III. Цели и задачи развития интегрированной системы, основные мероприятия по созданию и развитию интегрированной системы

III. Цели и задачи развития интегрированной системы,

основные мероприятия по созданию и развитию

интегрированной системы

Приоритетные направления и задачи развития интегрированной системы должны быть подчинены целям Союза и принципам его функционирования.

В соответствии с правом Союза и с учетом Заявления о цифровой повестке Евразийского экономического союза от 26 декабря 2016 г. основные задачи развития интегрированной системы должны быть направлены на ее адаптацию к решению разнообразных и многоплановых задач, усложнение таких задач по мере развития интеграционных процессов при обеспечении промышленной эксплуатации разработанных подсистем интегрированной системы и реализации общих процессов.

Интегрированная система должна предоставлять любому субъекту электронного взаимодействия возможность получить в рамках своих полномочий (прав) доступ к общим информационным ресурсам Союза и общим процессам. Данная возможность должна предоставляться экстерриториально в любое время и на любом устройстве при условии обеспечения установленного правом Союза и законодательством государств-членов уровня защиты информации.

С учетом содержания общего процесса (операций и процедур, регламентированных (установленных) международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов, которые начинаются на территории одного государства-члена и заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена) интегрированная система должна обеспечивать трансграничное взаимодействие и предоставление услуг в электронной форме. Таким образом, при реализации общих процессов из информационной системы одного государства-члена, подключенной к интегрированной системе, можно будет получить доступ к государственным услугам информационной системы другого государства-члена, подключенной к интегрированной системе, что на практике позволяет реализовывать свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

С учетом того, что в рамках ИИСВВТ был реализован ряд задач по обеспечению регулирования внешней и взаимной торговли на единой таможенной территории Таможенного союза, осуществлению таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля, приоритетами создания и развития интегрированной системы являются развитие ее функциональной и обеспечивающей составляющих с целью оказания информационно-технологической поддержки обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и обеспечение проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отдельных отраслях экономики, определенных Договором о Союзе.

Указанные задачи планируется решать в том числе посредством формирования и дальнейшего использования для оказания с использованием информационных систем уполномоченных органов государств-членов электронных межгосударственных услуг физическим лицам и хозяйствующим субъектам цифровых платформ, в том числе и отраслевых. Одна из таких цифровых платформ будет создаваться на базе развивающейся интегрированной системы и на основе единой модели данных, обеспечивающей поддержку различных видов межгосударственного информационного взаимодействия (S2S, G2G, B2G, B2B).

В целях развития составляющих интегрированной системы необходимо обеспечить решение взаимосвязанных задач по следующим направлениям:

нормативно-правовое;

функциональное;

инфраструктурно-техническое;

организационно-управленческое;

экспертно-методологическое.

В рамках реализации нормативно-правового направления предполагается реализация следующих мероприятий:

разработка и принятие актов органов Союза, регламентирующих порядок формирования цифровой платформы, созданной на базе интегрированной системы, обеспечение защиты информации при межгосударственном информационном взаимодействии, формирование институциональной основы проведения технической экспертизы реализуемых в интегрированной системе решений, а также предусматривающих одобрение общих подходов к гармонизации законодательства государств-членов, проектов рекомендаций, адресованных государствам-членам, иным субъектам электронного взаимодействия;

разработка и согласование нормативных, технических и организационных документов, регулирующих процедуры межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия в рамках развития интеграционных процессов;

актуализация перечня приоритетных общих процессов;

организация и обеспечение взаимодействия с международными организациями, в сферу деятельности которых входят выработка стандартов и рекомендаций по созданию информационных систем, разработка методологий в этой сфере, архитектур, моделей процессов, моделей данных и др.;

проведение анализа международной практики обеспечения межгосударственного информационного взаимодействия.

В рамках функционального направления планируется проведение следующих мероприятий:

обеспечение и развитие функциональных возможностей интегрированной системы, в том числе и используемых для обеспечения функционирования цифровой платформы, созданной на ее базе;

обеспечение семантической совместимости интегрируемых ресурсов (разработка соответствующих рекомендаций, апробирование технологий семантической интеграции, разработка семантических сервисов, средств автоматизированной подготовки перевода услуг в электронную форму) и международных режимов использования интегрированной системы (поддержка типового инструментария для предоставления возможности быстрого присоединения новых государств-членов и (или) органов государств-членов к общим процессам, реализация и использование технологий прослеживаемости, механизма "единого окна" и др.).

В рамках инфраструктурно-технического направления предполагается реализация следующих мероприятий:

развитие вычислительной инфраструктуры в соответствии с целями развития интегрированной системы, в том числе создание в рамках интегрированной системы центров обработки данных для обеспечения формирования, ведения и использования общих информационных ресурсов (в случае технико-экономической обоснованности);

развитие телекоммуникационной составляющей интегрированной системы в соответствии с потребностями доступа к ней субъектов электронного взаимодействия;

создание и развитие инфраструктуры для обеспечения возможности электронной идентификации товаров и иных объектов, а также любых субъектов электронного взаимодействия и для решения задачи по прослеживаемости в рамках Союза;

обеспечение защиты информации при межгосударственном информационном взаимодействии (в том числе с использованием специализированных средств криптографической защиты информации Союза).

В рамках организационно-управленческого направления предполагается реализация следующих мероприятий:

обеспечение планомерного, единообразного, полнофункционального и согласованного развития интегрированной системы:

в части координации работ по интеграции национальных сегментов государств-членов: разработка согласованной политики в области информатизации и информационных технологий, модернизация национальных сегментов государств-членов;

в части мониторинга реализации настоящей Стратегии: использование проектного подхода, разработка и принятие методологии управления программами и проектами, планирование и исполнение проектов и программ, оценка требуемых ресурсов для реализации этих проектов и программ, организация коммуникаций между участниками проектов и программ, оценка эффективности реализации проектов и программ и качества результатов, получаемых при их реализации, а также подготовка методических рекомендаций по разработке архитектур процессов, приложений, данных, технологий, средств защиты информации при межгосударственном информационном взаимодействии;

в части определения критических технологий: определение перечня используемых и перспективных критических технологий, применяемых при создании и развитии интегрированной системы и необходимых для формирования и использования цифровой платформы, созданной на ее базе;

разработка единых стандартов (межгосударственных стандартов и стандартов Союза), охватывающих все стадии жизненного цикла развития интегрированной системы, а также стандартов, описывающих критические технологии;

обеспечение защиты информации при межгосударственном информационном взаимодействии.

В рамках экспертно-методологического направления предполагается реализация следующих мероприятий:

в части методической поддержки реализации настоящей Стратегии: проведение мониторинга и анализа международных практик и стандартов в области информационных технологий, подготовка рекомендаций и методических материалов по применению международных практик и стандартов, оказание методической поддержки пользователей, подготовка методических и дидактических материалов по мере готовности новой функциональности к вводу в эксплуатацию;

в части экспертной поддержки - мероприятия, направленные на организацию и выполнение экспертизы проектной документации, технических и технологических решений, разрабатываемых в ходе развития интегрированной системы (в том числе в отношении компонентов, обеспечивающих защиту информации в интегрированной системе и функционирование инфраструктуры трансграничного пространства доверия);

в части обеспечения необходимого уровня качества разрабатываемых решений: проведение экспертизы и согласования технических заданий (частных технических заданий), программной документации эскизных, технических и рабочих проектов;

в части обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений: при создании, развитии и функционировании сегментов интегрированной системы и поддержания надлежащего уровня защиты информации - разработка проектов технических, технологических, методических и организационных документов;

в части обучения субъектов информационного взаимодействия работе с интегрированной системой и использованию ее возможностей: организация обучающих семинаров, конференций, тренингов и подготовка соответствующих обучающих материалов, в том числе интерактивных;

в части обеспечения позитивного восприятия интегрированной системы: организация информирования с использованием средств массовой информации широкого круга общественности в государствах-членах, а также в государствах, не являющихся членами Союза, о возможностях и преимуществах использования интегрированной системы;

в части обучения эксплуатирующего и обслуживающего персонала интегрированной системы, а также ее разработчиков: разработка комплекта дидактических материалов, учебного стенда, развертывание и запуск системы дистанционного обучения и управления знаниями.

Техническая инфраструктура интегрированной системы будет развиваться на основе модели распределенной обработки данных, обеспечивающей предоставление сетевого доступа к совокупности конфигурируемых вычислительных ресурсов (сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов).

Развитие инфраструктуры интегрированной системы будет осуществляться по модели "гибридное облако", при которой эта инфраструктура является композицией нескольких "облаков", сохраняющих самостоятельное существование, но работающих совместно на основе стандартизированных технологий, обеспечивающих переносимость данных и приложений между ними.

Применение модели "гибридное облако" позволит:

обеспечить развитие интегрированной системы в направлении формирования на ее базе цифровой платформы по оказанию межгосударственных электронных услуг физическим лицам и хозяйствующим субъектам с использованием государственных информационных систем уполномоченных органов государств-членов;

обеспечить реализацию общих процессов в соответствии с требованиями, предусмотренными регламентами информационного взаимодействия общих процессов;

упростить процедуру присоединения новых участников к общим процессам;

обеспечить возможность синхронной централизованной модернизации и адаптации компонентов интегрированной системы при актуализации перечня общих процессов, регламентов информационного взаимодействия общих процессов, требований к структуре и форматам электронных документов и сведений в электронном виде.

В рамках Стратегии развития трансграничного пространства доверия, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 сентября 2016 г. N 105, предусматривается реализация мероприятий, определенных Протоколом (разработка и утверждение Комиссией требований к созданию, развитию и функционированию трансграничного пространства доверия, формирование комиссии для проверки компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде на соответствие установленным требованиям, утверждение Советом Комиссии положения об этой комиссии и обеспечение Коллегией Комиссии условий для осуществления деятельности этой комиссии), а также мероприятий, направленных на обновление нормативно-правового, технического и технологических массивов в условиях постоянного обновления и развития сфер документирования информации в электронном виде, появления новых идей и концепций трансформации информации в электронный вид и ее использования, развития отношений с участием субъектов электронного взаимодействия, возникающих в процессе составления, отправления, передачи, получения, хранения и использования электронных документов и информации в электронном виде.

В рамках разработки и развития общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде Комиссии предстоит дальнейшая координация разработки и апробирования типовых информационно-технологических решений и программно-аппаратных комплексов. С учетом спроектированных на первом этапе создания интегрированной системы типовых информационно-технологических решений и разработанных программно-аппаратных комплексов комплекс новых мероприятий по данному направлению будет разработан в соответствии со Стратегией развития трансграничного пространства доверия и Концепцией использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 г. N 73.

Также Комиссией будут реализованы мероприятия по координации разработки и внедрению правил документирования информации в электронном виде и регламентов работы отдельных компонентов и служб общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде. Для дальнейшего совершенствования практики применения указанных правил и регламентов субъектами электронного взаимодействия планируется разработка соответствующих рекомендаций.

С учетом развития международных отношений Союза с третьими государствами, развития и углубления международного сотрудничества Союза с международными интеграционными объединениями и международными организациями, а также с учетом проведения государствами-членами внешнеторговой политики и политики международного сотрудничества, и в соответствии с подпунктом 7 пункта 23 Протокола Комиссией осуществляется координация взаимодействия государств-членов с третьими странами по отдельным вопросам формирования трансграничного пространства доверия. Мероприятия по координации взаимодействия государств-членов с третьими странами предусматривают подготовку соответствующих рекомендаций, экспертную оценку проектов использования трансграничного пространства доверия для взаимодействия с третьими странами, международными интеграционными объединениями и международными организациями, обеспечение для субъектов электронного взаимодействия третьих сторон возможности использования компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде. В соответствии с заключаемыми Союзом и (или) государствами-членами международными договорами, предусматривающими межгосударственный обмен данными и электронными документами между уполномоченными органами государств-членов и уполномоченными органами третьих стран, предполагается совершенствование компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде, а также правовых, организационных и технических условий обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами.

Цифровая трансформация интеграционных процессов обусловливает совершенствование всех составляющих интегрированной системы и создание новых в рамках реализации государствами-членами скоординированной или согласованной политики.

В связи с этим предусматривается реализация мероприятий нормативно-правового и организационно-прикладного характера в рамках основных задач Комиссии в части обеспечения электронной формы взаимодействия с использованием электронных документов, определенных в пункте 23 Протокола.