I. Общие положения

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412).

При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ);

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1);

Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ);

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ);

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ) и другими нормативными правовыми актами.

Основные изменения законодательства, связанные с реализацией Роспотребнадзором полномочий в установленной сфере деятельности, произошедшие за предыдущий период 2017 - 2018 г.г., были связаны с принятием следующих федеральных законов:

1) от 1 июля 2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в соответствии с которым Роспотребнадзор наделен полномочиями по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии размещения объектов в границах подлетов воздушных судов и границах санитарно-защитных зон аэродромов, нанесенных на карты (схемы), и о соответствии проекта решения уполномоченного органа об установлении приаэродромной территории.

Также предусмотрено, что порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.

Соответствующие акт Правительства Российской Федерации утвержден постановлением от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", в котором определены перечень объектов, в отношении которых должны устанавливаться СЗЗ; порядок и основания принятия решения о создании, изменении или прекращении существования СЗЗ; допустимые цели использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ; требования к заявлению об установлении, изменении или прекращении СЗЗ, прилагаемым к ним документам и круг лиц, обращающихся с соответствующим заявлением; требования к содержанию решений о создании, изменении или прекращении СЗЗ; основания отказа в установлении СЗЗ.

Указанным постановлением установлено, что сведения о создании СЗЗ вносятся в ЕГРН, а сама СЗЗ считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.

Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

Также в целях применения постановления от 03.03.2018 N 222 предусмотрен ряд переходных положений, согласно которым правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ в срок до 15.03.2019. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Также в случае если до 15.03.2018 выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении (изменении) СЗЗ в срок до 15.03.2019.

Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается согласно постановлению от 03.03.2018 N 222 в течение 2 лет с момента ее установления.

2) от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве" установлено, что в целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки Роспотребнадзор наделяется правом устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 28.12.2016 N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей", а не "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

3) от 28.12.2016 года N 465-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в соответствии с которым организация отдыха детей и их оздоровления обязана иметь в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

4) от 29 июля 2017 года N 221-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части уточнения понятия санитарно-эпидемиологическое заключение)" Роспотребнадзора наделен правом утверждать порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений по результатам проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

5) от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым с 1 января 2018 года в Российской Федерации запрещается производство и оборот слабоалкогольных тонизирующих напитков, за исключением экспорта. В связи с чем должностные лица Роспотребнадзора наделены полномочиями по составлению протоколов по части 8 статьи 13.15 КоАП, предусматривающей ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

6) от 29 июля 2017 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статьи 4 и 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Данный Федеральный закон наделяет законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями заслушивать на своих заседаниях представляемую руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации информацию о результатах деятельности соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

7) от 29 июля 2017 года N 264-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28.8 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступающий в силу 31.07.2018, обязывает при направлении информации, прилагаемой к протоколу об административном правонарушении, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, необходимой для перечисления суммы административного штрафа. Данная информация должна включать сведения, необходимые при перечислении штрафа в бюджетную систему России в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством о национальной платежной системе.

8) от 18 июля 2017 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (статья 14.46.2) установлена административная ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, или лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

9) от 26 июля 2017 года N 203-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" введена ответственность в соответствии со статьей 171.4 УК РФ за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 151.1 УК РФ.

10) от 29 июля 2017 года N 270-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, принятый по исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2016 N 20-П, определил, что решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранца в связи с наличием у него опасного инфекционного заболевания подлежит отмене при подтверждении факта его излечения. Порядок принятия, приостановления действия и отмены такого решения устанавливается Правительством Российской Федерации от 05.05.2018 N 551 "О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения".

Данным постановлением предусмотрена возможность приостановления и отмены решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Принимать, приостанавливать и отменять решение о нежелательности пребывания, принятое в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, уполномочены Роспотребнадзор и ФМБА России.

Решение о нежелательности пребывания принимается в срок не более 1 месяца со дня получения уполномоченным органом от медицинской организации документа, подтверждающего выявление у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих. Лицо, в отношении которого принято указанное решение, уведомляется об этом уполномоченным органом в срок не более 3 рабочих дней со дня его принятия.

В случае отказа лица от прохождения лечения в Российской Федерации и его выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие решения может быть приостановлено на срок, не превышающий 3 месяцев. Решение о нежелательности пребывания подлежит отмене при подтверждении медицинскими документами факта излечения от инфекционного заболевания.

Взаимосвязанные поправки внесены в Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".

11) от 31 декабря 2017 года N 487-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по определению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку товаров, по видам деятельности. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации"). Указанные положения вступают в силу с 01.01.2019.

Следует отметить, что в настоящее время проводится эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 30.05.2018 N 620 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации", предусматривающим проведение эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров в период с 01.06.2018 по 30.06.2019;

от 27.11.2017 N 1433 "О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции", предусматривающим проведение эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции с 15.01.2018 по 31.12.2018.

Продолжается реализация постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 N 235".

В рамках реализации указанных выше проектов осуществляется апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации обувных товаров для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту обувных товаров, в том числе контрафактных, а также повышения собираемости таможенных и налоговых платежей; анализ целесообразности введения обязательной маркировки; оценка эффективности и результативности информационной системы.

12) от 29 июля 2017 года N 3-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.2 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которым предусмотрено продление полномочий Правительства Российской Федерации по определению срока, в течение которого допускается осуществление соответствующего вида деятельности без получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", до 1 января 2020 года.

13) от 5 декабря 2017 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 29 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлена возможность получения госуслуг в любом подразделении соответствующего органа власти или МФЦ в пределах Российской Федерации, независимо от места жительства или пребывания заявителя, будет возможно в 2018 году. Переход на предоставление госуслуг в указанном порядке будет осуществляться в соответствии с планом-графиком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

14) от 26 июля 2017 года N 207-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" уточнены критерии отнесения предприятий легкой промышленности к субъектам среднего предпринимательства, то есть, по общему правилу, для средних предприятий предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек.

15) от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнены понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров, а также предусматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

16) от 17 апреля 2017 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", целью которого является приведение законодательства Российской Федерации с нормами ОЭСР, законом вводятся понятия "неклинические лабораторные исследования пестицида", "исследования пестицида, проводимые в окружающей среде", "остаточное количество действующего вещества пестицида" и другие. Также уточняются требования к организациям, производящим регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов.

17) от 07.03.2018 N 56-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" в соответствии с которым скорректированы 38 федеральных законов в части необходимости размещения и получения информации обо всех предоставляемых гражданам мерах социальной поддержки (социальных услугах, пособиях, выплатах, компенсациях и т.д.) в Единой информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Одновременно устанавливается возможность обработки сведений, содержащихся о сотрудниках силовых ведомств и уполномоченными органами. В результате принятия Федерального закона ЕГИССО будет содержать в полном объеме актуальную информацию о социальных гарантиях, которые предоставляются гражданам на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

18) от 07.03.2018 N 53-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточняется состав информации, предоставляемой заемщику после заключения договора потребительского кредита (займа). Закон предусматривает, что кредитная организация после совершения заемщиком каждой операции с использованием кредитных карт обязана проинформировать заемщика о размере его текущей задолженности перед кредитором по договору потребительского кредита (займа) и о доступной сумме потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования по договору потребительского кредита (займа) путем включения такой информации в соответствующее уведомление, направляемое клиенту (СМС, письма на электронную почту);

19) от 19.02.2018 N 26-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которому МФЦ смогут осуществлять прием денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление госуслуг и уплаты иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами;

20) от 05.02.2018 N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии", которым внесены изменения, направленные на введение обязательной классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей и установлено, что категория гостиницы, горнолыжной трассы или пляжа, используемая ими в своей деятельности, в названии, в рекламе должна соответствовать категории, указанной в свидетельстве о присвоении категории.

Предоставление гостиничных услуг без такого свидетельства, а также использование гостиницей категории, не соответствующей указанной в свидетельстве, запрещается и влечет за собой административную ответственность. Аналогичный запрет установлен и в отношении горнолыжных трасс и пляжей.

Поправками также предусмотрено, что информация о присвоенной гостинице категории должна доводиться лицом, предоставляющим гостиничные услуги, до потребителей в наглядной и доступной форме.

Классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, как и сейчас, будут осуществлять специализированные аккредитованные организации, а срок действия свидетельства, выдаваемого по ее результатам, будет составлять три года. Порядок аккредитации организаций, осуществляющих классификацию указанных объектов, определит Правительство Российской Федерации.

Кроме того, рассматриваемым федеральным законом внесены изменения в КоАП РФ. В частности, уточнены положения Кодекса об административной ответственности за нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг и предусмотрено, что с 2019 года они будут применяться в отношении гостиниц с фондом более 50 номеров; с 2020 года - в отношении гостиниц с фондом более 15 номеров; а с 2021 года - в отношении всех гостиниц ответственность будет наступать за Предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, установленной положением о классификации гостиниц, либо использование в рекламе, названии гостиницы или деятельности, связанной с использованием гостиницы, категории, не соответствующей категории, указанной в таком свидетельстве;

21) от 05.02.2018 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства). Правительство Российской Федерации в указанной сфере утверждает: общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти утверждается порядок взаимодействия государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять: разработку и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства); участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства); оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям; утверждать порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

22) от 05.02.2018 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" ввел административную ответственность за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение; - реализацию поддельных входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Составлять протоколы об административных правонарушениях будут должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица Роспотребнадзора (его территориальных органов), осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

Дела по указанным административным правонарушениям рассматриваются судьями в десятидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Кроме этого, за первый квартал 2018 г. приняты следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы, входящие в компетенцию Роспотребнадзора:

1) постановление Правительства РФ от 31.03.2018 N 396 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1043", которым уточнены перечни информации, включаемой в перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Устанавливается, что в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам и федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, включается, помимо прочего, наименование показателя(ей), характеризующего(их) содержание государственной (муниципальной) услуги (при установлении такого(их) показателя(ей) соответствующими федеральными органами исполнительной власти) наименование показателя(ей), характеризующего(их) условия (формы) оказания государственной (муниципальной) услуги (при установлении такого(их) показателя(ей) соответствующими федеральными органами исполнительной власти).

2) постановление Правительства РФ от 31.03.2018 N 389 "О внесении изменения в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" установлено, что для потребителей льготных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Так, орган регулирования не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта субъекта РФ обеспечивает опубликование перечня потребителей или отдельных категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы (за исключением физических лиц), путем его размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определенном высшим должностным лицом субъекта РФ.

3) постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 350 "О внесении изменения в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" предусмотрено, что портал gosuslugi.ru должен обеспечивать доступ заявителей к информации, созданной органами государственной власти, местного самоуправления, а также органами государственных внебюджетных фондов. Такая обязанность закреплена в Положении о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861). Одновременно также определено, что такой доступ обеспечивается в порядке, установленном Минкомсвязи России по согласованию с Минэкономразвития России.

4) постановление Правительства РФ от 20.03.2018 N 306 предусматривается исчерпывающий перечень документов и сведений, представляемых для осуществления деятельности на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона. Также указанным актом уточнены полномочия Роспотребнадзора при определении условий использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) в части вопросов:

забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации (если забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов осуществляется для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения),;

использования акватории водных объектов для лечебных и оздоровительных целей санаторно-курортными организациями;

использования акватории водных объектов для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

5) постановлением Правительства РФ от 29.01.2018 N 81 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. N 839" пункт 18 Правил государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, утвержденных названным постановлением, дополнен положением, предусматривающим, что в случае если государственная регистрация продукции начата независимо от заявляемого вида целевого использования до 01.07.2017 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2002 N 26 "О государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов", а также начаты молекулярно-генетическое исследование, медико-биологическая оценка, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, исследование биологической безопасности, государственная регистрация модифицированных организмов, с применением которых получена продукция и (или) которые она содержит, не требуется.