См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.

1.4. ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами реализованы следующие мероприятия.

1. В сфере повышения эффективности казначейского сопровождения расходов федерального бюджета:

- обеспечено поэтапное внедрение казначейского сопровождения государственных контрактов (договоров, соглашений), в том числе начато внедрение казначейского сопровождения расчетов по гособоронзаказу;

- в отношении расчетов по государственным контрактам, связанным с реализацией значимых мероприятий или приобретением (созданием) дорогостоящих объектов капитального строительства, в практику вошло "расширенное" казначейское сопровождение (непосредственный контроль факта выполнения обязательств поставщика (подрядчика), в том числе с фото-/видеофиксацией);

- подготовлена нормативная правовая база, необходимая для осуществления операций с применением казначейского обеспечения обязательств, в том числе в сочетании с банковским сопровождением средств.

2. В сфере совершенствования государственных инвестиций:

- обеспечен учет в федеральной адресной инвестиционной программе всех субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам на осуществление капитальных вложений, что расширяет возможности контроля эффективности их предоставления как на этапе составления проекта федерального бюджета, так и его исполнения;

- установлены правовые основания для перехода от взносов в уставные капиталы юридических лиц к субсидиям акционерным обществам со стопроцентным государственным участием и передаче полномочий государственного заказчика акционерным обществам с государственным участием при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, передаваемые впоследствии в качестве вклада в их уставные капиталы;

- введены основания для заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам на инвестиционные цели;

- утверждены типовые формы соглашений о предоставлении субсидий федеральным учреждениям и ФГУПам на осуществление капитальных вложений и о передаче указанным юридическим лицам полномочий государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральной собственности;

3. В сфере повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг:

- подготовлен законопроект, направленный на создание правовой базы для привлечения к оказанию государственных услуг в социальной сфере негосударственных организаций путем проведения конкурсов между государственными и негосударственными организациями, а также предоставления гражданам сертификата на оказание услуг;

- обеспечена апробация механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг, предусмотренных проектом вышеупомянутого федерального закона в 8 субъектах Российской Федерации (Красноярском и Пермском краях, Волгоградской, Московской, Мурманской, Тамбовской, Тюменской и Ярославской областях);

- законодательно установлены требования к ограничению размеров авансовых платежей в контрактах (договорах), заключаемых бюджетными или автономными учреждениями, аналогично ограничениям, установленным для получателя бюджетных средств;

- введены федеральные и региональные перечни государственных и муниципальных услуг и работ, не включенные в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, в целях более оперативного включения новых услуг и работ, необходимых для формирования государственного задания;

- уточнена правовая база в части критериев признания государственного (муниципального) задания невыполненным и административная ответственность за его невыполнение, а также установлены особенности досрочного прекращения государственного задания.

4. В сфере совершенствования контроля за использованием бюджетных средств подготовлены законодательные инициативы, обеспечивающие:

- расширение сферы государственного (муниципального) финансового контроля;

- формирование федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

- совершенствование порядка реализации результатов государственного (муниципального) финансового контроля;

- развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- началась реализация пилотного проекта по добровольной маркировке контрольными (идентификационными) знаками отдельных видов лекарственных препаратов.

5. В сфере совершенствования управления расходами бюджета на осуществление закупок для государственных нужд приняты нормативные правовые акты, направленные на:

- перевод осуществления всех процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму;

- утверждены правила определения размера штрафа (неустойки, пени) за ненадлежащее исполнение контракта;

- в Единой информационной системе в сфере закупок начал заполняться каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использование которого способствует повышению прозрачности закупок и снижению коррупционных рисков, формированию референтных цен и повышению эффективности контроля в сфере закупок.

6. В сфере управления ликвидностью Единого казначейского счета федерального бюджета:

- запущен новый механизм размещения средств федерального бюджета под плавающую ставку, позволивший увеличить спрос на средства федерального бюджета, повысить сроки размещения временно свободных остатков средств на едином счете федерального бюджета в условиях цикла смягчения денежно-кредитной политики Банка России; начиная с декабря 2017 года размещения депозитов под плавающую ставку стали основным инструментом бюджетных размещений Федерального казначейства;

- впервые Федеральному казначейству предоставлено право осуществления купли-продажи иностранной валюты на организованных торгах (наряду с куплей-продажей иностранной валюты в Банке России), а также заключения на организованных торгах договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта; заключение производных договоров типа "валютный своп" позволит размещать и привлекать рублевые средства под залог иностранной валюты, что увеличит эффективность управления остатками, сократить их объем, позволяя при этом избежать риска наступления кассовых разрывов.