См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.

Производительность труда и поддержка занятости

Актуальность. В условия негативной динамики численности трудовых ресурсов повышение производительности труда должно стать ключевым фактором ускорения потенциальных темпов роста экономики. При этом наблюдаемое серьезное (близкое к двукратному) отставание в уровне производительности от ведущих стран, на фоне значительной дисперсии этого показателя как между отраслями, так отдельными фирмами внутри конкретных секторов экономики, создает возможности обеспечения устойчивого роста производительности как за счет перераспределения ресурсов между более производительными отраслями и организациями, так и за счет наращивания внутренних ресурсов предприятий, таких как расширение инновационного потенциала, повышение капиталоемкости производства, заимствование передовых технологий, повышение управленческих компетенций и квалификации сотрудников.

Цели. Национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости" направлен на обеспечение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год. К участию в проекте предполагается привлечь не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий во всех субъектах Российской Федерации.

Рост производительности труда

00000014.png

Источник: расчеты Минэкономразвития России

Мероприятия. Реализация национального проекта основывается на успешном тиражировании подходов, отработанных в пилотном режиме в 2017 - 2018 гг. в рамках реализации приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости", и предполагает тесное взаимодействие с субъектами Российской Федерации.

Ключевыми мерами, направленными на достижение целей национального проекта станут: (1) стимулирование предприятий к повышению производительности; (2) снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности; (3) обучение управленческого звена регионов и предприятий; (4) международное взаимодействие; (5) методологическое сопровождение по созданию региональных программ и повышению производительности; (6) вовлечение в участие компаний-партнеров, а также создание новых форматов взаимодействия с бизнесом; (7) создание новых форматов поддержки предприятий в целях выхода на новые рынки и участия в пилотных проектах по цифровой трансформации.