См. Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утв. МЧС России 17.04.2020).

Таблица 1

N п/п

Содержание вопроса

Содержание ответа

1.

Какая работа проводится в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в рамках реализации мероприятий "регуляторной гильотины"?

В МЧС России проведен анализ более 700 национальных документов, регулирующих вопросы пожарной безопасности. На основе анализа подготовлен план оптимизации обязательных требований ("дорожная карта"), предусматривающий пересмотр нормативных правовых актов и нормативных документов с целью исключения устаревших и избыточных требований.

Кроме того, для реализации технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 043/2017 (далее - технический регламент Союза) необходима разработка соответствующих документов, согласование и принятие которых осуществляется на международном уровне решениями Евразийской экономической комиссии, в том числе:

- программа разработки межгосударственных стандартов, устанавливающих требования пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и методы ее испытаний;

- перечни, стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Союза и методы испытаний продукции;

- перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия продукции требованиям технического регламента Союза (состоящий из более 100 наименований).

В рамках подготовки указанных перечней МЧС России совместно с уполномоченными органами, общественными и научными организациями государств-членов Союза необходимо проанализировать и сопоставить требования пожарной безопасности более 200 национальных стандартов стран-участниц Союза.

По результатам должны быть разработаны 104 межгосударственных стандарта, устанавливающих единые требования, правила и методы испытаний по каждому виду продукции, из них 84 стандарта будут разрабатываться МЧС России.

2.

В настоящее время минимальные требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям устанавливаются двумя федеральными законами - это "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ) и "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ). При этом, указанные требования противоречат и взаимно исключают друг друга.

Какая работа проводится в указанном направлении?

В целях устранения указанных противоречий МЧС России предложено внести соответствующие изменения в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, оставив функцию нормирования в области пожарной безопасности за МЧС России - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного пожарного надзора и пожаротушения. Следует отметить, что полномочия МЧС России в данном вопросе предусмотрены Федеральным законом "О пожарной безопасности" (Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) и Указом Президента Российской Федерации о вопросах МЧС России (Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868). Созданная система противопожарного нормирования, предусмотренная Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, является наиболее гибкой и, при этом, обеспечивает необходимый уровень пожарной безопасности людей. Кроме того, такой подход поддержан общественностью на заседании круглого стола в Государственной Думе Российской Федерации и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации в рамках "регуляторной гильотины".

3.

Кем исполняется государственная функция по надзору за выполнением требований пожарной безопасности при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции жилых помещений?

В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. На основании статей 6.1 и 19 указанного Федерального закона надзорные органы МЧС России осуществляют надзор за реализацией органами местного самоуправления и их должностными лицами нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Кроме того, в порядке статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" осуществляется комплекс мероприятий, направленный на профилактику нарушений обязательных требований.

4.

Организация имеет в штате экспертов, аттестованных на право проведения аудита пожарной безопасности. Нужна ли переаттестация указанных экспертов после вступления в силу приказа МЧС России от 18.01.2019 N 23 "Об утверждении положения об аттестационной комиссии, требований к проведению квалификационного экзамена, требований к формированию и ведению реестра, формы заявления об аттестации, формы квалификационного удостоверения, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2018 г. N 602"?

Должностные лица экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку пожарного риска (далее - должностные лица), должны быть аттестованы в порядке, предусмотренном Правилами аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2018 N 602.

Признание результатов квалификационных испытаний должностных лиц, полученных ранее, а также выданных им соответствующих документов о прохождении квалификационных испытаний Правилами не предусмотрено.

5.

Планируются ли проверки учреждений, на которых проведена независимая оценка пожарного риска?

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риска периодичностью.

Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, подтвержденное путем независимой оценки пожарного риска, учитывается надзорными органами только как динамический показатель отнесения объекта защиты к определенной категории риска, позволяющий перейти в категорию более низкой (высокой) опасности.

6.

Что такое предварительная проверка?

В случае отсутствия достаточных данных о нарушении обязательных требований и достоверной информации о лице допустившем нарушение, должностными лицами органа государственного пожарного надзора может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, представивших информацию.

Проводится рассмотрение материалов юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) и при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по исполнению установленных требований.

В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение требований, получении достаточных данных о нарушении требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН подготавливает заявление в орган прокуратуры о назначении внеплановой проверки.

7.

Какие условия необходимо соблюсти для понижения присвоенной объекту защиты категории риска?

В соответствии с п. 3 критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска, установленных постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806), снижение категории риска эксплуатируемого объекта защиты возможно при выполнении следующих обязательных требований:

1. Объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:

создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);

наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;

проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;

2. Объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории значительного риска, подлежат отнесению к категории среднего риска в случае отсутствия на объекте защиты пожаров за последние 5 лет.

8.

Какая работа проводится в МЧС России по совершенствованию государственного пожарного надзора?

МЧС России проделана работа по усилению, как функций профилактики, так и надзорной составляющей. Реализуется концепция повышения пожарной безопасности в Российской Федерации путем подготовки законодательных инициатив, направленных на совершенствование функции государственного надзора в системе МЧС России. В этих целях, поддержаны законодательные инициативы группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по внесению изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора (проект федерального закона N 518816-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора").

Указанный проект федерального закона включает в себя предложения МЧС России, направленные на развитие системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе:

- вводятся термины "объект с массовым пребыванием людей" и "помещение с массовым пребыванием людей";

- устанавливается, что на объектах с массовым пребыванием людей государственный строительный надзор осуществляется с участием должностных лиц органов государственного пожарного надзора;

- предусматривается возможность проведения проверок органами государственного пожарного надзора в отношении здания в целом, включая всех лиц, осуществляющих деятельность на данном объекте;

- органы государственного пожарного надзора наделяются полномочиями по проведению рейдовых осмотров объектов с массовым пребыванием людей;

- предусматривается участие МЧС России в аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации в области пожарной безопасности;

- вносятся изменения, устанавливающие необходимость уведомления об изменении функционального назначения объекта путем подачи уточненной декларации пожарной безопасности;

Кроме того в МЧС России, подготовлены проекты федеральных законов, направленные на:

расширение полномочий органов государственного пожарного надзора как органов дознания;

усиление административной ответственности, в том числе в виде административного приостановления деятельности объекта при наличии грубых нарушений требований пожарной безопасности.

Реализация предлагаемых мер значительно повысит эффективность системы обеспечения пожарной безопасности и, как следствие, обеспечит снижение рисков возникновения крупных пожаров и ограничение их последствий. Работа по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности продолжается и находится на особом контроле.

9.

Кому выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в случае если у собственника торгово-развлекательного центра, в отношении которого проводится проверка, имеются арендаторы помещений?

Проверки должностными лицами органов надзорной деятельности МЧС России осуществляются в строгом соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644.

При этом предметом проверки в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" является соблюдение в зданиях, сооружениях, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности.

Обязанности арендатора по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты отражаются в договоре аренды или ином соглашении, заключенном в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, обследование в ходе проверки осуществляется в отношении всех помещений объектов защиты, в том числе арендуемых иными юридическими лицами (предпринимателями).

При установлении нарушений обязательных требований, допущенных арендатором, связанных с угрозой жизни и здоровья людей, в порядке части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении последнего инициируется внеплановая проверка.

10.

На объекте защиты проведена независимая оценка пожарного риска (далее по тексту НОР).

С какого времени должны исчисляться сроки для назначения плановой проверки для данного объекта защиты - с даты ввода его в эксплуатацию, последней плановой проверки или даты поступления заключения НОР в территориальный орган ГПН.

В соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) наряду с федеральным государственным пожарным надзором являются формами оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. При этом, в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска с соответствующей данной категории периодичностью.

Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проведенные путем независимой оценки пожарного риска учитывается надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определенной категории риска и позволяет перейти в категорию более низкой (высокой) опасности.

Таким образом, проведение независимой оценки пожарного риска не освобождает объект защиты от проведения проверки, а лишь влияет на ее периодичность.

В связи с этим объект, подлежит включению в ежегодный план проведения плановых проверок в году, предшествующем году, когда истекает срок, установленный Правительством Российской Федерации.

11.

При оформлении заявления на прохождение аттестации в соответствии с постановлением правительства РФ от 26 мая 2018 г. N 602 возник вопрос со специальным образованием. Закончил с отличием факультет руководящих кадров Академии ГПС МЧС России. Имею диплом о высшем образовании Калининградского государственного технического университета, квалификация "Менеджер" по специальности "Менеджмент организации". Вопрос: достаточно ли имеющегося опыта работы и образования для дальнейшей деятельности в области оценки пожарного риска.

В соответствии с Правилами аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2018 N 602 "Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска", условием, удовлетворяющим требованию к образованию должностного лица, претендующего на прохождение аттестации, является наличие высшего или среднего профессионального образования по специальности "Пожарная безопасность", подтвержденного документом государственного образца.