с требованиями части 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подлежат согласованию с органами прокуратуры.

107. В целях согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя в день подписания распоряжения или приказа о ее проведении уполномоченные должностные лица Роструда или его территориальных органов направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (далее - заявление), оформленное в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141.

Заявление подписывается руководителем Роструда или его территориального органа Роструда (их заместителями).

К заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа о проведении внеплановой выездной проверки, мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов и документы, содержащие сведения, послужившие основанием ее проведения.

108. По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурорами (их заместителями) принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения в письменной форме в день его принятия должно представляться либо направляться заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в Роструд или в его соответствующий территориальный орган.

109. В соответствии с положениями части 11 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ исключительным основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки может являться:

отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

несоблюдение установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к оформлению распоряжения или приказа на проведение внеплановой выездной проверки;

осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям Роструда и его территориальных органов;

проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в сфере труда в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного надзора, органами муниципального контроля.

110. В случае получения отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки по указанным основаниям уполномоченное должностное лицо Роструда или его территориального органа, ответственное за проведение проверки, обязано:

принять необходимые меры по устранению причин для отказа в согласовании проведения проверки, если они связаны с отсутствием приложенных необходимых документов, нарушением при оформлении распоряжения или приказа о проведении внеплановой выездной проверки, и повторно направить в соответствующий орган прокуратуры заявление о согласовании проверки;

продолжить проверку в документарной форме, если отказ органа прокуратуры обоснован отсутствием предусмотренного законодательством основания для проведения выездной проверки;

прекратить проведение проверки.

111. В случаях если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни или здоровью граждан, в связи с необходимостью принятия неотложных мер уполномоченные должностные лица Роструда или его территориальных органов вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении федерального государственного надзора посредством направления заявления и соответствующих документов в течение двадцати четырех часов.

В этом случае решение о согласовании проведения внеплановой проверки должно приниматься прокурором или его заместителем в день поступления соответствующих документов. При этом копия решения органа прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки может направляться с использованием сети Интернет.

112. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение внеплановой выездной проверки без согласования ее проведения с органами прокуратуры отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

113. Срок проведения внеплановых документарной либо выездной проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе отнесенных в соответствии с законодательством к субъектам малого предпринимательства, не может превышать двадцать рабочих дней.

Продление срока проведения внеплановых проверок не допускается.

114. Непосредственно перед началом внеплановой выездной проверки заверенная печатью копия распоряжения или приказа на проведение проверки вручается под роспись уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

По требованию полномочных представителей проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей уполномоченные должностные лица Роструда или его территориального органа обязаны представить документы, подтверждающие свои полномочия, а также ознакомить их с административными регламентами проведения федерального государственного надзора на объектах, используемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности.

115. Оформление результатов внеплановых проверок осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориальных органов в порядке, установленном пунктами 74 - 93 Административного регламента.

В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось и было получено согласование ее проведения с органами прокуратуры, копия акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки.

116. В случае если в ходе проведения внеплановой проверки возникла необходимость рассмотрения дополнительных документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) в распоряжение или приказ на проведение проверки вносятся соответствующие изменения, о которых работодатель уведомляется незамедлительно посредством вручения копии приказа или направления его заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение о внесении изменений оформляется соответствующим приказом.

117. После проведения анализа представленных документов уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориальных органов, проводящими проверку, проверяется полнота исполнения работодателем обязательных требований при расследовании и оформлении несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая достоверность их учета с целью выявления возможного сокрытия несчастных случаев на производстве.

В этих целях в зависимости от фактического объема проверки, связанного с различной численностью работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориальных органов, проводящим проверку, последовательно проводятся следующие действия:

проверка журнала регистрации несчастных случаев на производстве и наличия материалов расследования, зарегистрированных в журнале несчастных случаев в течение трех лет, предшествовавших проверке;

проверка надлежащего оформления каждого из известных уполномоченному должностному лицу Роструда или его территориальных органов, проводящему проверку, конкретных фактов травматического повреждения здоровья работников юридического лица или индивидуального предпринимателя (при их наличии), сведения о которых ранее были получены (предварительно или непосредственно в ходе проверки) в соответствующих лечебно-профилактических медицинских учреждениях (здравпунктах организации, травмпунктах или иных лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих большинство работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя), включая оформление в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 несчастных случаев на производстве, в результате которых лечебно-профилактическим медицинским учреждением было рекомендовано перевести пострадавшего на другую работу (без оформления листка временной нетрудоспособности);

выборочный анализ содержания зарегистрированных работодателем актов о несчастных случаях на производстве, происшедших с работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах, в целях выявления их соответствия установленным Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 обязательным требованиям к их оформлению;

выборочный анализ листков временной нетрудоспособности, выданных работникам данного юридического лица или индивидуального предпринимателя в связи со случаями травматического повреждения здоровья (по соответствующим шифрам диагноза) в текущем и предыдущем годах, в целях последующего проведения проверки имеющихся у юридического лица или индивидуального предпринимателя подтверждающих документов и материалов расследования, в том числе актов расследования, письменных объяснений пострадавших, их непосредственных руководителей, очевидцев происшествия, и достоверности изложенных в них сведений;

выборочная проверка достоверности расследования несчастных случаев с работниками организации, квалифицированных как несчастные случаи по пути на работу (с работы), в целях установления возможных фактов ошибочной квалификации этих случаев.

118. При проведении выборочного анализа надлежащего документального оформления зарегистрированных несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах, уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориальных органов, проводящими проверку, рассматриваются материалы расследования несчастных случаев на производстве (акты о расследовании несчастных случаев, акты о несчастных случаях на производстве) в целях правовой оценки надлежащего исполнения работодателем следующих обязательных требований, установленных статьями 227 - 230 Трудового кодекса Российской Федерации:

соблюдение требований о направлении в установленные статьей 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации сроки извещений о каждом несчастном случае на производстве, включая групповые несчастные случаи на производстве, тяжелые несчастные случаи на производстве и несчастные случаи на производстве со смертельным исходом, в органы, указанные в статье 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

включение в состав комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве должностных лиц и представителей, указанных в статье 229 Трудового кодекса Российской Федерации;

участие в составе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, относящихся к категории легких, специалиста по охране труда (в том числе специально привлеченного на договорной основе) и представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа;

соблюдение установленных статьей 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации сроков расследования несчастных случаев на производстве, включая их продление;

обоснованность выводов комиссии по расследованию несчастного случая о причинах и лицах, ответственных за допущенные нарушения, включая решение об установлении степени (размера) вины застрахованного, соответствие указанного решения заключению выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации;

правомерность решений о квалификации происшедших с работниками несчастных случаев как несчастные случаи, не связанные с производством, отказа в проведении расследования несчастных случаев и составлении акта по форме Н-1, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73;

соблюдение требований, указанных в статье 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации, о направлении в территориальный орган Роструда и иные органы сообщений о последствиях несчастных случаев на производстве.

119. При проведении анализа полноты и качества выполнения мероприятий по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве, определенных комиссиями по расследованию несчастных случаев на производстве, уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориальных органов, проводящим проверку, анализируются:

приказы (распоряжения) работодателя, изданные по результатам расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах, в целях правовой оценки характера предусмотренных в них профилактических мероприятий, обоснованности сроков их выполнения и установления должностных лиц, ответственных за их реализацию;

протоколы обсуждений (рассмотрений) работодателем с участием представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа данного юридического лица или индивидуального предпринимателя результатов расследования каждого несчастного случая в целях правовой оценки принятых решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.

120. После проведения анализа указанных документов уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, проводящим проверку, проводится выборочная проверка фактической реализации предусмотренных в них мероприятий, а также мероприятий, изложенных в актах о расследовании несчастных случаев на производстве, ранее происшедших с работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая мероприятия технического характера, непосредственно на рабочих местах, где ранее произошли несчастные случаи на производстве, и на аналогичных рабочих местах.

121. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Роструда или его территориального органа, проводящие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны осуществить административные действия, указанные в пунктах 126, 135 Административного регламента.

122. Если в ходе проверки были выявлены нарушения установленного Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 порядка оформления несчастных случаев на производстве, устранение которых возможно без проведения дополнительного расследования, то по результатам проверки уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, проводившим проверку, работодателю предъявляется требование о внесении в оформленный акт о несчастном случае на производстве необходимых изменений и дополнений (в виде обязательного для исполнения предписания).

К нарушениям установленного Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 порядка оформления несчастных случаев на производстве, устранение которых допускается без проведения дополнительного расследования данного несчастного случая, относятся следующие:

акт о несчастном случае на производстве оформлен на бланке неустановленной формы;

в отдельных пунктах акта о несчастном случае отсутствуют сведения, предусмотренные в установленной форме акта о несчастном случае на производстве.

В указанных случаях по требованию уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, проводившего проверку, оформляется новый акт о несчастном случае на производстве. Прежний акт о несчастном случае на производстве приказом работодателя признается утратившим силу, о чем работодатель (его представитель) либо должностное лицо, проводившее проверку, информируют пострадавшего или его полномочных представителей и заинтересованные органы, направляя им, при необходимости, переоформленный акт о несчастном случае на производстве или его копию.

123. Если в ходе проверки выявлены нарушения установленного Трудовым кодексом Российской Федерации и постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, устранение которых не представляется возможным без проведения дополнительного расследования, то по результатам проверки уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, проводившим проверку, проводится дополнительное расследование несчастного случая на производстве в порядке, установленном статьей 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

К нарушениям установленного Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, устранение которых невозможно без проведения дополнительного расследования, в частности, относятся следующие:

несчастный случай фактически не расследован в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 порядке, либо работодателем неправомерно принято решение об отказе в проведении расследования несчастного случая;

расследование несчастного случая на производстве проведено комиссией, сформированной с нарушением требований статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации;

несчастный случай неправомерно квалифицирован по результатам расследования как несчастный случай, не связанный с производством;

содержание акта о несчастном случае в части определения причин несчастного случая и лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, не соответствует фактическим обстоятельствам несчастного случая и (или) материалам его расследования;

изменение степени тяжести и последствий несчастного случая.

Подтверждением факта происшествия несчастного случая являются полученные в ходе проверки:

выписка из медицинской карты и (или) истории болезни пострадавшего, другие медицинские документы, выданные медицинским учреждением в порядке, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2012 г., регистрационный N 24366), в которое был доставлен пострадавший после получения им повреждения здоровья;

документы правоохранительных органов, проводивших проверку по факту повреждения здоровья пострадавшего;

письменные объяснения очевидцев происшествия несчастного случая и других лиц, располагающих сведениями о факте повреждения здоровья пострадавшего;

выписки из организационно-распорядительных документов работодателя, подтверждающие получение пострадавшим повреждения здоровья при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей;

иные документы, подтверждающие факт повреждения здоровья пострадавшего при исполнении им трудовых (профессиональных) обязанностей.