См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

Устойчивые и предсказуемые экономические условия

Проведение в 2017 - 2018 гг. бюджетной политики на основе "бюджетных правил" позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.

Со снижением в 2018 году структурного (при базовой цене нефти) первичного баланса федерального бюджета к целевым уровням (-0,5% ВВП в 2019 - 2024 гг.) завершилась многолетняя консолидация бюджета. По сравнению с уровнем 2014 года ненефтегазовый дефицит федерального бюджета снизился на 3,7 п.п. ВВП. При этом в соответствии с лучшей международной практикой бюджетных реформ:

- структура консолидации в 2015 - 2018 гг. была сбалансирована между мерами по оптимизации расходов (2/3) и мобилизации (повышению собираемости) доходов (1/3);

- масштаб и траектория сокращения структурного дефицита бюджета были тесно скоординированы с динамикой восстановления экономики.

Структура бюджетной консолидации

Бюджетная консолидация и рост ВВП

00000001.jpg

00000002.jpg

Источник: расчеты Минфина России

Источник: расчеты Минфина России

Прошлый год представил возможность проверки институтов макроэкономической политики на прочность. В отдельные периоды масштаб и скорость падения цен на нефть и оттока капитала были сравнимы с 2014 годом. Последствия при этом не оказались драматичными - национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция оставалась умеренной, а экономика продолжала расти (см. вставку).