КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК

Вступают в силу изменения в Закон о закупках

Предельный размер одной закупки у единственного поставщика по подпункту 4 пункта 1 статьи 93 Закона о закупках теперь составляет 300 тыс. рублей (ранее - 100 тыс. рублей).

Заказчик теперь может разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если НМЦК не превышает 300 млн рублей либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства не превышает 2 млрд рублей.

В ЕИС теперь нужно будет размещать проектную документацию, кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

В целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования, участник закупки направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), подтверждающие соответствие таким требованиям.

Срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) обеспечения контракта не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае участия в закупке субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций - 15 дней.

Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с победителем конкурса или аукциона, предложившим цену контракта ниже, чем НМЦК, на 25% и более, не допускается.

Расширяется перечень случаев, в которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

(Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ; Информационное письмо Минфина России от 26.06.2019 N 24-06-08/46867)

Сумма банковской гарантии теперь может быть уменьшена по мере поступления оплаты по госконтракту, в обеспечение которого она выдана

Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее 1 месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в установленном порядке. За каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства начисляется пеня.

Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии.

В случае предоставления нового обеспечения исполнения контракта возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

(Федеральный закон от 27.12.2018 N 502-ФЗ)

Скорректированы правила контроля за государственными и муниципальными закупками

Правительство РФ наделяется полномочиями:

- по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

- по определению порядка оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере закупок.

При этом такой единый порядок должен предусматривать, в частности, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок. При этом при организации и осуществлении проверок должно учитываться отнесение субъекта контроля к определенной категории риска.

Органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, предоставляется право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района и городского округа на основании соглашений между субъектами РФ и муниципальными образованиями.

По общему правилу установлен запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля.

Кроме того, устанавливается, что жалоба, поданная в контрольный орган участником закупки, находящимся в реестре недобросовестных поставщиков, возвращается ему без рассмотрения, если заказчик установил требование об отсутствии в данном реестре информации об участнике.

(Федеральный закон от 01.04.2019 N 50-ФЗ)

Регламентирован порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе

Участник закупки в случае предоставления обеспечения заявки на участие в электронной процедуре в виде банковской гарантии одновременно с подачей заявки на участие в электронной процедуре направляет оператору электронной площадки информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий.

Оператор электронной площадки проверяет наличие банковской гарантии в реестре.

При направлении вторых частей заявок на участие в электронной процедуре оператор электронной площадки направляет заказчику информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, представленную соответствующим участником закупки.

(Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 626)

С 1 июля 2019 года в отношении вин иностранного производства вводится ограничение на их допуск к закупкам для государственных и муниципальных нужд

Речь идет о винах, игристых винах, ликерных и фруктовых (плодовых) винах.

(Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 N 660)

Вводится в действие форма типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(Приказ Минпромторга России от 28.03.2019 N 997)

Скорректированы типовые формы некоторых контрактов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд

Речь идет о:

- типовом контракте на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- типовом контракте на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- типовом контракте на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(Приказ Минпромторга России от 28.03.2019 N 998)

Скорректированы отдельные положения Закона о закупках

Уточняются критерии определения участника электронного аукциона, предложившего наименьшую цену контракта при закупке товаров, работ, услуг, общее количество (объем) которых невозможно определить. Таким участником является тот, кто предложит наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги.

(Федеральный закон от 27.06.2019 N 152-ФЗ)