О правоприменительной практике за I квартал

2018 года при проведении проверок организаций,

осуществляющих медицинскую деятельность

Основные нарушения нормативно-правовых актов, выявление при проведении надзорных мероприятий за I квартал 2018 года:

Нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".

Нарушения требований к зданиям, сооружениям и помещениям МО:

1) в МО клинико-диагностическая лаборатория расположена в помещении поликлинического отделения, между кабинетами врачебного приема и прочими помещениями; в наборе помещений бактериологической лаборатории на границе "чистой" и "заразной" зон отсутствует душевая в санитарном пропускнике.

Должно быть: структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности (п. 3.3 раздела I);

2) занижена площадь смотровой (составляет 10,3 кв. м при норме не менее 18 кв. м).

Должно быть: минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к СанПиН (п. 3.6. раздела I);

3) в МО не обеспечена грызунонепроницаемость в местах прохода коммуникаций в стенах и потолках помещений зданий.

Должно быть: межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны быть грызунонепроницаемыми (п. 3.19 раздела I).

Нарушения требований к внутренней отделке помещений МО:

4) в МО имеются дефекты в отделке потолков, стен (отслойка покрытия, трещины), полов (неплотности прилегания покрытия к основанию, дефекты покрытия, дефекты швов) в палатах отделений, кабинетах врачей, помещениях лаборатории, санитарных комнатах, что не позволяет проведение качественной влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами.

Должно быть: поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны (п. 4.2, 4.4 раздела I);

5) в МО отделка керамической плиткой в местах установок раковин выполнена не в полном объеме в кабинетах приема врачей.

Должно быть: в местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны п. 4.6 раздела I).

Нарушение требований к водоснабжению и канализации МО:

6) отсутствуют умывальные раковины в комнатах для сбора грязного белья, помещениях дезкамеры.

Должно быть: во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п. 5.5 раздела I);

7) в МО умывальные раковины в смотровых, санитарных узлах для персонала не оборудованы смесителями и дозаторами с некистевым управлением.

Должно быть: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых МО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала (п. 5.6 раздела I).

Нарушение требований к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений МО:

8) в МО не проводится ежегодная проверка эффективности работы, очистка и дезинфекция систем.

Должно быть: системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования (п. 6.5 раздела I);

9) в МО отсутствуют самостоятельные системы вентиляции в лабораториях.

Должно быть: самостоятельные системы вентиляции предусматриваются для помещений операционных, реанимационных, рентгенокабинетов, лабораторий. Допускаются общие системы приточно-вытяжной вентиляции для группы помещений одного или нескольких структурных подразделений, кроме помещений класса чистоты А (п. 6.12 раздела I).

Нарушение требований к естественному и искусственному освещению:

10) уровни искусственной освещенности на рабочих местах персонала занижены.

Должно быть: в медицинских организациях уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным нормам и правилам (п. 7.5 раздела I);

11) в МО светильники общего освещения в помещениях отделений не в полном объеме оборудованы сплошными (закрытыми) рассеивателями.

Должно быть: светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями" (п. 7.8 раздела I).

Нарушение требований к инвентарю и технологическому оборудованию:

12) в МО в лечебных и диагностических помещениях в качестве специальной медицинской и лабораторной мебели частично используется офисная; имеется мебель с покрытием, выполненным из материалов, неустойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Должно быть: в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (п. 8.8 раздела I).

Нарушения требований к организации проведения производственного контроля:

13) в МО отсутствуют протоколы лабораторных испытаний, подтверждающие выполнение программы производственного контроля, утвержденной руководителем.

Должно быть: администрация МО обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами (п. 1.7 раздела I).

Нарушения требований к условиям труда персонала:

14) в МО не соблюдается полнота и периодичность прохождения медицинского осмотра сотрудниками учреждения: не проводится обследование на наличие патогенного стафилококка с периодичностью 1 раз в 6 месяцев, нарушаются сроки иммунизации сотрудников в рамках Национального календаря профилактических прививок, утвержденного Приказом МЗ РФ N 125-н от 21.03.2014.

Должно быть: согласно персонал ООМД должен проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры с оформлением акта заключительной комиссии. Периодические медицинские осмотры проводятся в организациях, имеющих лицензию на данные виды деятельности. Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным, и региональным календарем профилактических прививок (п. 15.1 раздела I);

15) в МО по результатам лабораторно-инструментальных исследований напряженность электрического поля от ПЭВМ превышает допустимый уровень.

Должно быть: при использовании компьютерной техники должны соблюдаться требования действующих санитарных правил (п. 15.4 раздела I);

16) кабинеты с лазерными установками не оснащены наружным табло "не входить, работает лазер", внутренним запорным устройством.

Должно быть: условия труда медицинских работников, выполняющих работы на лазерных установках, должны соответствовать требованиям действующих санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров (п. 15.5 раздела I).

Нарушения требований при организации питания:

17) в МО при организации лечебного питания не учитываются основные принципы лечебного питания и нормы питания на одного пациента: количество продуктов, количество белково-композитной смеси в граммах на 1 пациента; в рацион не включаются витаминно-минеральные комплексы.

Должно быть: при составлении меню-раскладок должны учитываться основные принципы лечебного питания и нормы питания на одного больного. Питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания. При разработке планового меню, а также в дни замены продуктов и блюд должен осуществляться подсчет химического состава и пищевой ценности диет (п. 14.9 раздела I).

Нарушения требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами":

1) в МО не разработана схема обращения с медицинскими отходами.

Должно быть: сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (п. 3.6);

2) в МО не осуществляется учет и контроль за движением медицинских отходов, не ведется технологический журнал обращения с отходами класса Б.

Должно быть: для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:

- технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;

- технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;

- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;

- технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка (п. 8.2).