Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N АКПИ17-722 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "л" пункта 29, подпункта "з" пункта 50 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 ноября 2017 г. N АКПИ17-722

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - САС" о признании частично недействующими подпункта "л" пункта 29, подпункта "з" пункта 50 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484,

установил:

согласно подпункту "л" пункта 29 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы) при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма расходов, планируемых на очередной период регулирования, в том числе расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, размер которой определяется исходя из того, что размещение твердых коммунальных отходов осуществляется в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

При установлении тарифов с применением метода индексации в соответствии с подпунктом "з" пункта 50 Основ неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе, расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - САС" (далее - ООО "Управляющая Компания - САС") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими подпункта "л" пункта 29, подпункта "з" пункта 50 Основ, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат абзацу третьему пункта 2 статьи 11, пунктам 4, 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ограничивают возможность включения в необходимую валовую выручку организаций - субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих регулируемую деятельность по захоронению (размещению) отходов, расходов на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как указывает административный истец, ООО "Управляющая Компания - САС" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и осуществляет лицензированную деятельность по захоронению (размещению) отходов. При подготовке тарифного предложения на захоронение (размещение) отходов на 2018 г. ООО "Управляющая Компания - САС" направлен запрос в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам о возможности предоставления вместо лимитов размещения отходов соответствующей отчетности об объемах размещения отходов, которую организация представляет в Росприроднадзор как субъект малого и среднего предпринимательства. Однако на этот запрос получен ответ от 25 июля 2017 г., из которого следует, что у организации отсутствует возможность учета предстоящих расходов на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в составе необходимых для осуществления регулируемой деятельности расходов при отсутствии документов, подтверждающих установление нормативов и (или) лимитов размещения отходов. Аналогичное разъяснение содержится в письме Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 22 июня 2017 г.

ООО "Управляющая Компания - САС" извещено о времени и месте судебного разбирательства, представитель административного истца в судебное заседание не явился. 24 октября 2017 г. в суд поступило ходатайство директора ООО "Управляющая Компания - САС" С.С. с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя организации.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной антимонопольной службе (поручение от 31 августа 2017 г. N СП-П9-5760).

Представители Правительства Российской Федерации С.Е., Ф. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей Правительства Российской Федерации С.Е., Ф., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (статья 5).

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации 30 мая 2016 г. издало постановление N 484, которым утвердило Основы.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), 3 июня 2016 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 6 июня 2016 г., N 23.

Основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения.

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в статье 23 устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 5 данной статьи).

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также называет плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1).

Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в силу пункта 9 статьи 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Подпунктом "л" пункта 29 и подпунктом "з" пункта 50 Основ определено, что в состав необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитываемой с применением метода экономически обоснованных расходов и метода индексации, включаются расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, размер которой определяется исходя из того, что размещение твердых коммунальных отходов осуществляется в пределах установленных нормативов и (или) лимитов (в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов для метода индексации).

Данные положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют законодательству в области обращения с отходами и в области охраны окружающей среды и предполагают учет экономически обоснованных расходов регулируемых организаций по плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов. Расходы по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение сверхлимитных отходов не учитываются при тарифном регулировании.

Исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов осуществляются в порядке, установленном статьями 16 - 16.5 Федерального закона "Об охране окружающей среды", Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255.

Пункт 18 названных Правил устанавливает формулу, в соответствии с которой рассчитывается плата за размещение отходов в пределах лимитов на размещение отходов, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства, а в пункте 20 этих Правил содержится формула, в соответствии с которой определяется плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 4 статьи 16.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и данным Федеральным законом.

Порядок разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Согласно пункту 5 статьи 16.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления и форма декларации утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, пунктом 7 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлены особенности представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Пункт 8 названной статьи устанавливает, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указанными лицами не разрабатываются. При подготовке тарифного предложения субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Учитывая изложенное, в расчет необходимой валовой выручки оператора, осуществляющего деятельность по размещению твердых коммунальных отходов и относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что оспариваемые положения Основ ограничивают право субъектов малого и среднего предпринимательства на включение в тарифное предложение расходов на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, являются несостоятельными.

Согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, а также использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами (статья 3).

Формирование надлежащего механизма ценообразования в сфере обращения с отходами производства и потребления направлено на обеспечение предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания - САС" о признании частично недействующими подпункта "л" пункта 29, подпункта "з" пункта 50 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Л.В.БОРИСОВА

А.М.НАЗАРОВА