Цены (в т.ч. базовые), сформированные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388, пересмотру не подлежат, если иное не установлено законодательством РФ.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция), поставляемые в соответствии с государственными контрактами (контрактами) по государственному оборонному заказу (далее - государственное регулирование цен), а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по государственному регулированию цен в сфере государственного оборонного заказа.

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"метод анализа рыночных индикаторов" - метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию на уровне, не превышающем цену на эту продукцию, сложившуюся на бирже (биржевой индикатор) либо определенную в соответствии с данными официальной статистической информации;

"метод сравнимой цены" - метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену);

"сравнимая продукция" - продукция, идентичная или однородная рассматриваемой, реализация которой осуществлялась в сопоставимых условиях в период, не превышающий 2 лет до даты определения цены на рассматриваемую продукцию, и обладающая потребительскими свойствами, позволяющими заменить рассматриваемую продукцию (с учетом наличия необходимых лицензий у производителей этой продукции), либо продукция, являющаяся взаимозаменяемой по отношению к рассматриваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции;

"затратный метод" - метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли), определяемой в соответствии с разделом IV настоящего Положения;

"базовая цена" - фиксированная цена на продукцию, определенная затратным методом в соответствии с настоящим Положением в условиях базового года и используемая для определения цены на продукцию на очередной год и плановый период с применением метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)

(см. текст в предыдущей редакции)

"базовые затраты" - затраты, определенные затратным методом в условиях базового года и используемые для определения цены на продукцию на очередной год и плановый период с применением метода индексации по статьям базовых затрат;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)

(см. текст в предыдущей редакции)

"базовый год" - календарный год, в условиях которого рассчитывается базовая цена (базовые затраты);

"индексы" - индексы цен и индексы-дефляторы, а также иные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, используемые при формировании цен на продукцию в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития Российской Федерации;

"метод индексации базовой цены" - метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию на очередной год и плановый период путем индексации сформированной ранее базовой цены с применением соответствующих индексов;

"себестоимость продукции" - совокупность затрат, определяемых в соответствии с установленным для продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, порядком определения состава затрат на поставку (включая производство) этой продукции;

"привнесенные затраты" - затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. К привнесенным затратам не относятся командировочные расходы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)

(см. текст в предыдущей редакции)

"собственные затраты" - разница между себестоимостью продукции и привнесенными затратами;

"метод индексации по статьям базовых затрат" - метод определения цены на продукцию с длительным (3 года и более) циклом производства, заключающийся в установлении цены на продукцию на очередной год и плановый период в виде суммы величин базовых затрат по отдельным статьям в составе собственных и привнесенных затрат, определяемых путем индексации с применением соответствующих индексов, и размера прибыли, определяемого в соответствии с разделом IV настоящего Положения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)

(см. текст в предыдущей редакции)

"поставщик" - поставщик (подрядчик, исполнитель) продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа, заключивший государственный контракт (контракт) на поставку этой продукции;

"единственный поставщик" - поставщик продукции по государственному оборонному заказу, закупка у которого осуществляется в соответствии с пунктами 2, 7 или 56 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)

(см. текст в предыдущей редакции)

"реестр единственных поставщиков" - реестр единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, условия включения в который российских организаций и порядок ведения которого определяются Положением о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 826 "Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники";

"потенциальный поставщик" - поставщик (в том числе производитель) продукции по государственному оборонному заказу (продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа), предлагающий государственному заказчику (заказчику) условия ее поставки в целях заключения государственного контракта (контракта);

"потенциальный единственный поставщик" - потенциальный поставщик продукции по государственному оборонному заказу, осуществление закупки у которого планируется в соответствии с пунктами 2, 7 или 56 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)

(см. текст в предыдущей редакции)

"заказчик" - головной исполнитель государственного контракта по государственному оборонному заказу либо организация, входящая (планируемая к включению) в кооперацию головного исполнителя и заключившая (планирующая заключить) контракт с поставщиком продукции, необходимой для выполнения этого государственного контракта;

"существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции" - обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению с себестоимостью в базовом году более чем на 5 процентов и при этом плановая рентабельность (прибыль) в случае увеличения в текущем году себестоимости продукции снижается до уровня ниже 10 процентов плановых собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) на поставку (включая производство) этой продукции, а для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более, - менее 5 процентов себестоимости продукции в результате действия одного или нескольких из следующих факторов:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1582)

(см. текст в предыдущей редакции)

изменение требований к поставляемой продукции государственным заказчиком (заказчиком) или по согласованию с ним организацией, имеющей государственные контракты (контракты) на выполнение работ (в том числе научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ), оказание услуг в отношении этой продукции, повлекшее внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию на указанную продукцию;

изменение ежегодного объема поставки (в том числе производства) продукции и (или) выручки организации;

изменение курса рубля к иностранным валютам;

принятие федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления;

изменение объема и (или) состава специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства такой продукции;

изменение схемы использования давальческих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих изделий);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)

изменение цены продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу, вследствие регистрации (утверждения) Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" цены продукции в сфере ядерного оружейного комплекса в соответствии с пунктом 115 настоящего Положения;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)

"вспомогательные работы" - работы (услуги) по транспортировке, страхованию, осуществлению пусконаладочных, монтажных и других работ (услуг), связанные с поставкой продукции и оказывающие влияние на цену государственного контракта (контракта);

"перечни продукции по государственному оборонному заказу" - утверждаемые в установленном порядке перечни продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен;

"биржевой товар" - объект торговли на товарной бирже в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства;

"биржевой индикатор" - значение цены биржевого товара, информация о котором раскрыта на официальном сайте биржи;

"отраслевые органы" - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие полномочия в области государственного регулирования цен в порядке и пределах, установленных настоящим Положением, и определяющие в соответствии с установленными сферами деятельности по отраслям промышленности особенности осуществления отдельных процедур в рамках государственного регулирования цен в порядке и объемах, установленных настоящим Положением;

"обосновывающие документы" - документы, направляемые организацией государственному заказчику (головному исполнителю) в составе предложения о прогнозной цене в соответствии с разделом V настоящего Положения, предложения о цене продукции, направляемого в рамках определения начальной (максимальной) цены государственного контракта в соответствии с разделом VI настоящего Положения, предложения о цене продукции, поставляемой единственным поставщиком, в соответствии с разделами VII и VIII настоящего Положения;

"обоснованные экономические показатели и нормативы" - документально подтвержденные и экономически обоснованные показатели организации, применяемые для отнесения отдельных затрат на себестоимость продукции и рассчитываемые применительно к каждому календарному году поставки (включая производство) продукции с учетом фактически достигнутых показателей организации за отчетный период и расчетных значений планового периода. В случае если организация осуществляет поставку научно-технической продукции и иной продукции, обоснованные экономические показатели и нормативы организации формируются отдельно по научно-технической продукции и по иной продукции;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.03.2021 N 390)

"прогнозная цена" - расчетное значение цены за единицу продукции, которое определяется в порядке, установленном разделом V настоящего Положения, и применяется при формировании проекта государственного оборонного заказа на очередной год и плановый период, определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)

3. Иные термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа (далее - законодательство о государственном оборонном заказе) и о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе в сфере закупок).

4. Государственное регулирование цен осуществляется при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа в соответствии с целями и принципами, установленными статьей 9 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", и направлено на обеспечение выполнения государственной программы вооружения в части создания и оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники, иных государственных (федеральных целевых) программ в части мероприятий, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, а также на обеспечение эффективной работы организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа.

5. Государственное регулирование цен в порядке, установленном настоящим Положением, предусматривает в том числе:

а) определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период (далее - прогнозная цена на продукцию), а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;

б) определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее - начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее - цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;

в) государственную регистрацию (далее - регистрация) цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком;

г) определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;

д) уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.

6. Государственное регулирование цен осуществляется в отношении:

а) продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;

б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;

в) российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);

г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;

д) сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, - в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV настоящего Положения.

7. Превышение цен на указанную в пункте 6 настоящего Положения продукцию, поставляемую по государственному контракту (контракту) государственному заказчику (заказчику), по отношению к ценам на эту продукцию, определенным в соответствии с настоящим Положением, является признаком запрещенного частью 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" необоснованного завышения цены на продукцию по государственному оборонному заказу.

8. Определение цены государственного контракта по государственному оборонному заказу, заключаемого с единственным поставщиком и предусматривающего для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации поставку военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров, строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, техническое перевооружение объектов и проведение проектных, инженерно-изыскательских работ, а также выполнение работ, оказание услуг, которые могут осуществляться только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляется с учетом особенностей, указанных в разделе VIII настоящего Положения.