Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Письмо ФСС РФ от 14.03.2001 N 02-18/05-1899 <Об уплате единого социального налога>

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 2001 г. N 02-18/05-1899

Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для сведения и использования в практической работе Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/465 (далее - Методические рекомендации).

В связи с возникающими вопросами, связанными с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, обращаем внимание на следующие положения названных Методических рекомендаций.

1. В соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций нормативные правовые акты по порядку исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, обязанность по уплате которых возникла после введения в действие главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяются.

Данное положение не относится к нормативным правовым актам, регулирующим уплату взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" указанные взносы не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Действие главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяется и на организации и индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, поскольку они не являются плательщиками единого социального налога (п. 2.2 Методических рекомендаций).

2. В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций крестьянское (фермерское) хозяйство может быть представлено следующими организационно - правовыми формами:

1) глава крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальный предприниматель,

2) крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо (если оно было создано до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

Крестьянское (фермерское) хозяйство и глава крестьянского (фермерского) хозяйства могут являться работодателями и в этом случае обязаны уплачивать единый социальный налог, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации, с выплат и вознаграждений, производимых в пользу наемных работников.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, не являющиеся работодателями, в соответствии с пунктом 3 статьи 235 НК РФ не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно разъяснениям МНС России (пункт 2.1 Методических рекомендаций), глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к членам данного крестьянского (фермерского) хозяйства. Соответственно, с дохода главы и членов крестьянского (фермерского) хозяйства единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, не уплачивается.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" социальное страхование в обязательном порядке распространяется на граждан, работающих по трудовым договорам, а на иные категории граждан - лишь при условии уплаты ими или за них страховых взносов в порядке, установленном законом. Учитывая, что глава и члены крестьянского (фермерского) хозяйства не являются наемными работниками и не уплачивают со своего дохода единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, указанная категория граждан права на обеспечение по государственному социальному страхованию не имеет.

3. Обращаем внимание на то, что в пункте 4 Методических рекомендаций приведен перечень организаций, освобожденных в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" от уплаты единого социального налога с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно - исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, вышеперечисленные лица не подлежат государственному социальному страхованию.

4. В пункте 5 Методических рекомендаций МНС России разъяснило, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, а также выплаты на санаторно - курортное и оздоровительное лечение, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, на суммы стоимости путевок на санаторно - курортное лечение и оздоровление в части, оплаченной за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", письмо Фонда от 22.02.2001 N 02-18/10-1392), единый социальный налог не начисляется.

5. В пункте 21 Методических рекомендаций разъясняются особенности уплаты единого социального налога с оплаты труда и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан.

КонсультантПлюс: примечание.

Нормы пункта 21 Методических рекомендаций, утв. Приказом МНС РФ от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 соответствуют нормам пункта 20 Методических рекомендаций в ред. Приказа МНС РФ от 13.11.2001 N БГ-3-05/502.

Согласно статье 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Исходя из данной нормы, социальное страхование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам в российских организациях, независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, на оплату их труда начисляется единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 09.12.1971, утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Действующая норма по данному вопросу содержится в статье 22 Трудового кодекса РФ.

Уплата единого социального налога иностранными представительствами, филиалами иностранных компаний, находящимися на территории Российской Федерации, за иностранных граждан, работающих в этих представительствах или филиалах, согласно разъяснениям МНС России, зависит от условий социального страхования, определенных международными договорами Российской Федерации со страной, из которой прибыл иностранный работник, а при их отсутствии - по условиям договора (контракта), заключенного с иностранным работником.

В связи с этим, если условиями трудового договора (контракта) предусмотрено, что социальное страхование иностранных работников должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и, соответственно, иностранное представительство или филиал иностранной компании уплачивает единый социальный налог в Фонд социального страхования Российской Федерации в общеустановленном порядке (последний абзац пункта 21 Методических рекомендаций), то данное представительство (филиал) подлежат учету в качестве страхователей по государственному социальному страхованию в исполнительном органе Фонда по месту своего нахождения на территории Российской Федерации. В этих случаях иностранные граждане, работающие в данных представительствах (филиалах), подлежат обеспечению пособиями и иными гарантиями по государственному социальному страхованию в общеустановленном порядке.

КонсультантПлюс: примечание.

Нормы пункта 21 Методических рекомендаций, утв. Приказом МНС РФ от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 соответствуют нормам пункта 20 Методических рекомендаций в ред. Приказа МНС РФ от 13.11.2001 N БГ-3-05/502.

6. В соответствии с пунктом 26 Методических рекомендаций обособленные подразделения могут исполнять обязанности организаций, их создавших, по исчислению и уплате налога, вести учет расходов на цели государственного социального страхования, представлять в территориальные налоговые органы по месту постановки на налоговый учет расчеты по авансовым платежам, налоговые декларации по единому социальному налогу и сведения о произведенных расходах на цели государственного социального страхования в порядке, установленном главой 4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Глава 4 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок участия плательщика в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через представителя.

В соответствии со статьей 26 НК РФ налогоплательщик может выполнять свои обязанности по уплате налогов через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены в установленном порядке (доверенность, оформленная в соответствии с требованиями гражданского законодательства).

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление ФСС РФ от 09.02.2001 N 11 признано утратившим силу Постановлением ФСС РФ от 26.04.2004 N 36.

С учетом изложенного обособленные подразделения юридических лиц, самостоятельно исполняющие обязанности организаций по уплате единого социального налога, также самостоятельно представляют в исполнительный орган Фонда по месту своего нахождения расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) в соответствии с абзацем вторым пункта 6.3 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда от 09.02.2001 N 11.

Аналогичный подход должен применяться исполнительными органами Фонда при решении вопроса о постановке на учет в качестве страхователей по государственному социальному страхованию и регистрации в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений.

7. В пункте 28 Методических рекомендаций МНС России разъясняет, что в соответствии с пунктом 3 статьи 235 НК РФ адвокаты не уплачивают единый социальный налог в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации. Поскольку адвокаты не являются наемными работниками, а относятся к категории граждан, право на социальное страхование которых возникает только при условии уплаты ими или за них страховых взносов (статья 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"), они не подлежат обеспечению по государственному социальному страхованию.

Л.Н.РАУ