См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

Международное налогообложение

1. Уточнение порядка налогообложения доходов, выплачиваемых иностранным организациям в виде:

- доходов, полученных пайщиком от доверительного управления паевым инвестиционным фондом, по принадлежащим пайщику инвестиционным паям пропорционально долям в праве общей собственности на имущество, составляющего инвестиционный фонд, приравняв данный вид дохода к дивидендам,

- доходов от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям не только рентных фондов и фондов недвижимости, а также комбинированных фондов, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации. Указанные изменения позволят при определении налоговой базы по доходам от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев фондов, относящихся к категориям комбинированных, осуществлять вычет из суммы таких доходов расходов в порядке, установленном Налоговым кодексом.

2. Уточнение концепции применения фактического права на доход в случае, если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов от источников в Российской Федерации, в отношении которых иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица) признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов, является налоговый резидент Российской Федерации, с целью установления для применения льготных ставок налога в отношении такого дохода, а также освобождения от налогообложения такого дохода, дополнительного условия в виде выплаты в пользу налогоплательщика - налогового резидента Российской Федерации данного дохода в течение 180 календарных дней, следующих за днем выплаты в адрес такой иностранной организации указанных доходов.

3. В связи с глобальным развитием сектора цифровой экономики выработка новых подходов к налогообложению компаний данного сектора с тем, чтобы налог на прибыль уплачивался в бюджеты тех юрисдикций, где генерируется прибыль. Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний приводят в настоящее время к тому, что эффективная ставка обложения прибыли таких компаний оказывается значительно меньше, чем для компаний других отраслей в виду того, что цифровые компании, как правило, имеют незначительное физическое присутствие в стране резиденства пользователей или вовсе не имеют такового.

С тем, чтобы не допустить бюджетные потери, следует тщательно проработать положения налогового законодательства, которые бы позволили декларировать для целей налогообложения прибыли в тех юрисдикциях, где находятся пользователи (клиенты) цифровых компаний, где прибыли образуются в результате привлечения, взаимодействия и вкладов пользователей, а также выработать новые правила распределения прибылей в странах использования нематериальных маркетинговых активов.

Ряд стран уже пересмотрели принципы налогообложения цифровых компаний и внедрили новые инструменты налогообложения. Таким образом, разработка новых подходов к налогообложению доходов цифровых компаний будет осуществляться с учетом мирового опыта таких стран.