См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В 2018 - 2019 ГГ.

Последние 2 года отметились поступательным движением вперед. Несмотря на наметившееся во второй половине 2018 года замедление роста мировой экономики, рост отечественной в 2018 году ускорился до 2,3 процентов. Это отстает от желаемой динамики развития, но, тем не менее, стало самым быстрым ростом с 2012 года и в два раза превысило среднегодовые темпы последних 10 лет.

Укрепляются положительные тенденции в структуре экономического роста:

- Наблюдается динамичный рост производства по широкому спектру отраслей, в основе которого - укрепление конкурентоспособности отечественной экономики. Экспорт ненефтегазового сектора продолжил расти быстрыми темпами (среднегодовой темп роста за последние три года - около 8% в реальном выражении), а показатели операционной эффективности (рентабельности) достигли максимальных за последние десятилетия значений.

- Укрепляется восстановление инвестиционной активности. Темпы роста инвестиций в основной капитал в 2018 году сохранились на уровне выше 4% в реальном выражении. При нулевом вкладе нефтегазового сектора рост инвестиций в ненефтегазовой экономике составил 6,4% г/г (после 5% г/г в 2017 году).

- Продолжает укрепляться устойчивость структуры источников финансирования со снижением роли внешних долговых ресурсов и повышением роли внутреннего финансового рынка.

Такие тенденции в том числе связаны с качественными изменениями, которые претерпела экономическая и финансовая политика страны за последние годы. Были созданы зрелые институты макроэкономической политики, по-новому выстроена система межбюджетных отношений, укрепилась операционная эффективность исполнения бюджета, заработала собственная инфраструктура финансового рынка.

Тем не менее, складывающееся развитие российской экономики пока рано называть оптимальным. Ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, увеличение инвестиционной активности частного сектора идет недостаточно быстрыми темпами, сохраняются структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития.

В связи с этим государственная экономическая политика в первую очередь ориентирована на содействие достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития. Это требует:

1. Создания предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры, устойчиво низким уровнем инфляции и инфляционных ожиданий.

Этому способствовало проведение бюджетной политики на основе "бюджетных правил" (наряду с политикой инфляционного таргетирования и свободного курсообразования). С их введением в 2017 году подверженность экономики и государственных финансов конъюнктуре сырьевых рынков заметно снизилась:

- по итогам 2018 года уровень цен на нефть, обеспечивающий первичный баланс федерального бюджета, снизился до 45 $/барр. (для текущего счета платежного баланса - 35 $/барр), ненефтегазовый дефицит федерального бюджета сократился до 6,0% ВВП;

- проверка на прочность: в отдельные периоды 2018 года скорость падения цен на нефть и оттока капитала была сравнима с 2014 годом; при этом последствия не оказались драматичными - рубль и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция оставалась умеренной, а экономика продолжала расти.

Как результат отечественная экономика на сегодняшний день характеризуется отсутствием макроэкономических дисбалансов, ее подверженность состоянию внешней конъюнктуры минимальна, а ее структура усилена повышением конкурентоспособности реального сектора и укреплением надежности финансового.

2. Устранение структурных дисбалансов и барьеров для развития, связанных в том числе с искажениями конкурентного ландшафта и стимулов к инвестициям, качеством и эффективностью государственного управления, демографическими тенденциями и развитием человеческого капитала.

На это направлены мероприятия единого плана по достижению национальных целей развития, в том числе предусмотренные в рамках национальных проектов. В 2018 - 1 полугодии 2019 гг. была проделана значительная подготовительная работа:

- сформирована и сконцентрирована ресурсная база национальных проектов: приняты изменения в налоговом законодательстве, в целях повышения финансирования инфраструктуры увеличены государственные заимствования;

- сформированы и утверждены паспорта национальных, федеральных и региональных проектов (и другие механизмы достижения национальных целей развития - план по увеличению инвестиций до 25% ВВП и др.) с конкретными мероприятиями, ответственными, сроками и результатами их реализации;

- в целях полноценного вовлечения регионов определены стимулирующие параметры софинансирования при реализации национальных проектов на территории субъектов Российской Федерации;

- создана эффективная система мониторинга исполнения мероприятий национальных, федеральных и региональных проектов; планируется формирование института стратегической экспертизы (мониторинга) реализации государственных программ на предмет их вклада в достижение национальных целей развития.

Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2018 - 2019 годах по отдельным целям и направлениям.