См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.

Таможенно-тарифная политика Евразийского экономического союза

Значительное влияние на условия ведения внешнеэкономической деятельности оказывает вступление в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Приоритет электронного декларирования товаров и взаимодействия государственных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, предусмотренный в ТК ЕАЭС, направлен на упрощение таможенных операций и ускорение их совершения, что в конечном итоге должно способствовать развитию внешнеэкономической деятельности.

На текущем этапе функционирования ЕАЭС вопросы установления вывозных пошлин отнесены к компетенции национальных правительств. При этом в предстоящие годы планируется принять механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики. Важным направлением таможенно-тарифной политики с учетом формирования Союза станет работа по расширению сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов. Одновременно в целях устойчивого развития экономик и повышения энергетической безопасности государств - членов Союза продолжится работа по формированию общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа.

Одними из основополагающих принципов формирования общих рынков среди прочих должны стать обеспечение рыночных механизмов ценообразования в отношении указанных товаров, а также неприменение во взаимной торговле нефтью и нефтепродуктами количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение).

В этих условиях основными подходами таможенно-тарифной политики в отношении импорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:

- унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах - членах ЕАЭС;

- выработка единых условий применения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках функционирования ЕАЭС, в том числе тарифных льгот при ввозе товаров в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному сектору экономики государства - участника ЕАЭС;

- установление унифицированного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной Интернет-торговли;

- дальнейшее исполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по приведению действующих ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС в соответствие с принятыми обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.

Развитие такой меры государственной поддержки, как предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат, включая затраты на уплату ввозных таможенных пошлин с учетом ее влияния на формирование доходов федерального бюджета требует создания механизма оценки его эффективности. Данный механизм должен определить соотношение степени стимулирующего воздействия субсидий на развитие и инвестиционную привлекательность отраслей экономики с теми финансовыми потерями, которые несет федеральный бюджет.

Приоритетами таможенно-тарифной политики в отношении экспорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:

- упрощение таможенного администрирования экспортных поставок за счет организации взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности в электронном виде, сокращение времени проведения таможенных операций;

- продолжение работы по принятию механизмов проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств - членов ЕАЭС, включая унификацию подходов по установлению экспортных пошлин и введение единого механизма уплаты, зачисления и перечисления сумм вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров в третьи страны с таможенной территории ЕАЭС;

- снижение зависимости Российской Федерации от экспорта сырья на внешний рынок;

- реализация механизма подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти планируемых к добыче и вывозу из Российской Федерации, а также фактически произведенных объемов продукции (минерального сырья) в связи с исполнением соглашений о разделе продукции.

В целях единообразия и правильности применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации требуется завершение работы по актуализации нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих перечень кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, а также утверждающих ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в части кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) в связи с принятием новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС на основе 6-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.