3.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований

3.4. Доклад с руководством по соблюдению

обязательных требований

Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 245) и от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля" федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

В этой связи, внесены соответствующие изменения в Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418.

Указанным Положением предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска, а также обязательность применения проверочных листов при осуществлении указанных надзорных функций.

Так, плановые проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются исключительно в отношении:

организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты.

Работа по распределению подконтрольных субъектов надзора по категориям риска (с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации сроков составления планов плановых проверок на 2018 год) завершена 31.12.2017.

Для приведения в соответствии с действующим законодательством вносятся необходимые изменения в Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденный приказом МЧС России от 14.06.2016 N 323.

Также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации принято постановление от 22.07.2017 N 864 установлена обязательность применения проверочных листов при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Организована подготовка проекта приказа МЧС России, утверждающего форму проверочного листа и список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предъявляемых в ходе проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Совместно с Минэкономразвития России, Общественно-деловым советом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольно-надзорной деятельности", Экспертным советом приоритетной программы по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности", Аналитическим центром "ФОРУМ" в соответствии с Паспортом приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" подготовлены показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно Основным направлениям разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р, разработаны и утверждены приказом МЧС России от 18.12.2017 N 576 показатели для федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Перечнем поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 27 сентября 2017 г. от 18.10.2017 N Пр-2107 и Перечнем поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 22 июня 2017 г. от 09.07.2017 N Пр-1329 организована работа по внесению изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в части наделения МЧС России полномочием по контролю за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части подготовки документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, и доведения средств из указанного фонда до граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Контроль планируется осуществлять в рамках федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем подготовлены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Кроме того в целях установления возможности применения мер административного воздействия в отношении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предлагается дополнить статью 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 3, устанавливающей новый состав административного правонарушения в части невыполнения предусмотренных законодательством обязанностей по подготовке и восстановлению документов, необходимых для получения помощи гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, и соответствующие санкции.

Установленным порядком проекты проходят процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В целях совершенствования вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", направленный на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Предусматривается внесение изменений в Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240, и Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, в части исключения избыточного обязательного требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, касающегося согласования с МЧС России и его территориальными органами планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Проект постановления в установленном порядке проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Одновременно, в субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется в том числе с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

В текущем году ряд нормативных правовых актов приведен в соответствии с действующим законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и тем самым конкретизированы обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" раскрыта область применения органов повседневного управления РСЧС, расширен их перечень.

Кроме того, определены органы, обеспечивающие координацию деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны, организацию информационного взаимодействия, а также осуществление мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также уточнены основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС.

В нижеприведенной таблице 6 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.