I. Цель, описание, принципы, основные определения,

методология работы

1. Цель реализации механизма "регуляторной гильотины":

формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня, в том числе путем выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий реализации этих рисков.

2. При организации работы необходимо учитывать, что поскольку силой обязательных требований в отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обладают также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (например, документы по стандартизации), соответствующие документы должны быть включены в работу при реализации механизма "регуляторной гильотины".

3. Механизм "регуляторной гильотины" включает в себя:

признание утратившими силу или отмену не позднее 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов РСФСР, а также признание не действующими на территории Российской Федерации нормативных правовых актов СССР, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах общественных отношений;

внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на изменение не позднее 1 января 2021 г. существующих федеральных законов или принятие новых законов, обеспечивающих систематизацию обязательных требований и исключение установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне;

введение в действие не позднее 1 января 2021 г. новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в основных сферах общественных отношений.

4. Создаваемая система регулирования в соответствующей сфере должна быть основана на следующих принципах:

4.1. Принцип наименьшего регуляторного воздействия. Система регулирования в соответствующей сфере должна быть направлена только на те объекты, в которых могут возникнуть социально значимые риски, и только в пределах этих рисков. Регулирующий орган не должен вмешиваться в деятельность предпринимателя произвольно.

4.2. Принцип одного контролирующего органа. В отношении одного обязательного требования государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль может осуществляться только одним контрольно-надзорным органом и в рамках только одного вида контроля (надзора).

4.3. Принцип научно-технической обоснованности. Обязательные требования должны соответствовать современному уровню технологического развития в соответствующей сфере общественных отношений и учитывать лучшие международные практики.

4.4. Принцип риск-ориентированности. Применение обязательного требования должно быть направлено на снижение социально значимых рисков. Необходимо обоснование наличия либо введения обязательного требования (в том числе на основе верифицируемых данных) с точки зрения воздействия на риск.

4.5. Принцип открытости и консенсуса с подконтрольными субъектами. Система регулирования должна базироваться на предварительном обсуждении с предпринимательским сообществом и быть им в целом акцептована (по итогам широкого общественного обсуждения и максимально возможного учета мнений заинтересованных лиц).

4.6. Принцип выполнимости. Не допускается установление обязательных требований, которые заведомо не будут или не могут соблюдаться. Система регулирования должна включать в себя минимально возможное число простых и понятных по содержанию, используемым методам и формулам расчета, а также форме требований. Обязательные требования не должны вступать в противоречие друг с другом.

4.7. Принцип борьбы только с внешними рисками. Система регулирования должна быть нацелена на искоренение или на снижение рисков причинения ущерба жизни и здоровью людей, а также предотвращение нанесения значительного материального, экологического, социального и иного подобного ущерба. Не допускается контроль за рисками внутрихозяйственной деятельности, коммерческими, управленческими или иными подобными рисками в деятельности предпринимателя, т.е. теми видами деятельности, которые напрямую не оказывают влияния на охраняемые государством ценности. Не допускается контроль за качеством продукции (работ, услуг) сверх того, что необходимо для обеспечения безопасности этой продукции (работ, услуг).

4.8. Принцип приоритета законодательного уровня регулирования. Принципы и общие положения государственного регулирования (в том числе принципы установления обязательных требований) в той или иной сфере общественных отношений <1> должны содержаться в законе. Установление обязательных требований на подзаконном уровне допустимо только в случае, когда включение таких требований в законодательный акт невозможно либо нецелесообразно. В зависимости от сферы нормативно-правового регулирования должны быть определены уровни регулирования (виды актов, которыми будет обеспечиваться регулирование и установление обязательных требований), а также, при необходимости, специальные порядки принятия соответствующих актов или установления их типовых форм.

--------------------------------

<1> Например, в статье 3 Федерального закона "О техническом регулировании" установлены принципы технического регулирования.

4.9. Принцип соразмерности. Ответственность за нарушение обязательного требования должна быть соразмерна рискам, на искоренение или снижение которых направлено обязательное требование. В целях реализации данного принципа допускается разделение обязательных требований на категории <2>. Соответствующая работа должна проводиться с учетом работы по формированию составов административных правонарушений в новом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

--------------------------------

<2> Например, часть 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

5. Для целей настоящей методики используются следующие понятия:

сфера общественных отношений - широкая совокупность устойчивых связей и взаимодействий между социальными субъектами в определенной области;

сфера регулирования - область социальных отношений, охваченная правом, имеющая общий предмет, в которой государство воздействует на риски с целью обеспечения безопасности охраняемых законом ценностей <3>;

--------------------------------

<3> Например, сфера общественных отношений - здравоохранение; сферы регулирования - обращение лекарственных средств, безопасность медицинской деятельности, техники и технологии, санитарно-эпидемиологическое благополучие человека и т.п. сфера общественных отношений - качество и безопасность пищевой продукции;

сферы регулирования - санитарное благополучие при производстве, хранении и реализации пищевой продукции, качество и безопасность непереработанной пищевой продукции, производство и оборот алкогольной продукции (здесь и далее в настоящей методике примеры приведены в иллюстративных целях, не являются исчерпывающими).

укрупненная группа обязательных требований - обобщенная категория требований, имеющих общий характеризующий признак, например:

требования к свойствам/признакам физического объекта контроля (зданиям, помещениям, конструкциям, инфраструктуре, транспортным средствам, единицам оборудования и др.),

требования к конкретным характеристикам конкретного процесса (требования к продолжительности процесса, к применяемым регламентам безопасности, к документам, используемым в процессе деятельности, и др.)

требования к контролируемому лицу (разрешение заниматься каким-либо видом деятельности только юридическим лицам),

требования к определенной категории персонала (образование и квалификация, состояние здоровья и др.).