IV. Анализ спортивной индустрии в Российской Федерации и мире

IV. Анализ спортивной индустрии в Российской Федерации

и мире

Мировой рынок спортивной индустрии, по данным международных статистических источников, достиг в 2017 году 90,9 млрд. долларов США. Ожидается, что мировой рынок спортивной индустрии к 2024 году достигнет 144 млрд. долларов США. При этом 80 млрд. долларов США будет приходиться на сегмент спортивного оборудования. Главной тенденцией роста рынка спортивной индустрии остается увеличение количества населения, которое регулярно занимается физической культурой и спортом. Региональное развитие отдельных видов спорта также остается одной из основных тенденций для индустрии спорта. Здесь на первый план выходит, как правило, исторически сложившаяся в разных странах популярность того или иного вида спорта. Еще одной существенной тенденцией является сближение спортивной индустрии и индустрии развлечений, так как оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий - производителей продукции спортивной индустрии (к предыдущему году) (далее - индекс физического объема инвестиций) показывает, что сфера отечественной спортивной индустрии вызывает высокий инвестиционный интерес (в 2017 году индекс физического объема инвестиций вырос на 3,4 процента по отношению к 2016 году). Основными причинами инвестиционной привлекательности являются быстро растущее внутреннее потребление продукции и экспортная ориентированность отрасли. Спортивная отрасль классифицируется в настоящее время как быстрорастущая (перспективная) отрасль в рамках основной классификации факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность.

В последние годы число граждан Российской Федерации, которые активно занимаются спортом, выросло с 13 процентов в 2006 году до 36,8 процента в 2017 году (из них в возрасте от 3 до 18 лет - 86 процентов, от 19 до 29 лет - 63,6 процента, от 30 до 54 лет - 21,6 процента, от 55 до 79 лет - 5,8 процента, от 80 лет и старше - 1 процент). К 2024 году необходимо обеспечить увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что в том числе является стимулом для роста спортивной индустрии.

Основные затраты на приобретение спортивного инвентаря и оборудования приходятся на возрастные группы от 19 до 29 лет и от 30 до 54 лет.

Наметился тренд увеличения количества граждан, занимающихся спортом, среди возрастных групп от 30 до 54 лет (к 2035 году прогнозируется увеличение количества данной возрастной группы граждан, занимающихся спортом, до 57 процентов) и от 55 до 79 лет (к 2035 году прогнозируется увеличение количества данной возрастной группы граждан, занимающихся спортом, до 40 процентов). Основная потребительская корзина спортивного инвентаря включает следующие товары: лыжи, снаряжение лыжное, кроме обуви, коньки ледовые, включая коньки с ботинками, ботинки лыжные, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, инвентарь и оборудование для борьбы, изделия для общефизической подготовки населения, инвентарь для футбола и ручного мяча, инвентарь для игры в хоккей с шайбой и мячом.

При этом более 30 процентов спортивных изделий, вошедших в потребительскую корзину, производится отечественными производителями. Данный критерий позволяет прогнозировать, что при стимулировании развития технологий, оптимизации производства и контроля качества производимой продукции отечественные производители смогут обеспечить локальную конкуренцию, а также увеличение количества рабочих мест в регионах присутствия производителей (по данным анализа структуры предприятий по федеральным округам, производители данного вида инвентаря представлены во всех федеральных округах).

Объем производства отечественной продукции спортивной индустрии в России вырос на 6,6 процента в 2017 году по отношению к 2016 году и составил 27,32 млрд. рублей.

В настоящее время емкость рынка спортивной продукции в Российской Федерации составляет 534 млрд. рублей, при этом доля отечественных производителей на указанном рынке составляет около 61 млрд. рублей (11 процентов).

В 2017 году 52 учреждения, созданные в 46 субъектах Российской Федерации, обеспечивали работу по адаптивной физической культуре и спорту (в 2011 году было 15 учреждений в 15 субъектах).

В среднем в Российской Федерации темп прироста составил 30,78 процента с наименьшими показателями в Северо-Западном федеральном округе (0,5 процента), Северо-Кавказском федеральном округе (-0,2 процента) и Сибирском федеральном округе (-1,6 процента).

В массовом спорте наблюдается полуторакратное увеличение среднедушевых расходов на занятие спортом в Южном федеральном округе (темп прироста за 2016 год составил 150,9 процента). Вторым по темпам прироста оказался Уральский федеральный округ с показателем в 122,8 процента, третьим - Центральный федеральный округ (48,3 процента).

В настоящее время функционируют свыше 311 тыс. объектов спорта. Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта по итогам 2017 года составляет 50 процентов.

В настоящее время в спорте высших достижений в Российской Федерации подготовку спортивного резерва осуществляет 5151 спортивная организация, в том числе 171 центр спортивной подготовки, 56 училищ олимпийского резерва, 1055 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 3869 детско-юношеских спортивных школ, из них: 1971 - в сфере образования, 3056 - в сфере физической культуры и спорта, 124 - в учреждениях иной ведомственной принадлежности. Общая численность занятых в системе подготовки спортивного резерва составляет свыше 3,5 млн. человек.

Наиболее динамично развивается производство спортивной продукции для зимних видов спорта. Доля отечественной продукции в горнолыжном секторе в 2017 году составила 15 процентов. В январе - марте 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 года выросло производство:

лыж - на 47,4 процента, до 191,66 тыс. пар;

лыжных палок и креплений - на 107,3 процента, до 193 тыс. пар;

хоккейных клюшек - на 15,9 процента, до 112,2 тыс. штук.

В настоящее время в ряде сегментов спортивной индустрии произошли качественные изменения в соотношении отечественных и импортных товаров (исследована динамика структурного соотношения товаров с 2012 по 2017 год).

Основными лидирующими сегментами в области импортозамещения спортивных товаров для занятий массовым спортом по состоянию на декабрь 2017 г. являлись лыжные ботинки, лыжи, борцовский инвентарь и экипировка, детское и школьное внутридомовое оборудование, уличное спортивное оборудование, велосипеды, гантели и гири, спортивная амуниция и экипировка.

При этом остаются сектора, в которых доля отечественной продукции крайне мала. К ним в первую очередь относятся товары и оборудование для занятий профессиональным спортом (от 2 до 4 процентов общей доли рынка), производство бассейнов (1 процент общей доли рынка) и товаров для занятий плаванием (4 процента общей доли рынка), умные тренажеры (от 1 до 3 процентов общей доли рынка), байдарки и каноэ (не более 6 процентов общей доли рынка), ролики и коньки (5 процентов общей доли рынка).

Несмотря на однородность потребительской корзины групп граждан, приобретающих спортивный инвентарь и оборудование, в среднесрочной и долгосрочной перспективах не представляется возможным оценить динамику ключевых видов продукции отрасли спортивной индустрии в связи с постоянно меняющимися составными элементами и материалами товаров и оборудования, изменением мировых тенденций занятия определенными видами спорта, а также изменениями технологий изготовления и классификации отдельного спортивного инвентаря.

В связи с этим включение показателей, характеризующих динамику производства по отдельным (ключевым) видам продукции, является нецелесообразным.

В настоящее время отечественными производителями спортивной индустрии являются около 300 компаний, в том числе в Центральном федеральном округе - 269 компаний, в Приволжском федеральном округе - 34 компании, в Сибирском федеральном округе - 15 компаний и Северо-Западном федеральном округе - 15 компаний.

На долю крупных предприятий спортивной индустрии приходится около 2 процентов общего количества предприятий, на долю средних предприятий - 25 процентов, малых предприятий - 27 процентов, на долю микропредприятий - 46 процентов.

Высокая волатильность отрасли спортивной индустрии за период 2014 - 2017 годов объясняется малым объемом рынка, а также неравномерным спросом на спортивную продукцию. На основании характерных изменений целевых индикаторов периода 2016 - 2017 годов и текущего прогнозного индикатора 2018 года предполагается выравнивание к 2025 году тренда характерного линейного спроса на спортивную продукцию.

В настоящее время поддержка производителей спортивной индустрии осуществляется за счет реализации механизмов смежных отраслей в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

Среди факторов, влияющих на развитие спортивной индустрии, можно выделить три наиболее существенных:

государственная поддержка производителей;

система национальной стандартизации в области спортивной индустрии;

состояние научно-технической и производственной баз спортивной индустрии.

Низкий уровень компетенций разработчиков в области спортивной индустрии из-за отсутствия спроса на отечественные инновационные разработки и высокий уровень импортозависимости в технологической цепочке являются проблемами в развитии научно-технической и производственной баз спортивной индустрии.

Основные риски компаний на российском рынке спортивной индустрии связаны с недостаточным пониманием потребительского спроса, трудностями поиска региональных партнеров, нечеткими законодательными нормами в отношении различных видов спортивных товаров и оборудования.

Анализ текущего состояния спортивной индустрии по производству спортивной продукции предполагает выделение основных сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков развития спортивной индустрии, а именно:

сильными сторонами являются:

активное развитие механизмов государственной поддержки инновационного развития промышленности;

значительное влияние профессионального спортивного сообщества на формирование параметров спроса, способствующего обеспечению квалифицированного и информированного выбора спортивной продукции со стороны конечных потребителей;

популяризация здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом;

обеспечение подготовки к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

слабыми сторонами являются:

спортивная индустрия институционально не оформлена, что затрудняет процессы планирования, целеполагания, организации учета и статистического наблюдения, оценки динамики развития;

устаревшая нормативная база, в том числе в части стандартизации;

возможностями являются:

перспективный рост рынка спортивной продукции для массового спорта в связи с тенденциями развития спортивной инфраструктуры и стремлением населения Российской Федерации к здоровому образу жизни;

значительный потенциал развития импортозамещения в спортивной индустрии ввиду текущей высокой доли импортной продукции;

относительно низкий курс рубля по отношению к основным валютам делает продукцию иностранных производителей менее привлекательной по сравнению с российскими аналогами, что открывает окно возможностей для расширения доли российских производителей как на рынках Российской Федерации (в случае незначительной доли иностранных материалов и комплектующих), так и за ее пределами (удешевление экспортной продукции российского производства);

устаревшие стандарты на спортивную продукцию, а также недостаток собственных производственных мощностей определяют перспективы экспорта спортивной продукции в государства - участники Содружества Независимых Государств;

рисками являются:

отсутствие дополнительных мер стимулирования разработок и запуска производства в сфере спортивной индустрии, связанных с внешними экономическими факторами;

повышение импортозависимости спортивной индустрии по материалам и комплектующим;

прогнозируемый дефицит кадров в спортивной отрасли (инструктор-методист по адаптивной физической культуре, сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних, специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования).

Проведенный анализ позволил определить следующие наиболее сложные проблемы спортивной индустрии, требующие решения на системном уровне:

проблемы нормативной базы, стандартизации и институционального характера:

нехватка и устаревание действующих национальных стандартов на спортивную продукцию и технологии;

недостаточность отраслевой системы статистического наблюдения;

отсутствие институционального оформления спортивной индустрии, обусловливающего отсутствие долгосрочного видения развития данной отрасли в отношении рынков, продукции и технологий;

проблемы, связанные с производством:

высокий уровень физического и морального износа основных фондов предприятий;

недостаток инвестиционных и оборотных средств большинства предприятий спортивной индустрии;

неполное соответствие спортивной продукции требованиям конечных потребителей;

высокая импортозависимость по материалам, комплектующим и технологиям;

проблемы научно-технической деятельности и инноваций:

отсутствие отраслевой научно-технической политики;

отсутствие профильных научно-исследовательских организаций;

недостаток собственных средств предприятий на научно-исследовательские работы;

проблемы кадрового обеспечения спортивной индустрии:

отсутствие системы независимой оценки квалификации в спорте с целью повышения профессионализма и производительности труда;

отсутствие связи между требованиями сферы труда и системой подготовки кадров;

проблемы информационного характера:

недостаточная информированность как производителей, так и потребителей о развитии рынка спортивной индустрии;

отсутствие единой системы учета потребления, оборота и эксплуатации спортивной продукции;

проблемы, связанные со сбытом на внутреннем рынке:

недостатки системы государственных закупок, включая недостатки сложившихся закупочных процедур, неравномерный спрос и т.п.;

низкий уровень информированности конечных потребителей о спортивной продукции нового поколения;

проблемы, связанные с экспортом:

сравнительно слабый производственный потенциал большинства отечественных производителей;

высокий уровень импортозависимости важных рыночных сегментов от поставок крупнейших зарубежных корпораций - мировых отраслевых лидеров.

Основные проблемы развития конкуренции на рынках спортивной продукции связаны как с особенностями текущей фазы развития промышленной сферы, формирующей рыночное предложение, так и с факторами отраслевого спроса.

На развитие конкуренции оказывают негативное влияние следующие факторы:

ограниченное число (или в ряде сегментов полное отсутствие) отечественных предприятий - участников рынка, серийно производящих компоненты и материалы для спортивной индустрии, программных устройств и технологий, способных конкурировать с крупными зарубежными производителями аналогичной продукции;

высокий уровень зависимости отечественных компаний и предприятий - производителей готовых изделий от импорта компонентов, материалов и технологий.

Основным фактором, ограничивающим конкуренцию, является преобладание государственных закупок в рамках реализации государственных гарантий в структуре продаж для спортивной инфраструктуры.

В данной области главные проблемы для развития конкуренции между производителями определяются:

недостатками сложившихся процедур государственных закупок, включая неравные условия доступа на данный сегмент рынка, отсутствие унификации тендерных требований и т.п.;

широким участием фирм-посредников в поставках спортивной продукции в регионах ввиду необходимости совмещения закупок изделий и связанной с ними логистической поддержки (доставка, ремонт, настройка).