9.1. Подарки и знаки делового гостеприимства

Финансовые организации вручают подарки и оказывают знаки делового гостеприимства широкому кругу заинтересованных лиц, в том числе клиентам, потенциальным клиентам, акционерам, работникам, поставщикам и в случаях, предусмотренных законодательством, государственным должностным лицам. Такие действия, как правило, являются общепринятой практикой в случае, если они связаны с обеспечением исполнения деловых договоренностей, если они предпринимаются с целью установления и поддержания крепких деловых отношений или продвижения продуктов или услуг финансовой организации. При этом подарки и знаки делового гостеприимства не следует вручать или принимать с целью оказания неправомерного влияния (или создания видимости влияния) на получателя.

В широком понимании к знакам делового гостеприимства следует относить питание, культурно-развлекательную программу, транспортное обслуживание, размещение (в гостинице), обучение, приглашения на мероприятия и конференции. В случае отсутствия представителей принимающей финансовой организации на каком-либо мероприятии (например, финансовая организация только передает билеты на концерт или спортивное мероприятие) знаки делового гостеприимства следует рассматривать как подарки, в отношении которых действуют различные требования законодательства, в соответствии с которыми стоимость подарка не может превышать установленные лимиты в денежном выражении (как правило, низкие).

Финансовые организации должны руководствоваться ясно сформулированными принципами и правилами в отношении передачи и получения подарков и знаков делового гостеприимства. Наличие одного или более факторов риска, указанных ниже, может определить уместность (или неуместность) подарка или знака делового гостеприимства:

- получателем подарка является государственное должностное лицо; в связи с этим на него распространяются более строгие правила в отношении получения или передачи подарков и знаков делового гостеприимства (например, письма об информационной открытости, более низкие лимиты или ограничения);

- получателем является: 1) клиент - физическое лицо (например, частный состоятельный клиент); 2) работник крупного корпоративного клиента, выполняющий определенные функции в рамках своих должностных обязанностей в интересах этого клиента (например, финансовый директор); 3) родственник или близкий друг работника крупного корпоративного клиента или 4) одновременно клиент - физическое лицо и работник крупного корпоративного клиента;

- в отношении получателя, связанного с крупными корпоративными клиентами: работодатель получателя не осведомлен о каких-либо особо ценных подарках или знаках делового гостеприимства и (или) предоставлении менее стандартных преимуществ, таких как, например, продление приглашения гостям или членам семьи получателя;

- стоимость (для каждого отдельного мероприятия или совокупная) и (или) периодичность вручения подарков и знаков делового гостеприимства могут, по меньшей мере, создать видимость расточительства или чрезмерной щедрости по отношению к получателю;

- подарки и знаки делового гостеприимства представляют собой скрытое вознаграждение за какую-либо деятельность или иные действия получателя, которые могут принести пользу финансовой организации или создать видимость такой пользы (например, в отношении направления деятельности, осуществленного за последнее время или запланированного).

Правила о порядке обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства должны учитывать каждый из вышеуказанных факторов риска, а также предусматривать установление определенных лимитов (пороговых значений) в целях согласования подарка (руководством предприятия и (или) Юридическим отделом/Отделом нормативно-правового соответствия) и введение требований по ведению соответствующего учета. В большинстве случаев возникает необходимость в многоуровневой системе согласования, поскольку риск, связанный с передачей/получением подарков и знаков делового гостеприимства, возрастает. Следует отметить, что финансовые организации должны разрабатывать механизмы риск-ориентированного контроля, предусматривающие пропорциональное распределение внимания и ресурсов вопросам обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, которые могут представлять меньший коррупционный риск по сравнению с другими направлениями деятельности или договоренностями (например, использование организаций-посредников с целью приобретения (поглощения) предприятий).

Финансовые организации также должны предусмотреть возможность включения в свою корпоративную политику и правила положений, регламентирующих: 1) подарки в денежном выражении или платежи (которые должны быть запрещены, насколько это возможно); 2) гонорары докладчиков; в частности, это касается случаев, когда в качестве докладчика выступает государственное должностное лицо; 3) расходы, подлежащие возмещению получателем (например, командировочные расходы, связанные с размещением выпуска ценных бумаг, а также культурная программа) и 4) действия сотрудников, покрывающих за свой счет служебные расходы.