3. Определение подконтрольности группы хозяйствующих субъектов

3. Определение подконтрольности группы хозяйствующих субъектов.

Исключением из озвученного выше подхода к определению конкурентности отношений хозяйствующих субъектов выступает участие в торгах подконтрольных хозяйствующих субъектов. В случае участия в торгах подконтрольных, в понимании частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, хозяйствующих субъектов их действия являются допустимыми и, соответственно, не являются и уголовно-наказуемыми.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции положения ст. 11 Закона не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в подконтрольную одному лицу группу лиц. Под контролем понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом.

Для того чтобы определить входят ли проверяемые хозяйствующие субъекты в подконтрольную группу лиц необходимо:

1) запросить полные выписки из ЕГРЮЛ в налоговой инспекции (шаблон соответствующего запроса см.: Приложения);

2) запросить у проверяемого хозяйствующего субъекта сведения о группе лиц, уставные документы (включая протоколы избрания исполнительного органа, решения собраний учредителей об изменении долей в уставном капитале и пр.).

3) запросить информацию у держателя реестра акций, при расследовании соглашений, участниками которых являются акционерные общества.

Одной из попыток ухода от ответственности участниками картеля является заключение договоров доверительного управления. Подобная разновидность договоров не является основанием для признания хозяйствующих субъектов группой лиц в рамках частей 7 - 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Положения части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции в данном случае не могут быть применимы в силу отсутствия условий, предусмотренных частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку исходя из положений части 1 статьи 1012 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), статьи 209 ГК РФ, а также статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, а следовательно, отсутствует факт возможности распоряжения доверительным управляющим по собственному усмотрению более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставный капитал юридического лица <12>.

--------------------------------

<12> См.: Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.02.2018 N Ф05-20600/2017 по делу N А40-84270/17; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.12.2015 по делу А40-22931/2014 (подтверждено Определением ВС РФ от 24.03.2016 N 305-КГ16-1421): "В кассационной жалобе заявители настаивают на том, что вменяемое им нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ не может распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, о чем указанными лицами представлены договоры доверительного управления. Вместе с тем, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правовому выводу о том, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, а, следовательно, отсутствует факт возможности распоряжения доверительным управляющим по собственному усмотрению более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставный капитал юридического лица".