См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

Меры в области налогового администрирования и налогового контроля

1. Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля

Сегодня российский бизнес, следуя общемировым тенденциям, все более мигрирует в онлайн-среду, его модели хозяйствования заметно усложняются, развиваются неденежные методы расчетов, когда выгодоприобретатель не является владельцем основных средств, при этом жизненный цикл организаций и товаров сокращается, и в такой ситуации бизнес имеет свойство оперативно трансформировать свою кооперацию.

В таких условиях существующая система налогового администрирования с его набором форм и методов:

- не позволяет осуществлять эффективный контроль - камеральные и выездные налоговые проверки проводятся только по истечении налогового периода на основе уже сформированной налоговой декларации, периодичность и глубина таких проверок ограничена;

- несет дополнительную нагрузку на бизнес - при отсутствии автоматизации порождает обязанности у налогоплательщика, которые растянуты по времени (например, получение документов и разъяснений за предшествующие 3 года).

Таким образом, резерв роста эффективности налогового контроля в современных условиях ограничен, и он уже не способен оперативно реагировать на постоянно меняющиеся модели кооперации налогоплательщиков.

Сегодня уже реализован масштабный проект по внедрению онлайн-касс, в основе которого лежит передача в режиме реального времени информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов. Также, в активной стадии реализации находятся 2 перспективных проекта - это мобильное приложение для легализации самозанятых граждан и новый бездекларационный налоговый режим УСН-онлайн, методика которого в дальнейшем будет распространена на существующие режимы налогообложения.

При этом администрирование указанных проектов действующими методами камерального и выездного налогового контроля затруднительно.

Вместе с тем сегодня существуют формы и методы контроля, проводимого налоговыми органами, которые при этом не входят в систему налогового контроля - это оперативный контроль, который позволяет получать и анализировать сведения о транзакциях налогоплательщика.

Миграция оперативного контроля в систему налогового контроля позволит как концептуально ответить на поставленные задачи администрирования новых тенденций в бизнес-моделях, так и послужить базисом для новых бесконтактных способов контроля и самостоятельного формирования налоговыми органами налоговых обязательств налогоплательщиков.

При этом интеграция налогового и оперативного контроля не несет практических рисков, не устанавливает новые обременения для бизнеса.

2. Развитие системы налогового мониторинга

С 1 января 2016 года реализуется новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг, введение которого обусловлено тем, что в условиях цифровой экономики внедрение информационных технологий становится одним из факторов, обеспечивающих высокую скорость принятия управленческих решений, что в свою очередь требует мгновенного получения и анализа информации из всех возможных источников. Документооборот активно переходит в виртуальную сферу. Обмен документами (информацией) в электронной форме также способствует дальнейшей трансформации как модели ведения бизнеса и бизнес-процессов организаций, так и традиционной концепции налогового контроля.

Основной стратегией в развитии налогового мониторинга является определение путей и способов цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций налогоплательщика, с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы налогоплательщиков, что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату налогов, повышение эффективности налогового контроля и снижение административных издержек налогоплательщиков.

За три года организации успели оценить преимущества прозрачного и оперативного взаимодействия с налоговыми органами. В результате количество участников налогового мониторинга выросло в 6 раз: с 7 организаций в 2016 году до 44 организаций в 2019 году, которые обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Каждый участник налогового мониторинга использует оптимальную для него схему расширенного информационного взаимодействия с налоговым органом. В настоящий момент 11 участников налогового мониторинга организовали удаленный доступ к системе компании и 16 участников создали аналитическую витрину данных, т.е. некое единое окно, через которое происходит визуализация данных для налогового органа. Оставшиеся 17 организаций осуществляют обмен информацией с налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота.

Доступ к данным в режиме реального времени позволяет налоговому органу системно отслеживать операции, осуществляемые организацией, быстро и с высокой точностью оценивать корректность сформированных показателей налоговой декларации и в значительной степени быть уверенным в отсутствии у налогоплательщика неучтенных событий и операций, а также обеспечивает сверку данных бухгалтерского и налогового учета, проверку документов-оснований для отражения каждой операции в учете, непрерывность и хронологическую последовательность всех транзакций в режиме реального времени.

Такой доступ позволяет налоговому органу отказаться от истребования документов и сосредоточить ресурсы на проверке рисковых областей, т.е. применить риск-ориентированный подход до транзакционного уровня и проверять только те операции, которые содержат элементы риска.

Налоговый мониторинг позволяет оперативно согласовывать подходы по налогообложению, осуществлять консультирование по совершенным и планируемым сделкам посредством представления мотивированного мнения налогового органа, сократить трудозатраты организаций на сопровождение налоговых проверок, представление уточненных налоговых деклараций, пояснений и истребуемых документов.

3. Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации

В целях упрощения уплаты налогов и сборов, исключения образования невыясненных платежей в бюджетной системе Российской Федерации, уменьшения недоимки и пеней, образующихся в результате ошибок, допускаемых при заполнении реквизитов в платежных документах, предлагается предоставить плательщикам - юридическим лицам возможность уплаты авансовых платежей в бюджетную систему Российской Федерации на единый код бюджетной классификации в счет предстоящих платежей по налогам и сборам.