См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.

Внедрение новой конструкции "бюджетных правил"

В целях формирования предсказуемых экономических условий и снижения зависимости экономики и государственных финансов от цен на энергоносители был осуществлен переход к формированию бюджетной политики на основе долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы - или "бюджетных правил".

Переходные положения новой конструкции "бюджетных правил" начали реализовываться уже в 2017 году, после принятия решения о сохранении дополнительных нефтегазовых доходов, поступающих в бюджет при превышении цены на нефть отметки 40 долларов США за баррель, и проведении во взаимодействии с Банком России операции на валютном рынке по покупке иностранной валюты в эквивалентных объемах <1>.

--------------------------------

<1> Новая конструкция "бюджетных правил" законодательно закреплена Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 262-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета".

Согласно новой конструкции "бюджетных правил" предельный объем расходов федерального бюджета определяется как сумма базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть - 40 долл США за баррель нефти марки "Юралс" (с ежегодной индексацией с 2018 г. на 2%), объема ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга. При этом механизм обеспечивает плавный переход к новым предельным объемам расходов и предусматривает возможность их превышения в 2018 году на 1% ВВП.

Такая координация между параметрами "бюджетных правил", ограничивающих использование рентных нефтегазовых доходов, и параметрами, регулирующими операции по накоплению/использованию активов в иностранной валюте, позволяет обеспечить снижение зависимости реального эффективного курса рубля от колебаний цен на нефть. Таким образом, механизм "бюджетных правил" по сути фиксирует определенный уровень цен на нефть для ненефтегазовой экономики и позволяет нивелировать влияние флуктуации цен на мировых рынках - как краткосрочных, так и долгосрочных сырьевых суперциклов - на внутренние макроэкономические условия.

К ключевым итогам реализации новой конструкции "бюджетных правил" можно отнести:

- Снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть. Проведение операций по покупке/продаже иностранной валюты в объеме эквивалентном дополнительным/выпадающим нефтегазовым доходам позволяет стерилизовать около 2/3 конъюнктурных потоков валюты по счету текущих операций, связанных с колебаниями нефтяных котировок. В результате при повышенном уровне колебания нефтяных котировок в 2017 - 18 годах (от 43 до 80 долларов США за баррель, или около 90%), колебания курса рубля по отношению к доллару США сохранились в относительно узком диапазоне (от 56 до 69 рубля, или 23%);

Влияние изменения цен на нефть на текущий счет платежного баланса

Чувствительность валютного курса рубля к ценам на нефть

00000001.png

00000002.png

Источник: расчеты Минфина России

Источник: Блумберг, Банк России

- Снижение зависимости ненефтегазового сектора от цен на нефть. В прошлом российская экономика сталкивалась с агрессивным проявлением "голландской болезни": укрепление/ослабление рубля в периоды роста/падения цен на нефть приводило к снижению/повышению конкурентоспособности российских сельхозпроизводителей и промышленных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке и сопровождалось непропорциональным расширением/падением сектора услуг. Таким образом, финансовые результаты практически любой индустрии, не связанной с нефтегазовым сектором, попадало в прямую зависимость от динамики цен на нефть. В то же время для нефтегазового сектора ситуация была прямо противоположной - высокая взаимозависимость нефтяных котировок и курсовых соотношений стабилизировала финансовые результаты нефтегазового сектора вне зависимости от динамики и уровня цен на нефть.

Снижение зависимости курса рубля от цен на нефть при реализации "бюджетных правил" фактически устраняет и первопричину "голландской болезни". Таким образом, такая конструкция макроэкономической политики создает условия для развития конкурентоспособных ненефтегазовых производств, благодаря существенному снижению зависимости их финансовых результатов от цен на нефть и локализации влияния нефтяных шоков в нефтегазовом секторе. Аналогичная конструкция работает, например, в экономике Норвегии - стране, представляющей собой один из наиболее успешных примеров страны-экспортера нефти с развитым сектором высокотехнологичных производств и высоким уровнем благосостояния населения.

- Снижение влияния динамики нефтяных котировок на сберегательное поведение населения и создание устойчивой пассивной базы банковского сектора в национальной валюте;

- Снижение зависимости государственных финансов от динамики цен на нефть. Цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне (т.е. до исполнения обязательств по обслуживанию государственного долга) в 2018 году составит менее 50 $ за баррель, что является одним из самых низких уровней среди стран крупных экспортеров углеводородного сырья. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета по итогам 2018 года ожидается на уровне 6,7% ВВП по сравнению с уровнем около 10,0% несколько лет назад.

Нефтегазовые доходы: базовая и конъюнктурная составляющие

Равновесная цена нефти для бюджетов стран крупных экспортеров нефти

00000003.png

00000004.png

Источник: расчеты Минфина России

Источник: МВФ, расчеты Минфина России