Основные нарушения обязательных требований

Основные нарушения обязательных требований.

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность":

1) в стоматологической клинике на упаковках с простерилизованными изделиями медицинского назначения не указаны сроки их хранения.

Должно быть: хранение изделий, простерилизованных в упакованном виде, осуществляют в шкафах, рабочих столах. Сроки хранения указываются на упаковке и определяются видом упаковочного материала согласно инструкции по его применению (п. 2.25 р. 2);

2) в стоматологической клинике не проводится контроль работы парового и воздушного стерилизаторов физическим (с использованием максимальных термометров) и бактериологическим (с использованием биологических индикаторов) методами.

Должно быть: контроль работы стерилизаторов проводят в соответствии с действующими документами: физическим (с использованием контрольно-измерительных приборов), химическим (с использованием химических индикаторов) и бактериологическим (с использованием биологических индикаторов) методами" (п. 2.35 р. 2);

3) в стоматологической клинике в "Журнале работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава)" (ф. N 257/у) не указывается наименование и количество стерилизуемых инструментов и изделий (указывается только количество стерилизационных коробок и упаковок).

Должно быть: учет стерилизации изделий медицинского назначения ведут в журнале по учетной статистической форме (п. 2.34 р. 2);

4) в государственной МО не обеспечено проведение камерной дезинфекционной обработки постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял) после выписки стационарных больных.

Должно быть: после выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется (п. 11.20 р. 1);

5) в МО не проводится мониторинг устойчивости выделенных штаммов микроорганизмов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией при необходимости в целях предупреждения возможного формирования резистентных штаммов микроорганизмов.

Должно быть: в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам, с последующей их ротацией при необходимости (п. 1.9 р. 2; п. 2.1 р. 3);

6) в МО обеззараживание медицинских изделий однократного применения (шприцев, резиновых перчаток) проводится при неполном погружении в раствор дезинфекционного средства.

Должно быть: объем емкости для проведения обработки и объем раствора средства в ней должны быть достаточными для обеспечения полного погружения изделий медицинского назначения в раствор; толщина слоя раствора над изделиями должна быть не менее одного сантиметра (п. 2.9 р. 2)

7) в МО не соблюдены кратность и объемы лабораторных исследований по программе производственного контроля, не проведен отбор проб на микробную обсемененность предметов окружающей среды и воздуха согласно графику проведения производственно-лабораторного контроля.

Должно быть: администрация организации, осуществляющей медицинскую деятельность, обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами (п. 1.7 р. 1).

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду СП 3.1/3.2.3146-13, а не СанПиН 3.1/3.2.3146-13.

СанПиН 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".

Не соблюдается полнота и периодичность прохождения медицинского осмотра сотрудниками МО:

- в личной медицинской книжке отсутствуют сведения о профилактических прививках, истек срок очередной ревакцинации против кори, нет сведений о вакцинации против кори, краснухи, гриппа, дифтерии, столбняка вирусного гепатита В;

- медицинский персонал не обследуется на наличие патогенного стафилококка (мазок из зева и носа) - 1 раз в 6 месяцев; гельминтозы - ежегодно.

Должно быть: в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (п. 7.1).

СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".

В МО на емкостях с рабочими растворами дезинфекционных средств для дезинфекции изделий медицинского назначения однократного применения отсутствуют сведения о дате приготовления и предельном сроке годности растворов.

Должно быть: емкости с дезинфицирующими, моющими и стерилизующими средствами должны иметь четкие надписи с указанием названия препарата, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности (п. 4.1.5).

СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Территориальный орган Роспотребнадзора не проинформировано о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил, выявленных при проведении производственного контроля.

Должно быть: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должны принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил (п. 5.1).

СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах":

1) в МО раствор моющего средства на основе ферментов применяется для проведения окончательной очистки эндоскопов в течение 2-х суток.

Должно быть: растворы моющих средств для очистки эндоскопов на основе ферментов и (или) поверхностно-активных веществ применяются однократно. Растворы дезинфицирующих средств в режиме очистки, совмещенной с дезинфекцией, применяются до изменения внешнего вида, но не более одной рабочей смены (п. 7.4);

2) в МО не проводится плановый бактериологический контроль качества обработки эндоскопов в рамках производственного контроля путем отбора смывов с поверхностей вводимой части эндоскопа, клапанов, гнезд клапанов, блока управления, из биопсийного канала.

Должно быть: плановый бактериологический контроль качества обработки каждого эндоскопа для нестерильных манипуляций проводится в соответствии с планом производственного контроля ежеквартально (п. 10.4);

3) в МО не проводится контроль уровня содержания действующего вещества в рабочем растворе средства, используемого многократно для ДВУ эндоскопов, с применением экспресс индикаторов.

Должно быть: при многократном применении (в пределах срока годности) рабочих растворов средств для стерилизации и дезинфекции высокого уровня (далее - ДВУ) должен контролироваться уровень содержания действующего вещества в рабочем растворе экспресс индикаторами (если они разработаны для средства) не реже одного раза в смену (ручной и механизированный способы обработки) (п. 7.8).

4) не присвоены идентификационные коды (номера) имеющимся эндоскопам для внесения в протокол эндоскопического вмешательства, журнал регистрации эндоскопических исследований.

Должно быть: каждому эндоскопу, имеющемуся на оснащении структурного подразделения, в котором выполняются эндоскопические вмешательства, присваивается идентификационный код (номер), включающий сведения о его виде (модели) и серийном номере. Идентификационный код использованного в ходе медицинского вмешательства эндоскопа должен указываться в протоколе эндоскопического вмешательства, в графе особые отметки журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии или в журнале записи оперативных вмешательств в стационаре (п. 3.6);

5) в МО отсутствует утвержденная руководителем учреждения рабочая инструкция по обработке имеющихся на оснащении эндоскопов, разработанная с учетом вида, марки (модели) эндоскопов, эксплуатационной документации на них, инструкций по применению используемых химических средств очистки, дезинфекции и стерилизации.

Должно быть: руководителем (врачом) структурного подразделения (кабинета), выполняющего эндоскопические вмешательства, должна разрабатываться рабочая инструкция по обработке эндоскопов, имеющихся на оснащении структурного подразделения (кабинета), которая утверждается руководителем медицинской организации (п. 3.3).

СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации":

1) в МО в медицинских картах амбулаторных больных, обратившихся за медицинской помощью, отсутствует осмотр на педикулез и чесотку.

Должно быть: осмотру на педикулез и чесотку подлежат амбулаторные больные - при обращении (п. 13.2);

2) в МО не проведено медицинское наблюдение за контактными в очаге головного педикулеза.

Должно быть: за лицами, контактировавшими с больным педикулезом, устанавливается медицинское наблюдение сроком на 1 месяц с проведением осмотров 1 раз в 10 дней с занесением осмотра в журнал (п. 13.7);

3) в МО не проведено обследование стационарных больных на гельминтозы и кишечные протозоозы.

Должно быть: обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат: больные детских и взрослых поликлиник и больниц (п. 4.1).

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду СП 3.2.3110-13, а не СанПиН 3.2.3110-13.

Основные нарушения СанПиН 3.2.3110-13 "Профилактика энтеробиоза": в МО не проведено обследование стационарных больных на энтеробиоз.

Должно быть: обследованию на энтеробиоз подлежат амбулаторные и стационарные больные детских поликлиник и больниц (п. 4.3.2).

Основные нарушения СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней":

1) отсутствует журнал учета профилактических прививок, проведенные прививки заносятся в журнал учета движения ИЛП.

Должно быть: должны быть следующие документы:

- журнал учета профилактических прививок;

- журналы поступления и расходования МИБП;

- копии отчетов о расходовании МИБП;

- журналы контроля температурного режима работы холодильников для хранения вакцины;

- журнал учета выданных сертификатов профилактических прививок;

- журнал регистрации и учета сильных (необычных) реакций на прививки и поствакцинальных осложнений;

- экстренное извещение об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, поствакцинальном осложнении (п. 4.4);

2) не организован и не проводится в течение года постоянно действующий семинар по всем разделам иммунопрофилактики по календарному плану, утвержденному главным врачом, с контролем знаний медицинского персонала с аттестацией.

Должно быть: в течение года в лечебно-профилактической организации проводят постоянно действующий семинар по календарному плану, утвержденному главным врачом, по всем разделам иммунопрофилактики инфекционных болезней. По окончании семинара (1 раз в год) администрация и ответственный за прививочную работу проводят контроль знаний медицинского персонала с аттестацией (п. 7.2).

СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов":

1) в МО согласно журналу учета поступления и расхода допускается хранение ИЛП более 1 месяца.

Должно быть: длительность хранения иммунобиологических лекарственных препаратов (далее - ИЛП) не должна превышать одного месяца (п. 8.12.1);

2) журнал поступления вакцин совмещен с журналом учета профилактических прививок, не проводится регистрация поступления и расхода ИЛП согласно установленной форме.

Должно быть: на всех уровнях "холодовой цепи" в специальном журнале (приложение N 3 к СП) проводится регистрация поступления и отправления ИЛП в организации с указанием наименования производителя препарата, его количества (для вакцин и растворителей к ним - в дозах), серии, контрольного номера, срока годности, даты поступления (отправления), организации-поставщика, показаний термоиндикаторов и их идентификационных номеров, фамилии, имени, отчества (при наличии) ответственного работника, осуществляющего регистрацию (п. 8.1);

3) нарушаются условия хранения вакцин и растворителей к ним в холодильнике прививочного кабинета: на момент проведения проверки показания электронных термометров на верхней и нижней полках холодильника для ИЛП соответствовали +11,4 °C и 11,9 °C, показания термоиндикаторов - температурно-временному интервалу +8 °C 00000001.wmz T 00000002.wmz +20 °C.

Должно быть: на четвертом уровне "холодовой цепи" все ИЛП, в том числе растворители для вакцин, должны храниться в холодильнике при температуре в пределах от +2 °C до +8 °C включительно (п. 3.5);

4) в прививочном кабинете не проводится генеральная уборка холодильника с отключением от источника электроснабжения, мытьем и обработкой дезинфицирующими средствами внутренних и наружных поверхностей с периодичностью не реже одного раза в месяц.

Должно быть: генеральная уборка холодильника с отключением от источника электроснабжения, мытьем и обработкой дезинфицирующими средствами внутренних и наружных поверхностей проводится не реже одного раза в месяц (п. 6.23);

5) хладоэлементы, используемые при хранении ИЛП, не имеют маркировку о наполнителе или рабочих температурах.

Должно быть: для создания необходимой температуры внутри пассивного термоконтейнера используются хладоэлементы. В хладоэлементах могут использоваться жидкие и гелеобразные наполнители. Хладоэлементы, содержащие в качестве наполнителя воду, должны иметь маркировку "вода". Хладоэлементы, содержащие другие наполнители, должны иметь маркировку рабочих температур, указанных в инструкции на хладоэлемент. Запрещается использование сухого льда в пассивных термоконтейнерах при транспортировании и хранении ИЛП (п. 5.13).

СП 3.3.2342-08 "Обеспечение безопасности иммунизации":

1) не обеспечено медицинское наблюдение, вакцинация проведена без информированного добровольного согласия родителей.

Должно быть: о проведении профилактических прививок в детских дошкольных образовательных учреждениях и школах родители (опекуны) детей, подлежащих иммунизации, должны быть оповещены заранее, должно быть получено их согласие на проведение прививок. Непосредственно после введения вакцины в течение 30 мин. за пациентом осуществляется медицинское наблюдение с целью своевременного выявления поствакцинальных реакций и осложнений и оказания экстренной медицинской помощи (п. 2.3, 3.39);

2) в прививочном кабинете отсутствуют письменные инструкции о порядке проведения уборки и дезинфекции помещений.

Должно быть: в прививочном кабинете необходимо иметь письменные инструкции о порядке проведения уборки и дезинфекции помещений (п. 3.2).