В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

Развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья

Развитие ипотечного жилищного кредитования

населения и рынка жилья

Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы наиболее важными являются разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе в части регулирования рынка ипотечных ценных бумаг, привлечения средств пенсионных фондов и страховых компаний на рынок ипотечных ценных бумаг, страхования ипотечных жилищных кредитов, деятельности бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов, совершенствования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, защиты прав добросовестного приобретателя жилого помещения.

В рамках проведения организационных мероприятий предусматриваются организация на базе Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним информационной системы статистических данных о ситуации на жилищном рынке, доступной для всех заинтересованных сторон, организация сбора статистических данных о невозвратах ипотечных жилищных кредитов, досрочных погашениях кредитов с целью информационного обеспечения кредитных организаций и страховых компаний, а также обеспечение государственного контроля за деятельностью бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов.

Будет совершенствоваться система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающая доверие к сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и конфиденциальность сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, в том числе будет создана система регистрации договоров долевого участия в строительстве жилья.

Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.

Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в частности за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в форме предоставления молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты на приобретение жилья).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

Социальные выплаты на приобретение жилья из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации будут предоставляться в размере не менее:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", - для молодых семей, не имеющих детей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.08.2007 N 510)

(см. текст в предыдущей редакции)

40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями указанной подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (далее - неполные молодые семьи).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.08.2007 N 510)

(см. текст в предыдущей редакции)

До 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", составит 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями указанной подпрограммы, при этом доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, направляемых на софинансирование, должна составлять не менее 25 процентов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30 процентов для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", будет рассчитываться по формуле:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

ДСФ = (40 - 15 x КБО),

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

ДСФ - доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации больше 2, для такого субъекта Российской Федерации доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", принимается в размере 10 процентов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом с 2008 года доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", с учетом указанных уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должна составлять соответственно:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

не менее (15 x КБО - 5), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 25 процентов - для молодых семей, не имеющих детей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

не менее (15 x КБО), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 30 процентов - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

(см. текст в предыдущей редакции)

Возможными формами участия организаций в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления социальных выплат на приобретение жилья, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников подпрограммы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации подпрограммы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кроме того, субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы, дополнительно предоставляют молодой семье - участнику подпрограммы социальную выплату в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части ипотечного жилищного кредита или займа либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (условие участия субъекта Российской Федерации в подпрограмме).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом предполагается, что недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств получателей социальных выплат и других источников.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

В течение 2006 года в пределах средств, предусмотренных Программой, будут также осуществляться мероприятия, связанные с выполнением обязательств перед молодыми семьями - участниками подпрограммы, которые были приняты на первом этапе реализации подпрограммы. Эти мероприятия осуществляются государственным заказчиком по согласованию с Федеральным агентством по образованию.

Всего за 2006 - 2010 годы в рамках подпрограммы, а также региональных и муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей смогут улучшить жилищные условия 175,9 тыс. молодых семей, в том числе в 2006 - 2007 годах - 63,7 тыс. молодых семей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 N 979, от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

По мере развития системы страхования ипотечных жилищных кредитов дополнительно будет рассмотрена возможность оказания поддержки молодым семьям за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в уплате страховых взносов по этому виду добровольного страхования, что позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных кредитов до 5 - 10 процентов стоимости жилья.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

Право на получение социальной выплаты на приобретение жилья удостоверяется свидетельством. Формирование сводных списков получателей свидетельств осуществляется на уровне субъекта Российской Федерации на основе данных, представляемых муниципальными образованиями, осуществляющими постановку на учет молодых семей - участников подпрограммы. Органы местного самоуправления, отобранные субъектом Российской Федерации по результатам конкурса при наличии муниципальной программы, осуществляют выдачу свидетельств участникам подпрограммы исходя из объемов финансирования, предусмотренных в местном бюджете, и объемов софинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета. При этом форма свидетельства устанавливается Правительством Российской Федерации и должна быть единой на всей территории Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 10.04.2008 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках Программы предусмотрено также проведение мероприятий по оказанию государственной поддержки развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и займов через содействие Агентству. Предусмотренные мероприятия позволят обеспечить условия для привлечения долгосрочных ресурсов и увеличения объемов предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов и займов населению. Такая поддержка будет оказана в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.

В целом за период 2006 - 2010 годов в рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующий год будут предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям Агентства в размере 138 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета на увеличение уставного капитала Агентства составят 94,2 млрд. рублей, при этом расходы федерального бюджета в 2006 году на эти цели в размере 3,7 млрд. рублей учтены вне рамок Программы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2009 N 1069)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная поддержка Агентства в 2006 - 2007 годах позволит, с одной стороны, существенно расширить возможности рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, особенно в регионах с медленно развивающимся ипотечным жилищным кредитованием, с другой - не допустить монополизации данного рынка.

Реализация указанных мероприятий в сочетании с осуществлением мер по повышению доступности ипотечных жилищных кредитов для молодых семей и с проведением других мероприятий по развитию инфраструктуры рынка ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг существенно увеличит доступность для населения ипотечных жилищных кредитов. В 2006 - 2007 годах 446 тыс. семей смогут воспользоваться ипотечными жилищными кредитами для улучшения жилищных условий, а в 2006 - 2010 годах - более 1,4 млн. семей.

В 2007 году объем выданных ипотечных жилищных кредитов и займов должен составить 151 млрд. рублей, что в 7,6 раза больше по сравнению с 2004 годом, а в 2010 году - 415 млрд. рублей, то есть в 2,7 раза больше по сравнению с 2007 годом. При этом около 30 процентов кредитов будут предоставлены за счет развития системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.