Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.2.2. Обозначения, противоречащие принципам гуманности и морали

4.2.2. Обозначения, противоречащие принципам гуманности и морали.

К обозначениям, противоречащим принципам гуманности и морали, в первую очередь могут быть отнесены:

- нецензурные (бранные) слова и выражения, такие как "мразь", "ирод", и т.п.;

- жаргонные (сленговые) слова и выражения, вызывающие неприятные ассоциации, например, "разведи (обуй, надуй) товарища".

Приведем примеры:

1) Арбитражным судом города Москвы было поддержано решение Роспатента об отказе в регистрации обозначения "ХАЛЯВА" как противоречащего принципам морали в отношении товаров 18, 25, 32, 33 классов МКТУ, поскольку оно является жаргонным словом, принадлежит к относительно автономной социальной группе и используется для обозначения искаженной, неправильной речи.

2) Высшим арбитражным судом Российской Федерации было подтверждено решение Роспатента, арбитражного и апелляционного судов в отношении отказа в регистрации в качестве товарного знака обозначения "ШИРЕ ХАРИ" как противоречащего принципам морали для услуг 43 класса МКТУ "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; закусочные, кафе, кафетерии" в связи с тем, что данное обозначение содержит слово "ХАРЯ", которое, согласно словарям русского языка, является жаргонным, бранным словом.

3) Экспертизой было принято решение об отказе в регистрации комбинированного обозначения "Ешкин кот" как противоречащего принципам гуманности и морали и общественным интересам.

К обозначениям, противоречащим принципам гуманности и морали, относятся также:

- изображения непристойного содержания, оскорбляющие человеческое достоинство, например, натуралистическое или карикатурное изображение обнаженного или полуобнаженного женского или мужского тела, выполненное в непристойной позе;

- объемные обозначения непристойного содержания, по своему характеру приближающиеся к порнографическим товарам, например, фигуры людей и/или животных в непристойных позах;

- обонятельные и звуковые обозначения, вызывающие неприятные ассоциации, например, с физическими отправлениями организма.

Например, на основании противоречия принципам морали было отказано в регистрации приведенному ниже комбинированному обозначению в отношении услуг 35 класса МКТУ "продвижение товаров для третьих лиц".

00000159.png

К обозначениям, противоречащим принципам гуманности и морали, следует относить:

- обозначения, выполненные буквами латинского и/или русского алфавита, в частности слова из иностранных языков, которые могут иметь оскорбительный смысл или вызывать неприятные ассоциации, связанные на основе звукового сходства с соответствующим словом русского языка, например, "BLEDINA";

- названия насекомых и животных паразитов, использование которых может вызвать неприятные ассоциации, например, "гнида", "глисты", "вши";

- слова и выражения, которые ассоциируются со смертью, страданиями, болезненными состояниями, в том числе названия психических и заразных болезней, в частности венерических.

Так, было отказано в регистрации в качестве товарного знака обозначению "Paranoya" как противоречащему принципам гуманности и морали, заявленному для товаров 3 класса "препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки" и 5 класса МКТУ "ветеринарные и гигиенические препараты; диетические вещества для медицинских целей; детское питание; пластыри, перевязочные материалы; дезинфицирующие средства, препараты для уничтожения вредных животных; фунгициды, гербициды", поскольку это обозначение имеет сходство со словом "paranoia" медицинским термином, означающим название хронического психического заболевания.

Использование в качестве товарных знаков обозначений с религиозной символикой (семантикой) может привести к недовольству среди приверженцев той или иной религии. В этом случае регистрация соответствующего товарного знака будет противоречить принципам морали.

К обозначениям с религиозной символикой (семантикой) относятся обозначения, представляющие собой или включающие изображения культовых сооружений (храмы, костелы, кирхи, мечети, синагоги и т.д.), религиозных символов (православный, католический кресты, иудаистская шестиконечная звезда и т.д.); слова, имеющие религиозную направленность (Пасха, Рождество, Успение и т.д.), изображения и имена божеств и иных лиц, чтимых верующими (Кришна, Иоанн Предтеча, Андрей Первозванный, Георгий Победоносец и др.).

Например, было отказано в регистрации в качестве товарного знака приведенному ниже комбинированному обозначению, включающему изображение минарета, куполов мечети и слово "Ислам", в отношении товаров 16, 29, 30 классов и услуг 35 класса МКТУ на основании противоречия принципам морали, так как использование названия одной из мировых религий в коммерческих целях может оскорбить чувства верующих.

00000160.jpg

Следует учитывать, что использование слов и выражений, имеющих религиозную семантику, применительно к ряду товаров может быть расценено как оскорбление чувств верующих и будет противоречить принципам морали. Например, использование обозначения "ВЕЛИКИЙ ПОСТ" в отношении товара "контрацептивные средства", обозначения "ИСПОВЕДАЛЬНАЯ" для товара "водка".

На основании противоречия принципам морали может быть отказано в регистрации в качестве товарных знаков обозначениям, воспроизводящим названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажей из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты, если использование этих обозначений в отношении заявленных товаров и услуг может быть расценено как неэтичное.

Например, было отказано в регистрации обозначению "РОЗА МИРА", являющемуся названием известного произведения Д.Л. Андреева, имеющего определенную религиозно-философскую направленность. Решение об отказе в регистрации было принято для части заявленных товаров: для товаров 8 класса МКТУ "холодное оружие", 32 класса МКТУ "пиво", 33 класса МКТУ "алкогольные напитки", 34 класса МКТУ "табак, курительные принадлежности, спички", поскольку в отношении этих товаров регистрация заявленного обозначения противоречила бы принципам морали.