Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.11.2017 N АКПИ17-813 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей сноски 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 11>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 ноября 2017 г. N АКПИ17-813

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" о признании частично недействующей сноски 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11,

установил:

согласно сноске 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной (Форма декларации о сделках с древесиной) поля заполняются только в отношении граждан или индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).

Общество с ограниченной ответственностью "Альтерра" (далее - ООО "Альтерра") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании сноски 5 приложения к Правилам не действующей в части указания в ней граждан, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пунктам 7 и 8 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку в данной норме нет упоминания о том, что в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней должна содержаться информация о физическом лице - покупателе древесины. Из буквального толкования нормы следует, что субъектный состав покупателей древесины, информация о которых должна содержаться в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, ограничен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Возложение обязанности на продавца требовать ФИО и паспортные данные у потребителя при совершении данных сделок, а также вносить их в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ввиду создания препятствий в совершении сделок по продаже древесины.

Как указывает административный истец, 1 июля 2017 г. вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 911-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. N 1047-р", в соответствии с которым был изменен и существенно расширен перечень видов древесины, сделки с которой подлежат декларированию в ЕГАИС. В перечень включены пиломатериалы из хвойных и лиственных пород, а также обрезной пиломатериал, необрезной пиломатериал, строганый пиломатериал, брус, брусок и доска, то есть те виды товаров, которые обычно присутствуют в ассортименте не только ООО "Альтерра", но и любого розничного магазина строительных и хозяйственных товаров, и продавцы пиломатериалов обязаны декларировать все сделки с древесиной, заключенные не только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и с физическими лицами.

ООО "Альтерра" извещено о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 16 сентября 2017 г. N СП-П9-6118).

Представитель Правительства Российской Федерации С. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 1 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6 данного Кодекса единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Частью 4 указанной статьи определено, что форма декларации о сделках с древесиной и порядок ее представления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 утверждены Правила.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 12 января 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 января 2015 г. N 2.

В соответствии с установленным порядком юридические лица и индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной.

Согласно части 3 статьи 50.6 ЛК РФ в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации создана Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС учета древесины и сделок с ней).

Информация в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной (часть 6 статьи 50.6 ЛК РФ).

Обязанность подавать декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых в случае непредставления или несвоевременного представления декларации о сделках с древесиной наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Физические лица, приобретающие древесину, декларацию о сделках подавать не обязаны.

В соответствии с частью 2 статьи 50.5, пунктом 8 части 9 статьи 50.6 ЛК РФ в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней содержится указанная в декларациях о сделках с древесиной информация о лице, подавшем такую декларацию, а также о лице, в собственность которого отчуждается древесина.

В силу пункта 4 части 2 статьи 50.5 ЛК РФ в декларации о сделках с древесиной указываются также сведения о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина, в том числе наименования сторон этого договора.

Соответственно, сделки с древесиной, заключенные с физическими лицами, декларируются в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней в одностороннем порядке продавцом древесины - юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

Часть 9 статьи 50.6 ЛК РФ определяет содержание документированной информации, подаваемой в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, и не содержит запрета высшему исполнительному органу государственной власти при установлении формы декларации о сделках с древесиной определить в соответствии с требованиями лесного законодательства указание о стороне договора - покупателе-гражданине.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" о признании частично недействующей сноски 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА