Письмом ФНС России от 12.10.2018 N ГД-4-14/20017 направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2018).

2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

2.1. Установив, что при внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице на основании Заявления по форме N Р34001 регистрирующим органом не были нарушены требования законодательства, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявления о признании недействительной государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений о юридическом лице. При этом суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что проведение проверки является необходимым мероприятием, предшествующим осуществлению соответствующих регистрационных действий.

По делу N А03-8441/2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Инспекции с заявлением о признании недействительной государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о недостоверности сведений о юридическом лице.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20 октября 2017 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 4 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях того, чтобы в ЕГРЮЛ содержались достоверные сведения с 01.01.2016 вступила в силу новая редакция статьи 11 закона N 129-ФЗ, дополненной пунктом 5, согласно которому регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" утверждена форма N 34001 "Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Основания).

В пункте 5 Оснований приведены обстоятельства, при наличии которых мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, не проводятся, в том числе, в случае если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ, то есть заявление по форме N Р34001.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25.01.2017 Ш.С.В. в регистрирующий орган непосредственно представлены три заявления: два по форме N Р34001 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ о том, что он не является учредителем и руководителем юридического лица Общества и одно заявление по форме N Р38001, в котором он указывал, что не является учредителем и руководителем ряда юридических лиц, в том числе и Общества и просил не регистрировать на его имя какие-либо юридические лица.

Также Ш.С.В. подано заявление по форме N Р34001, в котором он повторно указал, что в ЕГРЮЛ находятся недостоверные сведения о нем, как о руководителе и учредителе юридического лица Общества.

На основании поданных заявлений в ЕГРЮЛ в сведения юридического лица Общества внесены записи о том, что сведения в отношении учредителя и руководителя Общества недостоверны на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем.

При этом проверки достоверности сведений, указанных в заявлениях Ш.С.В. по форме N Р34001, регистрирующим органом фактически не проводилось.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции в данном случае полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что проведение проверки является необходимым мероприятием, предшествующим регистрационным действиям по внесению записей, поскольку, как указано выше, при подаче заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N Р34001, проведение проверки не является обязательным.

Кроме этого, заявителем не указано, а судом первой инстанции не установлено, какие именно сведения не были учтены регистрирующим органом при совершении спорных регистрационных действий по внесению записей в ЕГРЮЛ. В случае проведения проверки какие именно сведения могли быть получены и от кого.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что Ш.С.В. одновременно является и единственным учредителем Общества и его единоличным исполнительным органом. Обращаясь в суд, а равно возражая против апелляционной жалобы, заявитель не привел доводов относительно того, какие органы юридического лица - Общества, помимо учредителя и руководителя, могли бы опровергнуть сведения, содержащиеся в заявлениях Ш.С.В., поданных собственноручно. Право Ш.С.В. обратиться с заявлениями и действительность его волеизъявления заявителем со ссылкой на материалы дела не опровергнуты.

Поскольку судом не установлено нарушение требований законодательства, то есть в действиях заинтересованного лица отсутствует противоправное поведение, судебная коллегия считает неподтвержденными выводы суда первой инстанции о нарушении прав и законных интересов заявителя и третьего лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит противоречащим материалам дела вывод суда первой инстанции о нарушении регистрирующим органом требований Закона N 129-ФЗ. Данный вывод не соответствует обстоятельствам дела, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

2.2. Отметив, что в ситуации, когда срок полномочий единоличного исполнительного органа истек и общим собранием участников общества не принято решение об избрании нового единоличного исполнительного органа, прежний руководитель общества продолжает выполнять функции единоличного исполнительного органа до избрания в установленном порядке нового руководителя, суд кассационной инстанции удовлетворил требования, направленные на оспаривание внесения в ЕГРЮЛ в отношении общества записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Суд кассационной инстанции также пришел к выводу, что применительно к положениям законодательства инспекция в принципе не была управомочена на основании заявления физического лица, свидетельствующего о наличии корпоративного спора, проводить мероприятия по проверке недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

По делу N А59-3787/2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 30.06.2017 о внесении государственной регистрационной записи (далее - ГРН) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении Общества за номером 2176501120904 о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице) незаконным и обязании устранить допущенные нарушения.

Решением суда от 20.11.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву соответствия оспариваемого решения регистрирующего органа Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).

Р.Г.С., не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, указывая о нарушении судами норм материального права, подал в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу и дополнение к ней, в которой предлагал решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого решения инспекции от 30.06.2017 незаконным.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 20.03.2002.

Учредителями общества являются Р.Г.С. и К.Т.Н. (размер доли каждого 50%).

24.01.2005 в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Общества, является директор Р.Г.С.

17.05.2017 учредителем (участником) Общества К.Т.Н. представлено в инспекцию заявление по форме N Р34002 с приложением документов (копия заграничного паспорта, копия электронных авиабилетов, исковое заявление в Арбитражный суд Сахалинской области, определение суда от 05.04.2017 по делу N А59-1325/2017), согласно которому полномочия директора Общества Р.Г.С. в силу устава общества прекратились 20.01.2017, однако К.Т.Н. стало известно, что полномочия Р.Г.С. как директора были продлены протоколом общего собрания от 20.01.2017, участия в котором К.Т.Н. не принимала. При таких обстоятельствах К.Т.Н. посчитала недостоверными сведения, включенные в ЕГРЮЛ, относительно лица, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества.

Регистрирующим органом по результатам проверки достоверности вышеуказанных сведений установлена недостоверность данных сведений, в связи с чем уведомлением от 25.05.2017 N 11-13-2/18448 К.Т.Н. и Р.Г.С. указано на необходимость представить достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление.

Р.Г.С. представил пояснения о том, что он исполняет обязанности директора Общества с 20.01.2005, данные полномочия в установленном порядке не прекращались, поскольку соответствующих решений общим собранием участников общества не принималось и новый директор не назначался.

К.Т.Н. сообщила, что Р.Г.С. состоит в должности директора с 2005 года, но его полномочия согласно уставу Общества 20.01.2017 прекращены.

30.06.2017 инспекцией в отношении общества внесена в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2176501120904 о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Судебные инстанции указали, что у инспекции ввиду поступления заявления К.Т.Н., являющейся участником Общества, имелись правовые основания для проведения проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений относительно лица, имеющего права действовать без доверенности от имени общества, и отметили, что решение общего собрания от 20.01.2017, которым продлены полномочия Р.Г.С. как директора Общества, признано недействительным решением Арбитражного суда Сахалинской области от 26.06.2017 по делу N А59-1325/2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 и вступившим в законную силу. В этой связи суды сделали вывод о неподтверждении Р.Г.С. наличия права действовать от имени Общества без доверенности и сочли законным принятое инспекцией решение 30.06.2017 по внесению в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2176501120904 о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Между тем, суды, соглашаясь с регистрирующим органом в том, что в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения о Р.Г.С., как о директоре общества, по убеждению судебной коллегии, не учли следующего.

В силу положений пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующим органом проводится проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 4.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таковые основания, условия и способы проведения мероприятия, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Основания).

Пунктом 4 Оснований установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

По правилам пункта 18 Оснований, в случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Материалами дела подтверждается и судами установлено, что заявление К.Т.Н. о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в части лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Общества, было подано в инспекцию по форме N Р34002. В данном заявлении К.Т.Н., будучи участником Общества, указала, что полномочия Р.Г.С., как директора общества, на основании устава прекращены с 20.01.2017 и что решение, оформленное протоколом общего собрания общества от 20.01.2017, о продлении полномочий Р.Г.С. незаконно и сфальсифицировано.

Инспекция по результатам проведенной проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, запросив необходимые пояснения у Р.Г.С. и К.Т.Н., признала обоснованными доводы последней о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений относительно лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Общества, в связи с чем решением от 30.06.2017 внесла в ЕГРЮЛ в отношении общества за номером 2176501120904 запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

Однако, вышеуказанное решение, как полагает суд округа, принято инспекцией без учета положений Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) в части, регламентирующей порядок возникновения и прекращения полномочий единоличного исполнительного органа общества.

Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Подпункт 4 пункта 2 статьи 33 Закона об ООО относит к компетенции общего собрания участников общества образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий.

Таким образом, по общему правилу, полномочия единоличного исполнительного органа общества возникают и прекращаются на основании решения общего собрания участников общества.

Лицами, участвующими в деле, в том числе К.Т.Н., не оспаривается, что Р.Г.С. в установленном порядке в 2005 году был избран директором Общества, о чем 24.01.2005 внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Действительно, согласно уставу общества, директор избирается сроком на три года, следовательно, по истечении данного срока общему собранию участников общества необходимо принимать решение либо о продлении полномочий текущего директора, либо об избрании нового директора.

Очередной момент истечения такого трехлетнего срока применительно к уставу пришелся на 20.01.2017, между тем, новый директор общества взамен Рожек Г.С. общим собранием участников общества не избирался.

Законом об ООО императивно не установлено, что истечение срока, на которое лицо избирается руководителем общества, влечет с соответствующей даты прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа; соответствующие действия отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Таким образом, в ситуации, когда срок полномочий единоличного исполнительного органа истек и общим собранием участников общества не принято решение об избрании нового единоличного исполнительного органа, прежний руководитель общества продолжает выполнять функции единоличного исполнительного органа до избрания в установленном порядке нового руководителя.

При таких обстоятельствах, поскольку лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Р.Г.С. являлся директором Общества вплоть до 20.01.2017, а решение инспекции о недостоверности сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества, основано лишь на выводе о незаконности решения общего собрания участников Общества от 20.01.2017, которым единоличный исполнительный орган общества фактически изменен не был, судебная коллегия, исходя из норм Закона об ООО, полагает, что содержащиеся в ЕГРЮЛ спорные сведения о Р.Г.С. как о директоре Общества не могли быть признаны недостоверными.

Кроме того, согласно подпункту 8 пункта 5 Оснований, заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, не является основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в случае если в поступившем в регистрирующий орган заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.

В заявлении по форме N Р34002 К.Т.Н. в качестве единственного обстоятельства, свидетельствующего о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений относительно Р.Г.С. как о директоре Общества, заявлено о незаконности и фальсификации решения общего собрания участников общества, оформленного протоколом от 20.01.2017.

Поскольку приведенные К.Т.Н. в обоснование недостоверности доводы указывают на оспоримость данного решения общего собрания, признанного впоследствии недействительным решением Арбитражного суда Сахалинской области от 26.06.2017 по делу N А59-1325/2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017, судебная коллегия считает, что применительно к подпункту 8 пункта 5 Оснований инспекция в принципе не управомочена на основании заявления К.Т.Н., свидетельствующего о наличии корпоративного спора, проводить мероприятия по проверке недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

При всем вышеизложенном, решение регистрирующего органа от 30.06.2017 о внесении государственной регистрационной записи в ЕГРЮЛ в отношении Общества за номером 2176501120904 о недостоверности сведений о юридическом лице является незаконным как не соответствующее Закону о государственной регистрации, Закону об ООО, Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ и нарушающим права и законные интересы данного общества в лице Р.Г.С. как лица, имевшего в момент принятия инспекцией рассматриваемого решения законное право действовать от имени Общества без доверенности.

2.3. Рассматривая дело о признании недействительным решения о внесении записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе юридического лица, суды отклонили представленный конкурсным управляющим общества договор аренды, поскольку он прекратил свое действие в связи с истечением срока, на который был заключен. Кроме того, судами были рассмотрены и признаны несостоятельными доводы заявителей о том, что общество находится в состоянии банкротства; о невозможности заключения договора аренды в связи с наращиванием кредиторской задолженности; о невозможности внесения изменений в учредительные документы общества в связи с изменением адреса.

По делу N А40-179805/2017 Общество и П.И.В. обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции о признании недействительным решения от 26.06.2017 о внесении записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом адресе общества, о признании недействительным решения от 26.06.2017 о внесении в отношении П.И.В. записи о недостоверности сведений о юридическом адресе общества.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2018 года, в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с судебными актами первой и апелляционной инстанции, Общество и П.И.В. обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просили оспариваемые судебные акты отменить как необоснованные и незаконные.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Общества 26.06.2017 внесена запись о недостоверности сведений о юридическом адресе.

Данный факт был установлен Инспекцией в рамках проведения контрольных мероприятий в отношении общества. Согласно Акту осмотра от 20.02.2017 Общество не располагается в помещениях здания расположенного по адресу: г. Москва, Б. Спасоглинищевский пер., д. 9, стр. 1; какие-либо признаки (вывески, иная информация), указывающие на нахождение Общества в данном здании, отсутствуют. Данные обстоятельства по существу заявителем не оспорены.

Внесение вышеуказанной записи в ЕГРЮЛ в отношении общества повлекло установление ограничений в отношении П.И.В., являющегося конкурсным управляющим Общества, в виде отказа в государственной регистрации П.И.В. в качестве учредителя (участника) юридического лица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Суды первой и апелляционной инстанции указали, что место нахождения юридического лица имеет существенное значение, в том числе при определении места исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудности споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом.

Рассматривая дело по существу, суды отклонили представленный конкурсным управляющим Общества договор аренды, поскольку он прекратил свое действие в связи с истечением срока, на который был заключен.

Кроме того, судами были рассмотрены и признаны несостоятельными доводы заявителей о том, что Общество находится в состоянии банкротства; о невозможности заключения договора аренды в связи с наращиванием кредиторской задолженности; о невозможности внесения изменений в учредительные документы общества в связи с изменением адреса, что подробно отражено в решении и постановлении.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

2.4. Ввиду того, что решение о создании юридического лица было принято в нарушение положений пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 26 октября 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суды апелляционной и кассационной инстанций признали неправомерным решение о государственной регистрации данного юридического лица при создании.

По делу N А49-10122/2017 Общество в лице конкурсного управляющего Д.М.В. обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 14.04.2017 N 3546А о государственной регистрации юридического лица при создании -ООО "С.".

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.11.2017 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе регистрирующий орган, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

ООО "С." 11.04.2017 направило в адрес регистрирующего органа заявление по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании, подписанное учредителями вновь создаваемого юридического лица: физическим лицом - М.Н.Н. и руководителем юридического лица - учредителем Общества М.Н.Н., подлинность подписей удостоверены в нотариальном порядке. К заявлению были приложены доверенность от 07.04.2017, выданная М.Н.Н. С.А.В. для представления интересов М.Н.Н. и Общество в регистрирующих органах; документ об уплате государственной пошлины на сумму 4 000 руб. (чек-ордер от 08.04.2017); протокол общего собрания учредителей от 07.04.2017 N 1; устав ООО "С."; гарантийное письмо ООО "П." в качестве подтверждения предоставления юридического адреса; копия свидетельства о государственной регистрации права; отчет об оценке.

По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией 14.04.2017 на основании статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) принято решение N 3546А о государственной регистрации юридического лица.

Общество, полагая, что решение регистрирующего органа от 14.04.2017 N 3546А о государственной регистрации является незаконным и нарушающим права и интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором указал на нарушение заинтересованным лицом статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности" (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве), который накладывает ограничения на юридические лица, признанные банкротом, при принятии решений о создании других юридических лиц.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что на дату принятия оспариваемого решения регистрирующего органа, а также на момент рассмотрения настоящего дела протокол общего собрания учредителей от 07.04.2017 N 1 о создании ООО "С." заявителем в судебном порядке не оспорен и не признан недействительным. Для регистрации были представлены все документы, предусмотренные статьей 12 Закона о госрегистрации, проверка содержания которых не входит в полномочия регистрирующего органа, поэтому у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Пункт 4 статьи 9 Закона о госрегистрации не содержит право регистрирующего органа требовать документы, не предусмотренные Законом.

Кроме того, по мнению суда, заявитель адресовал регистрирующему органу свои претензии к иным лицам по вопросам создания ООО "С.", что свидетельствует о неправильно выбранном способе защиты своих прав и законных интересов.

Апелляционная инстанция в ходе проверки законности выводов суда первой инстанции признала их ошибочными. При этом она исходила из следующего.

В ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции установлено, что определением Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2016 по делу N А40-184461/16-174-297 в отношении Общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Д.М.В.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2017 по указанному делу Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением суда от 11.09.2017 Д.М.В. утвержден конкурсным управляющим данного общества.

В суд апелляционной инстанции были представлены доказательства внесения конкурсным управляющим 14.11.2016 в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о введении в отношении Общества процедуры наблюдения. Данная информация была размещена также в газете "Коммерсантъ" на сайте 18.11.2016, в печатной версии газеты N 215 от 19.11.2016 стр. 46.

Как установлено судом, решение о создании Общества было принято учредителями М.Н.Н. и Общества в лице генерального директора М.Н.Н. 07.04.2017, то есть в период осуществления в отношении Общества предусмотренной Законом о банкротстве процедуры наблюдения, что подтверждается протоколом общего собрания учредителей N 1.

Согласно данному протоколу, уставной капитал ООО "С." сформирован в размере 12 390 000 руб. При этом Общество внесло в оплату своей доли имущество в виде 37% доли в уставном капитале ООО "А.". Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки (37% доли в уставном капитале ООО "А." согласно отчету N ОЦ-264-17 от 27.03.2017, составленному ООО "Ц.") составила 12 380 000 руб.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество 14.04.2017 зарегистрировано в качестве участника ООО "СВЕТ СЕРВИС" (ОГРН 1175835006126, ИНН 5836682002) с размером доли 99,92% с номинальной стоимостью 12 380 000 руб.

Таким образом, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание положения пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве, согласно которым органы управления должника не вправе принимать решения о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах, пришел к выводу, что по состоянию на 07.04.2017 генеральный директор должника Общества М.Н.Н. не вправе была принимать решение о создании ООО "С." и участии в нем Общества, поскольку данной нормой установлен запрет на принятие органами управления должника в период наблюдения решений о создании других юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах.

Данные обстоятельства свидетельствуют, что М.Н.Н. не вправе была подписывать заявление о государственной регистрации ООО "С.", поданное 11.04.2017 в Инспекцию.

Установив, что государственная регистрация незаконно созданного ООО "С." была осуществлена Инспекцией вследствие недобросовестных действий М.Н.Н. на основании недостоверных сведений, представленных лицом, не уполномоченным на подписание заявления о государственной регистрации, а также то, что Инспекция в связи с опубликованием арбитражным управляющим Общества 14.11.2016 в установленном порядке сведений о введении в отношении должника наблюдения не могла не знать о данном обстоятельстве и, соответственно, не могла не знать об отсутствии у генерального директора Общества М.Н.Н. полномочий на подписание заявления о государственной регистрации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Инспекцией принято незаконное решение, нарушающее права и интересы заявителя и его кредиторов. Нарушения, допущенные при создании ООО "С.", имеют неустранимый и грубый характер нарушений.

Регистрирующий орган настаивает на законности принятого им решения, ссылаясь при этом на пункт 4 статьи 9 Закона о госрегистрации, не предусматривающего право требования документов, не предусмотренных Законом.

Данному доводу дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 4.1 статьи 9 и пункт 1 статьи 25 Закона о госрегистрации.

Согласно данной норме регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Данное положение, определяющее пределы соответствующих полномочий регистрирующего органа, вместе с тем не препятствует защите прав и законных интересов заинтересованных лиц в случае представления недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2012 N 2287-О).

Таким образом, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, необходимым условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона о госрегистрации является не только представление полного перечня документов, предусмотренного Законом о госрегистрации, но и достоверность информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 указанного Закона.

Данное условие при государственной регистрации созданного Общества Инспекцией соблюдено не было.

Поскольку судом апелляционной инстанции дана оценка всем представленным сторонами доказательствам, в ходе исследования которых установлено несоблюдение регистрирующим органом требований законодательства, регулирующих спорные правоотношения, кассационная инстанция соглашается с выводами суда, удовлетворившего заявленные требования Общества в лице конкурсного управляющего Д.М.В.

Судебная коллегия кассационной инстанции также отклоняет довод Инспекции неправильно выбранном заявителем способе защиты права, как основанным на неправильном толковании положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 АПК РФ.

2.5. Действующее процессуальное законодательство не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконными. В силу положений части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом.

По делу N А73-16653/2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 04.03.2010 N 826, от 09.04.2010 N 1356, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд.

Решением суда от 12.01.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 с учетом дополнительного постановления от 11.04.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано ввиду отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование рассматриваемых решений инспекции.

Общество, не согласившись с состоявшими по делу судебными актами, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение по существу в Шестой арбитражный апелляционный суд.

Суд кассационной инстанции не нашел правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.

Из материалов дела судами установлено, что решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 28.01.2015 по делу N А16-975/2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.09.2015, признаны недействительными, в том числе, следующие записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении Общества: порядковый номер в ЕГРЮЛ 12, запись 2102721033732 от 04.03.2010 (увеличение уставного капитала, изменение устава); порядковый номер в ЕГРЮЛ 17, запись 2102721047350 от 09.04.2010 (распределение доли З.А.Н., изменение юридического адреса на г. Киров).

Общество, не согласившись с решениями Инспекции от 04.03.2010 N 826, от 09.04.2010 N 1356, на основании которых были внесены вышеуказанные записи в ЕГРЮЛ, 23.10.2017 обратился с заявлением в арбитражный суд, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на обжалование данных решений по мотиву ознакомления с указанными решениями лишь 20.12.2017 и получения сведений об их реквизитах только 04.12.2017.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства и, соответственно, требования по существу, исходил из того, что причины пропуска срока не могут быть признаны уважительными, поскольку о наличии данных решений обществу стало известно в период рассмотрения дела N А16-975/2012 Арбитражного суда Еврейской автономной области, следовательно, объективные причины, воспрепятствовавшие бы оспорить рассматриваемые решения в установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок, отсутствуют.

В силу положений части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Данное правило о сроке, как верно указали судебные инстанции, применимо и при обжаловании в судебном порядке решений о государственной регистрации, принимаемых регистрирующим органом в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).

Статьей 117 АПК РФ предусмотрена возможность восстановления процессуального срока по ходатайству лица, участвующего в деле, в случае признания арбитражным судом причин пропуска уважительными.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о государственной регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Судами установлено, что на основании оспариваемых в рамках настоящего дела решений ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска от 04.03.2010 N 826, от 09.04.2010 N 1356 в отношении общества были внесены регистрационные записи в ЕГРЮЛ N N 2102721033732, 2102721047350, впоследствии признанными недействительными решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 28.01.2015 по делу N А16-975/2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.09.2015. Общество являлось одним из ответчиком по указанному делу, а в судебных актах по данному делу указывались документы, послужившие основанием для внесения в ЕГРЮЛ рассматриваемых регистрационных записей; данные обстоятельства подателем кассационной жалобы не опровергаются.

Учитывая изложенное, судебная коллегия признает обоснованными и должным образом мотивированными выводы судов о том, что в период рассмотрения, длившегося более трех лет, Арбитражным судом Еврейской автономной области дела N А16-975/2012 общество обладало информации о наличии решений Инспекции от 04.03.2010 N 826, от 09.04.2010 N 1356, могло, действуя с должной степенью разумности и осмотрительности, в установленном порядке запросить их у регистрирующего органа и своевременно обратиться в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании; убедительных доводов заявителем кассационной жалобы об обратном не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая также обращение Общества в суд с рассматриваемым заявлением лишь 23.10.2017, то есть спустя более чем 7 лет после принятия спорных решений, суды двух инстанций не усмотрели достаточных оснований для удовлетворения ходатайства общества о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на обжалование в судебном порядке решений ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска от 04.03.2010 N 826, от 09.04.2010 N 1356.

Сам по себе факт ненаправления в адрес Общества спорных решений, равно как якобы отсутствие легитимного органа управления, исходя из всех установленных выше судами обстоятельств осведомленности общества, по убеждению судебной коллегии, не может рассматриваться как уважительная причина пропуска установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.

Кроме того, как обоснованно отметили судебные инстанции, спорными решениями Инспекции от 04.03.2010 N 826, от 09.04.2010 N 1356, права и законные интересы Общества фактически не нарушаются, поскольку записи, внесенные в ЕГРЮЛ на основании данных решений, признаны недействительными решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 28.01.2015 по делу N А16-975/2012, исполненным должным образом.

Действующее процессуальное законодательство не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконными. В силу положений части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом.

Статьей 9 АПК РФ закреплено, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.

Пропуск срока на обжалование решения и отсутствие уважительных причин для восстановления данного срока, как верно указали суды, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования.