"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" (утв. Росалкогольрегулированием 25.10.2017)

I. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и организациями, осуществляющими оптовый оборот указанной продукции

I. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и организациями, осуществляющими оптовый оборот указанной продукции:
1. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей (31,3% из числа выявленных нарушений).
Основными видами указанных нарушений являются:
1) указание в декларациях недостоверных сведений об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231, предусмотрено, что декларации заполняются в соответствии с сопроводительными и первичными бухгалтерскими документами.
При этом, в ходе контрольных мероприятий выявляются случаи расхождения сведений, отраженных в декларациях, с данными, содержащимися в сопроводительных и первичных бухгалтерских документах.
Кроме того, участились случаи отражения сведений о поставке алкогольной продукции в адрес индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность.
2) непредставление деклараций.
Основными видами указанных нарушений являются:
а) непредставление деклараций при наличии остатков продукции.
При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления определенного вида деятельности, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода;
б) представление деклараций с нарушением формата, утвержденного Росалкогольрегулированием.
В соответствии с пунктом 21 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила), Росалкогольрегулирование и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи.
Формат представления деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей";
в) истечение срока действия усиленной квалифицированной электронной подписи на момент представления деклараций.
В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи";
Повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган, влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по обращению лицензирующего органа), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей:
- при представлении деклараций соблюдать действующий формат, утвержденный Росалкогольрегулированием;
- перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;
- осуществлять контроль за корректным заполнением данных деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей;
- проводить своевременные сверки с контрагентами;
- усилить контроль за своевременной сдачей деклараций через "Личный кабинет" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);
- своевременно исполнять предписания, выданные Росалкогольрегулированием, при выявлении нарушений, связанных с искажением информации и (или) нарушением порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей;
- своевременно исполнять предписания, выданные территориальными органами Службы в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования от 03.04.2014 N 84;
- не допускать нарушения сроков представления деклараций;
- проверять информацию о статусе индивидуальных предпринимателей в онлайн-сервисе сведений о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенных на сайте ФНС России по адресу https://egrul.nalog.ru/.
2. Производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ (10,1% из числа выявленных нарушений):
1) у производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - отсутствие фиксации, а также несвоевременная фиксация сведений в ЕГАИС.
Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля (пункт 5.3.1 Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - приказ N 149));
2) у организаций - производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год - отсутствие фиксации сведений о поставках произведенной продукции в ЕГАИС.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Согласно подпункту 8 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ указанное требование не распространяется на учет объема производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год.
При этом, требования по передаче в ЕГАИС информации об объеме оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, распространяется на организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;
3) у организаций, осуществляющих оптовый оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции - отсутствие фиксации, а также несвоевременная фиксация сведений в ЕГАИС, в том числе о закупках, поставках, списании и постановке на баланс алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Организациями, осуществляющими оптовый оборот алкогольной продукции, заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляются в день фактического получения продукции (пункт 5.2.1 Приложения N 5 к приказу N 149).
В ходе проведения контрольных мероприятий зачастую выявляются случаи несвоевременной фиксации сведений о закупке алкогольной продукции.
Отсутствие фиксации сведений в ЕГАИС влечет аннулирование лицензий в судебном порядке, а также административную ответственность, предусмотренную статьей 14.19 КоАП РФ.
Меры, которые следует предпринять как организациям, осуществляющим производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, так и организациям, осуществляющим оборот указанной продукции, в целях недопущения нарушений порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
- изучить действующее законодательство, в том числе изменения, внесенные в нормативные правовые акты в части порядка фиксации сведений в ЕГАИС;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в том числе:
осуществлять контроль за своевременной передачей информации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
обеспечить техническую возможность по передаче указанной информации в ЕГАИС.
- обеспечить подготовку кадрового состава организаций - повышение квалификации персонала по работе в ЕГАИС;
- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах: https://wiki.egais.ru, https://egais.ru.
 
Открыть полный текст документа

Закрыть