См. Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утв. МЧС России 17.04.2020).

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация таблиц дана в соответствии с официальным текстом документа.

Таблица 3

N

п/п

Содержание вопроса

Содержание ответа

1.

Необходимо ли отнесение опасных производственных объектов I и II классов опасности, не имеющих существенного оборонного и экономического значения, к категории по ГО и, как следствие создание для них нештатных аварийно-спасательных формирований

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязаны создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" конкретизируются нормы по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в целях осуществления дифференцированного подхода.

Вместе с тем исключение нормы по созданию НАСФ приведет к правовому пробелу в части планирования и осуществления мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

2.

В соответствии с какими критериями проводятся плановые проверки организаций

В соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, проведение плановых проверок с установленной периодичностью в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется если соблюдается хотя бы один из следующих критериев:

наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя категории по гражданской обороне;

эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем потенциально опасного объекта;

эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем критически важного объекта;

наличие на балансе юридического лица или индивидуального предпринимателя защитного сооружения гражданской обороны;

принадлежность юридического лица или индивидуального предпринимателя к оборонно-промышленному комплексу.

3.

На каких основаниях производится отнесение организаций к категориям риска по гражданской обороне

В соответствии с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, и Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия самостоятельно относить деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска.

Данная работа проводится на основании соответствующих решений руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа МЧС России или руководителя (заместителя руководителя) территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности, по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По итогам присвоения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей категорий риска территориальными органами МЧС России формируются перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4.

Выполнение каких требований и мероприятий в области гражданской обороны, отображенных в вопросах проверочного листа (списка контрольных вопросов), являются для организации обязательными в зависимости от статуса организации (отнесена/не отнесена к категории, продолжает или не продолжает работу в военное время и др.)

Предусмотренные приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны" вопросы, отражающие содержание установленных требований, уточняют отдельные категории требований, которые являются обязательными для организаций в зависимости от их статуса.

Если вопросами не предусмотрена конкретизация организаций в зависимости от их статуса, то требования распространяются на все организации.

5.

Необходимо ли отнесение опасных производственных объектов I и II классов опасности, не имеющих существенного оборонного и экономического значения, к категории по ГО и, как следствие создание для них нештатных аварийно-спасательных формирований

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязаны создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" конкретизируются нормы по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в целях осуществления дифференцированного подхода.

Вместе с тем исключение нормы по созданию НАСФ приведет к правовому пробелу в части планирования и осуществления мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

6.

Организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от ЧС. Возможна ли разработка единого планирующего документа,

объединяющего План гражданской обороны, План действий по предупреждению и ликвидации ЧС и План по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Вопросы разработки планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регулируются отдельными законодательными актами и иными нормативными правовыми актами, относящимися к различной области применения.

Такими законодательными и иными нормативными правовыми актами являются:

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов";

приказ МЧС России от 21.12.2004 N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".

Учитывая, что правовое регулирование требований к разработке вышеуказанных планирующих документов имеет различный характер, а также необходимости обеспечения соблюдения режима секретности при планировании мероприятий в области гражданской обороны, что может негативно повлиять на оперативность проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, считаем разработку единого планирующего документа по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций нецелесообразным.

7.

Необходимо ли отнесение опасных производственных объектов I и II классов опасности, не имеющих существенного оборонного и экономического значения, к категории по ГО и, как следствие создание для них нештатных аварийно-спасательных формирований

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязаны создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" конкретизируются нормы по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в целях осуществления дифференцированного подхода.

Вместе с тем исключение нормы по созданию НАСФ приведет к правовому пробелу в части планирования и осуществления мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

8.

Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Указанные организации относятся к субъектам надзора в области гражданской обороны.

9.

Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны.

Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны, установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.