Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ГТК РФ от 15.12.1997 N 01-15/24204 (ред. от 29.05.1998) "О товарах, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 декабря 1997 г. N 01-15/24204

О ТОВАРАХ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. письма ГТК РФ от 29.05.1998 N 01-15/11152)

ГТК России, изучив практику применения таможенными органами Общих правил перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 15.08.94 N 408, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом ГТК России от 18.10.96 N 645, и Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами, утвержденных Приказом ГТК России от 15.08.94 N 416, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом ГТК России от 30.01.97 N 35, разъясняет следующее:

1. В соответствии со статьей 109 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Компетенция ГТК России в данном вопросе определяется в соответствии с пунктом 6 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. N 2014 (далее - Положение о ГТК России). Так, руководствуясь указанным пунктом, ГТК России в соответствии с ТК России и другими актами законодательства Российской Федерации вправе устанавливать упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей.

Кроме того, пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" ГТК России дано прямое поручение: установить подробные правила ввоза и вывоза товаров и транспортных средств физическими лицами в соответствии с упомянутым Постановлением Правительства России и нормами таможенного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с указанными актами законодательства Российской Федерации ГТК России были изданы Приказы:

- от 18.10.96 N 645 "О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК России от 15.08.94 N 408";

- от 30.01.97 N 35 "О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК России от 15.08.94 N 416".

Указанные нормативные правовые акты ГТК России были согласованы с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Федеральной миграционной службой России, а затем прошли всестороннюю правовую экспертизу в Министерстве юстиции Российской Федерации на соответствие: положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 808, действующему законодательству Российской Федерации (не только таможенному), а также нормам международного права. Данные Общие правила были зарегистрированы Минюстом России 24.02.97 за N 1258 и 26.02.97 за N 1259 соответственно.

Таким образом, указанные Общие правила являются основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к физическим лицам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

2. При применении Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами, утвержденных Приказом ГТК России от 15.08.94 N 416, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом ГТК России от 30.01.97 N 35 (далее в настоящем пункте - Общие правила) следует иметь в виду то, что:

2.1. В целях применения пункта 1.4 Общих правил, при определении момента выпуска (изготовления) транспортного средства, следует исходить из того, что таким моментом считается день его изготовления. В случаях, если на транспортном средстве, либо в относящихся к нему товаросопроводительных документах указан только месяц изготовления, то таким днем считается первое число этого месяца, если указан только год - 1 января этого года. Однако, если дата изготовления транспортного средства не указана, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа на момент таможенного оформления транспортного средства, позволяющая определить дату изготовления. К такой информации может относиться информация, содержащаяся в иностранных справочных изданиях (например, "EUROTAXSCHWACKE", "N.A.D.A." и др.).

2.2. Физические лица, упомянутые в пунктах 2.3 и 2.7 Общих правил, могут ввозить (при соблюдении прочих условий, установленных этими Правилами) транспортные средства с территорий государств, в которых эти лица постоянно проживали до момента первого въезда на территорию Российской Федерации, с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в том числе те транспортные средства, которые были приобретены указанными лицами в третьих странах (в данном случае не требуется регистрация (постановка на учет) таких транспортных средств в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в стране выезда).

2.3. Таможенные льготы, предусмотренные пунктами 2.4 и 2.5 Общих правил, не применяются в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами, если во время пребывания в иностранных государствах более шести месяцев лицо прервало свое нахождение в иностранном государстве и въехало в Российскую Федерацию (независимо по каким причинам и на какой срок).

2.4. В соответствии с пунктом 2.4 Общих правил таможенные льготы в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, срок непрерывного временного пребывания которых за пределами Российской Федерации превышает шесть месяцев (182 суток), исчисляется с даты последнего выезда за пределы Российской Федерации. При этом в целях применения данного положения Общих правил под последним выездом за пределы Российской Федерации следует понимать поездку лица за пределы Российской Федерации, при возвращении из которой лицом ввозится транспортное средство.

2.5. Продление сроков временного ввоза транспортных средств, ввозимых в соответствии с пунктом 2.5 Общих правил, по истечении предусмотренных этим пунктом, не допускается.

2.6. При применении положений пункта 2.6 Общих правил следует иметь в виду, что:

2.6.1. Двухлетним сроком (периодом), в течение которого производится сложение сроков в случаях, предусмотренных пунктом 2.6 Общих правил, в настоящее время являются 1997 - 1998 календарные годы.

2.6.2. В случае таможенного оформления транспортного средства в соответствии с пунктом 2.6 Общих правил течение нового совокупного срока начинается с даты выпуска ввезенного транспортного средства, то есть с даты передачи таможенными органами Российской Федерации транспортного средства после его таможенного оформления в полное распоряжение лица.

2.6.3. При сложении и учете сроков пребывания за пределами Российской Федерации лиц, претендующих на получение таможенных льгот, предусмотренных пунктом 2.6 Общих правил, следует исходить из того, что:

- день выезда засчитывается в совокупный срок как одни полные сутки;

- день въезда засчитывается в совокупный срок как одни полные сутки;

- выезд на срок менее суток засчитывается в совокупный срок как одни полные сутки;

- несколько выездов в течение одних суток засчитывается в совокупный срок как одни полные сутки;

- общий (совокупный) срок пребывания за пределами Российской Федерации определяется простым арифметическим сложением.

2.7. Членам семей лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами, таможенные льготы, предусмотренные пунктом 2.7 Общих правил, могут быть предоставлены в случае, если эти лица также признаны в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами.

2.8. В случае, если временно ввезенное транспортное средство не вывозится за пределы таможенной территории Российской Федерации в течение 1 года, то срок временного ввоза может быть продлен в порядке, предусмотренном вторым абзацем пункта 2.8 Общих правил. В случаях продления временного ввоза на срок свыше 1 года в отношении транспортных средств, страной происхождения которых является иностранное государство, уплачиваются таможенные платежи в размере 50 процентов совокупного таможенного платежа, а в отношении транспортных средств, страной происхождения которых является Российская Федерация, - таможенные платежи по единой ставке в размере 0,5 ЭКЮ за 1 кубический сантиметр объема двигателя. Общий (максимальный) срок временного ввоза при продлении сроков временного ввоза в соответствии с условиями, предусмотренными данным пунктом Общих правил, может составить три года.

Однако следует иметь в виду то, что в отношении транспортных средств, временно ввозимых физическими лицами в соответствии с указанным пунктом Общих правил на срок до 1 года, таможенные платежи не взимаются. Исходя из этого, и в случаях продления сроков временного ввоза в пределах до 1 года (в том числе - неоднократного) таможенные платежи не взимаются.

2.9. Таможенные льготы, предусмотренные пунктом 2.8 Общих правил, могут быть предоставлены в отношении транспортных средств, ввозимых любыми физическими лицами, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации (вне зависимости от того, ввозят ли они транспортные средства в Российскую Федерацию из государства своего постоянного проживания или из какого-либо другого иностранного государства), если ими соблюдаются прочие условия, предусмотренные Общими правилами.

2.10. Таможенные льготы, предусмотренные пунктами 2.3 - 2.6, 2.8 Общих правил, могут быть предоставлены только в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами, следующими через таможенную границу Российской Федерации. При этом указанные льготы могут быть предоставлены как в случаях ввоза транспортного средства непосредственно при следовании лица через таможенную границу (ввоз сопровождаемого багажа), так и в случаях ввоза транспортных средств в соответствии с договором о перевозке отдельно следующим (несопровождаемым) багажом. При предоставлении таможенных льгот, предусмотренных пунктами 2.3 - 2.6, 2.8 Общих правил, не следует отождествлять случаи отправки транспортных средств отдельно следующим (несопровождаемым) багажом лицами, следующими через таможенную границу Российской Федерации, со случаями пересылки (т.е. случаями ввоза транспортных средств без следования лица через таможенную границу Российской Федерации), при которых льготы по уплате таможенных платежей не могут быть предоставлены. В случаях пересылки транспортных средств размеры таможенных платежей, подлежащих уплате, определяются согласно пункту 2.11 Общих правил.

Вместе с тем другие обстоятельства ввоза, не затрагиваемые в Общих правилах (такие как ввоз транспортных средств физическими лицами, следующими через таможенную границу Российской Федерации: из третьих стран при посредничестве иностранных транспортных компаний или физических лиц, действующих на основании договоров гражданско - правового характера, например, доверенностей), не могут служить основаниями для отказа в предоставлении таможенных льгот, предусмотренных пунктами 2.3 - 2.6, 2.8 Общих правил.

2.11. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами в соответствии с пунктами 2.5 и 2.8 Общих правил, могут передаваться в пользование либо владение любому другому лицу, в том числе члену семьи этого лица, только с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством, поскольку в соответствии с положениями статьи 29 ТК России условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование таких товаров и транспортных средств в иных целях допускается лишь с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК России и иными актами законодательства Российской Федерации. Несоблюдение требований порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, влечет за собой ответственность, предусмотренную ТК России.

2.12. В отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами в соответствии с Общими правилами, не устанавливается каких-либо ограничений в пользовании либо владении такими транспортными средствами, а также ограничений на использование таких транспортных средств для осуществления производственной или иной коммерческой деятельности (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.5 и 2.8 Общих правил).

Общими правилами также не предусмотрено каких-либо количественных ограничений в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами, за исключением случаев, прямо предусмотренных этими правилами.

2.13. В соответствии со ст. 182 ТК России лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенных целей. Кроме того, исходя из содержания пункта 4.2 Общих правил, декларантом в таможенный орган одновременно должны представляться: таможенная декларация, транспортные и товаросопроводительные документы, а также иные документы, содержащие сведения, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.

Физические лица, если они претендуют на получение таможенных льгот в отношении ввозимых ими транспортных средств, в качестве подтверждения обстоятельств, являющихся основанием для предоставления льгот, могут представлять в таможенный орган, производящий таможенное оформление, любые документы (за исключением случаев, при которых Общими правилами предусмотрено предоставление конкретных документов), подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления льгот. При этом и обстоятельства, и документы, которыми эти обстоятельства подтверждены, не должны вызывать сомнений в их достоверности и, соответственно, в подлинности у должностных лиц таможенного органа.

2.14. Согласно ст. 172 и пункту 10 ст. 18 ТК России декларантом является лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени. В свою очередь лицом, перемещающим товары, является лицо, являющееся собственником товаров, его покупателем, владельцем либо выступающее в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК России, от собственного имени.

В соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность, как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (представляемым) другому лицу (представителю) для представительства перед третьими лицами, предполагает совершение действий по доверенности представителем не от собственного имени, а от имени представляемого.

(в ред. письма ГТК РФ от 29.05.1998 N 01-15/11152)

(см. текст в предыдущей редакции)

Таким образом, декларирование товаров и транспортных средств иными лицами, чем это предусмотрено таможенным законодательством (в том числе физическими лицами, действующими по доверенности от имени других физических лиц, перемещающих товары и (или) транспортные средства), неправомерно.

2.15. При рассмотрении вопросов о предоставлении таможенных льгот, предусмотренных Общими правилами, в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами, упомянутыми в пункте 1 приложения 1 к Общим правилам, следует иметь в виду то, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10.12.82, участницей которой является Российская Федерация, национальность (национальная принадлежность) судна определяется флагом государства, под которым оно имеет право плавать. При этом каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под своим флагом. Таким образом, к российским судам (судам российской национальности) заграничного плавания можно отнести только суда заграничного плавания под российским флагом.

Исходя из этого, физическим лицам, работающим на иностранных судах (судах под иностранным флагом), в том числе арендованных (зафрахтованных) российскими лицами, льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренные пунктом 2.6 Общих правил, в отношении транспортных средств не предоставляются.

Кроме того, при рассмотрении вопросов о предоставлении таможенных льгот физическим лицам, упомянутым в пункте 1 приложения 1 к Общим правилам, следует иметь в виду то, что таможенные льготы, предусмотренные пунктом 2.6 Общих правил, могут быть предоставлены только работающим на российских судах заграничного плавания лицам, осуществляющим функции управления, жизнеобеспечения и обслуживания судна во время заграничного плавания. Таким образом, таможенные льготы, предусмотренные пунктом 2.6 Общих правил, не могут быть предоставлены в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами, осуществляющими функции обслуживания членов экипажа российского судна загранплавания либо пассажиров, следующих на таком судне. Вместе с тем указанные лица могут ввозить транспортные средства на основании других положений Общих правил (в частности, в соответствии с пунктом 2.4) в том случае, если все соответствующие требования и условия будут полностью соблюдены.

2.16. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами транспортных средств (как и другого имущества), принятых ими в качестве наследства, а также приобретенных такими лицами по договорам мены, дарения, а также иным договорам гражданско - правового характера, осуществляется в соответствии с действующим таможенным законодательством. Такого рода обстоятельства не могут служить основаниями для предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

2.17. В отношении транспортных средств, ввезенных на территорию России до прекращения существования Союза ССР из государств - бывших союзных республик Союза ССР (т.е. до 31 декабря 1991 года включительно), таможенное оформление не производится. Таможенное оформление таких транспортных средств (т.е. тех, которые не перемещались и не перемещаются через таможенную границу Российской Федерации) действующим таможенным законодательством не предусмотрено.

2.18. При вывозе из Российской Федерации транспортных средств, ввезенных и временно ввезенных в соответствии с Общими правилами, возврат сумм таможенных платежей, относящихся к этим транспортным средствам, не производится.

2.19. В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Приказа ГТК России от 30.09.94 N 507 "Об утверждении формы удостоверения транспортного средства" удостоверение ввоза транспортного средства выдается таможенными органами для регистрации транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, в подразделениях ГАИ МВД России. В то же время, согласно пункту 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.93 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" понятие "транспортные средства" включает в себя транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. сантиметров и более, максимальной конструктивной скоростью не менее 50 км/час, а также прицепы к ним.

Таким образом, на все ввозимые физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автотранспортные средства (в том числе на транспортные средства, классифицируемые в иных товарных позициях ТН ВЭД СНГ, чем 8703), отвечающие требованиям, установленным этим Постановлением Правительства России, таможенными органами должны выдаваться удостоверения ввоза транспортного средства (по форме, утвержденной Приказом ГТК России от 30.09.94 N 507).

3. При применении Общих правил перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 15.08.94 N 408, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом ГТК России от 18.10.96 N 645 (далее - Общие правила), следует исходить из того, что:

3.1. В соответствии со ст. 29 ТК России и пунктом 2.2 Общих правил, а также в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 808 в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, с уплатой таможенных платежей по единым ставкам, предусмотренным указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, каких-либо ограничений в пользовании и распоряжении не устанавливается.

3.2. При применении пункта 1.9 Общих правил следует учитывать, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в несопровождаемом багаже в таможенную стоимость включаются расходы по доставке товаров до аэропорта, порта или иного места ввоза в Российскую Федерацию.

Багаж, оформленный грузовой накладной, и по таможенным, и по воздушным правилам (Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (МГА СССР, 3 января 1986 г., N 1/и) считается несопровождаемым. Следование на одном и том же воздушном судне не должно вводить в заблуждение, поскольку это не является определяющим фактором. Решающими обстоятельствами являются:

- принятие к перевозке товара отдельно от пассажира, и

- оформление отдельным документом.

3.3. При вывозе из Российской Федерации товаров, ввезенных в соответствии с Общими правилами, возврат сумм таможенных платежей, относящихся к этим товарам, не производится.

3.4. Разделом 2 Общих правил предусмотрено установление предназначения товаров должностным лицом таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В названном разделе приведены критерии, которые может использовать должностное лицо этого таможенного органа в качестве ориентира установления предназначения товаров, но с учетом всех обстоятельств (поездки лица, количество членов его семьи и т.п.) в каждом конкретном случае. Никакие другие таможенные органы, включая ГТК России, не могут и не обязаны принимать на себя функции, возложенные на конкретное должностное лицо таможенного органа, за исключением случаев рассмотрения обстоятельств дела в связи с жалобой лица, рассмотрения протеста прокурора и рассмотрения в порядке контроля за соблюдением законности, в соответствии с разделом XIII и статей 418, 419 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Между тем, исходя из содержания Общих правил (в частности пункта 2.5), определение предназначения товаров необходимо в следующих случаях:

- во всех случаях ввоза физическими лицами товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ;

- в случаях ввоза товаров лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

- во всех случаях вывоза с таможенной территории Российской Федерации товаров физическими лицами;

- во всех случаях временного ввоза (вывоза) товаров физическими лицами;

- в случаях, предусмотренных пунктом 2.6 Общих правил. Иными словами, в случаях, если уровень таможенного обложения товаров, ввозимых в упрощенном, льготном порядке с уплатой таможенных платежей по единым ставкам, на 20 процентов ниже уровня обложения этих товаров, если бы они ввозились в общем порядке с соблюдением условий тарифного и нетарифного регулирования (мер экономической политики) и налогообложения, предусмотренных для участников внешнеэкономической деятельности.

3.5. Положения пункта 3.7 Общих правил не применяются в отношении товаров российского происхождения, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации из государств - участников СНГ. В соответствии со ст. 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.94 государства - участники СНГ не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз только в отношении товаров, происходящих с территории одной из стран - участниц СНГ и предназначенных для таможенной территории других стран - участниц СНГ.

Ввиду того, что такие страны, как Латвия, Литва, Эстония не входят в число стран, присоединившихся к указанному Соглашению, положения пункта 3.7 Общих правил также не применяются в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию с их таможенной территории.

3.6. Поскольку в настоящее время таможенным законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо количественные ограничения на вывоз товаров, в частности, алкогольных напитков и табачных изделий, количество товаров, допускаемых к вывозу в упрощенном, льготном порядке, зависит от их предназначения, для определения которого применяются положения раздела 2 Общих правил.

3.7. При рассмотрении вопросов о предоставлении таможенных льгот в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, следует учитывать, что мировая практика тесно увязывает институт постоянного места жительства со свободным намерением лица проживать в конкретном месте в течение не ограниченного чем-либо срока или наступлением какого-либо события времени. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться.

Постоянное место жительства также увязывается с наличием тесных связей лица с определенным государством, его культурой, языком, правовой системой.

Намерение лица считать новое место проживания своим постоянным местом жительства должно быть доказано этим лицом. При этом презюмируется (т.е. предполагается при отсутствии доказательств об обратном), что сохраняется прежнее место жительства, а исходным постоянным местом жительства лица является место его рождения.

Российское право различает место жительства и постоянное место жительства. Например, статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что местом жительства лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Пребывание в иностранных государствах в связи с командировкой, работой по контракту, учебой, исполнением обязанностей военной или иной государственной службы Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не является основанием для предоставления таможенных льгот, предоставляемых в отношении товаров, ввозимых лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Однако это не лишает указанных лиц права на получение таможенных льгот в отношении ввозимых товаров по другим основаниям.

3.8. Так как в соответствии со статьей 19 Таможенного кодекса Российской Федерации все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, то Общие правила, без каких-либо из них изъятий, применяются как к товарам, ввозимым (вывозимым) лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, так и товарам, ввозимым (вывозимым) лицами, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации (в том числе, в государствах - участниках СНГ).

Вместе с тем следует учитывать то, что общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления может применяться в отношении перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, происходящих из государств - участников СНГ и предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, только в случае, если лица, их перемещающие, зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей.

В случаях непредставления лицами в таможенный орган, производящий таможенное оформление, одновременно с таможенной декларацией, в отношении ввозимых ими товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, документов и сведений, подтверждающих регистрацию этих лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей, такие товары должны помещаться на склады временного хранения, как это предусмотрено пунктом 3.13 Общих правил.

Заместитель

Председателя Комитета

В.А.МАКСИМЦЕВ