Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.10.2017 N АКПИ17-719 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 2017 г. N АКПИ17-719

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ч. о признании частично недействующим пункта 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223,

установил:

в соответствии с пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) общая площадь жилого помещения определяется по формуле:

О = Н + Д - Л,

где:

Н - норматив общей площади жилого помещения;

Д - размер дополнительной общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 28 названных Правил;

Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.

Гражданин Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 27 Правил в части формулы для расчета общей площади жилого помещения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 1, 4, 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушают его права на получение единовременной социальной выплаты в установленном размере.

Как указывает административный истец, решением комиссии ГУ МВД России по г. Москве по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 сентября 2012 г. его семья из 3-х человек была принята на учет на получение единовременной социальной выплаты. Решением данной комиссии от 20 ноября 2014 г. ему выделена единовременная социальная выплата в размере 752218,40 рублей. Будучи несогласным с указанным решением в части уменьшения размера социальной выплаты в связи с наличием у его супруги другого жилого помещения, в котором она зарегистрирована и которое занимает на условиях договора социального найма, он обжаловал его в судебном порядке. Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 7 апреля 2015 г. ему отказано в удовлетворении заявленных требований.

В суде представитель административного истца Л. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат понятиям норм предоставления единовременной выплаты сотруднику полиции с учетом совместно проживающих с ним членов семьи и нормы предоставления площади предоставления жилого помещения и позволяют при расчете размера единовременной социальной выплаты, с одной стороны, не учитывать членов семьи сотрудника органов внутренних дел, которые проживают отдельно от него, а с другой стороны - производить вычет из жилой площади, предоставляемой совместно проживающим с сотрудником, которая имеется у члена этой же семьи, не проживающего совместно с ним.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 1 сентября 2017 г. N РД-П4-5796).

Представители Правительства Российской Федерации К., Ш. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения представителя административного истца Л., пояснения Ч., объяснения представителей Правительства Российской Федерации К., Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Регулируя отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением их жилыми помещениями, Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает условия предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (часть 2 статьи 4). Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты согласно части 5 статьи 4 названного Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации 30 декабря 2011 г. издало постановление N 1223, которым утвердило оспариваемые Правила.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 16 января 2012 г. N 3, "Российской газете" 18 января 2012 г.

Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также иным лицам, имеющим право на получение единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".

Пункт 27 Правил содержит формулу определения общей площади жилого помещения, которая учитывает такие составляющие, как Н - норматив общей площади жилого помещения; Д - размер дополнительной общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 28 названных Правил; Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 данной статьи, а именно: 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека; 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Единовременная социальная выплата предоставляется в качестве меры социальной поддержки конкретным обратившимся за ней сотрудникам, нуждающимся в жилье и не считающимся обеспеченными жилыми помещениями на праве собственности или социального найма ни лично, ни в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения.

Оспариваемая формула позволяет учитывать при определении размера единовременной выплаты уровень обеспеченности граждан жильем, что соответствует положениям части 4 статьи 4 данного Федерального закона, предусматривающей, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Правил понятиям норм предоставления единовременной выплаты сотруднику полиции с учетом совместно проживающих с ним членов семьи и нормы предоставления площади предоставления жилого помещения.

Исходя из того, что Правительство Российской Федерации наделено необходимыми дискреционными полномочиями по установлению порядка расчета размера единовременной социальной выплаты, высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации установил порядок определения общей площади жилого помещения для этих целей, что не может рассматриваться как нарушение права сотрудника органов внутренних дел на получение мер социальной поддержки.

Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта в нарушение положения статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничивают права граждан на получение субсидий, являются несостоятельными. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства, вопросы определения единовременной выплаты для приобретения жилого помещения данный Закон не регулирует.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер (а не норма) единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 данной статьи.

Определение общей площади жилого помещения является необходимым элементом, который учитывается при расчете размера единовременной выплаты.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ч. о признании частично недействующим пункта 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА