Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов.

Сценарные развилки среднесрочного прогноза

В части конъюнктуры сырьевых рынков Банк России исходит из предпосылки о сохранении невысоких цен на энергоносители как на трехлетнем горизонте, так и неограниченное время за его пределами. Независимо от направления их динамики цены на сырьевые товары будут оставаться существенно ниже предкризисных уровней. Ограничением для существенного роста цен на нефть останется снижение себестоимости добычи нефти, а также невысокие темпы роста спроса на нее в связи с ожидаемой динамикой глобальной экономики и снижением энергоемкости производства, развитием технологий извлечения энергии из альтернативных источников.

Учитывая высокую зависимость внутренней экономической ситуации, уровня доходов, состояния платежного баланса от добычи и продажи сырья и, следовательно, конъюнктуры глобальных сырьевых рынков, Банк России рассматривает на прогнозном периоде сценарную развилку именно по цене на нефть.

Направление изменения нефтяных цен будет зависеть от соотношения спроса и предложения на глобальном рынке, которое определяется динамикой мировой экономики, перспективами продления соглашения об ограничении добычи нефти странами-экспортерами и интенсивностью ее поставок крупными игроками, не входящими в соглашение.

Сохраняя консервативный подход к предпосылкам прогноза, а также опираясь на наиболее вероятный вариант развития событий, Банк России закладывает в базовый сценарий постепенное снижение цены на нефть марки Urals до 40 долл. США за баррель к середине 2018 года <4>. Предполагается сохранение средних цен на нефть в реальном выражении вблизи этого уровня на всем прогнозном горизонте <5>. Среднегодовая номинальная цена на нефть при этом составит 44 долл. США за баррель в 2018 г. и около 42 долл. США за баррель в 2019 - 2020 годах. Такой динамике цен на нефть будут способствовать невысокие темпы роста спроса на энергоносители при текущих прогнозах роста глобальной экономики, с одной стороны, при существенном и устойчивом увеличении их добычи на сланцевых месторождениях в США, а также иными поставщиками - с другой. На этом фоне стимулы для продления соглашений об ограничении добычи странами - экспортерами нефти в марте 2018 г. могут ослабнуть, что приведет к снижению цен на нефть. Базовый сценарий Банка России по своим параметрам близок к базовому прогнозу Министерства экономического развития России. В альтернативном сценарии Банк России рассматривает постепенное увеличение цен на нефть до 60 долл. США за баррель в среднем за 2020 г. в предпосылке о более динамичном росте глобальной экономики и спроса на энергоносители, в том числе за счет Китая, а также продлении соглашений об ограничении добычи нефти в 2018 году. Если по мере приближения марта 2018 г. - срока, до которого действуют текущие соглашения, - все еще сохранится существенный избыток коммерческих запасов нефти в странах ОЭСР, превышающий их средний уровень за последние пять лет, вероятность развития событий по альтернативному сценарию будет возрастать как минимум для периода, охватывающего 2018 год.

--------------------------------

<4> Далее в данном разделе при упоминании цены на нефть подразумевается цена на нефть марки Urals.

<5> С учетом внешней инфляции на уровне 2%.

В базовом сценарии снижение цен на нефть и доходов от экспорта в течение 2018 г. приведет к временному замедлению темпов прироста российской экономики в 2018 г. до 1,0 - 1,5% (относительно 1,7 - 2,2%, по оценке, в 2017 г.). Замедление роста доходов и связанное с ним локальное изменение настроений компаний и домашних хозяйств отразятся в ослаблении динамики инвестиций и потребления. Вместе с тем существенного ухудшения экономической ситуации не произойдет, учитывая, что российская экономика уже пережила период адаптации к низким ценам на нефть, которые, в частности, в среднем за 2016 г. составили 42 долл. США за баррель. В дальнейшем в 2019 - 2020 гг. темпы прироста ВВП восстановятся до 1,5 - 2%, которыми ограничен потенциал роста российской экономики на среднесрочном горизонте в связи с действием структурных факторов.

Умеренное восстановление кредита и денежной массы (см. таблицу с параметрами прогноза) будет определяться, с одной стороны, уровнем экономической активности, а с другой - постепенным смягчением денежно-кредитных условий под влиянием снижения ключевой ставки Банком России по мере закрепления инфляции вблизи 4%. Изменение чистых иностранных активов банковской системы не будет вносить существенного вклада в динамику денежной массы.

В условиях снижения цен на нефть и сохранения положительной динамики импорта на фоне роста внутреннего спроса сальдо торгового баланса и счета текущих операций платежного баланса снизятся относительно уровней 2017 г. (см. таблицу с параметрами прогноза). В отдельные периоды на прогнозном горизонте не исключено временное снижение сальдо счета текущих операций до отрицательных значений, что не несет каких-либо рисков для российской экономики. Неблагоприятное влияние на экономическую ситуацию и финансовую стабильность может оказывать только продолжительное сохранение отрицательного текущего счета с преобладанием неинвестиционного импорта в его структуре. В таком случае страна финансирует текущее потребление за счет наращивания внешних обязательств. Если же отрицательный текущий счет формируется в том числе вследствие значительного объема импорта инвестиционных товаров, оборудования, технологий, то в долгосрочной перспективе такая динамика может даже благоприятно сказаться на экономике. В частности, в 2017 г. инвестиционный импорт растет опережающими темпами относительно потребительского, его дальнейшая динамика будет зависеть от перспектив структурных преобразований.

Сальдо финансового счета на прогнозном горизонте заметно снизится относительно предыдущих лет. С одной стороны, это будет связано с сохранением привлекательности инвестиций в рублевые активы при более высоких процентных ставках внутри страны относительно зарубежных рынков и при достаточно стабильной макроэкономической ситуации. С другой стороны, снижение экспортных доходов в предстоящий период обусловит уменьшение возможностей по наращиванию иностранных активов. По мере снижения цены на нефть к 40 долл. США за баррель Минфин России прекратит покупки иностранной валюты на валютном рынке в соответствии с параметрами бюджетного правила, что выразится в отсутствии роста валютных резервов страны в 2019 - 2020 годах.

При относительно неблагоприятных условиях внешней торговли, сохранении текущей сырьевой направленности структуры экономики и невысоких потенциальных темпах ее роста на среднесрочном горизонте отсутствуют предпосылки для продолжения фундаментального укрепления рубля, наблюдавшегося в 2017 году. В отсутствие негативных шоков и в условиях относительно высокого интереса иностранных инвесторов к вложению в российские активы при сохранении значительного положительного дифференциала процентных ставок на прогнозном горизонте не ожидается существенных и устойчивых однонаправленных изменений валютного курса и, соответственно, заметного вклада его динамики в инфляцию.

В альтернативном сценарии постепенное увеличение среднегодовой цены на нефть на прогнозном горизонте до 60 долл. США за баррель в 2020 г. окажет некоторую поддержку доходам от внешнеэкономической деятельности и настроениям домашних хозяйств и бизнеса. Поэтому темпы роста заработной платы, инвестиций и потребления в данном сценарии предполагаются несколько выше, чем в базовом. В условиях сохранения структурных ограничений часть прироста внутреннего спроса будет обеспечиваться за счет более активных закупок импорта. Ежегодное увеличение ВВП, как и в базовом сценарии, не превысит 1,5 - 2%.

Темпы роста кредитования и денежной массы в данном сценарии сформируются несколько выше, чем в базовом, в отсутствие периода замедления экономической активности в 2018 году. В условиях несколько более благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и притока валютной выручки изменение чистых иностранных активов банковской системы будет вносить вклад в источники формирования денежной массы.

На фоне роста цен на нефть сальдо счета текущих операций в данном сценарии сложится выше, чем в базовом. Валютные резервы будут увеличиваться на всем прогнозном горизонте, учитывая проведение Минфином России операций по покупке иностранной валюты на валютном рынке в рамках бюджетного правила. При этом изъятие через операции Минфина России части поступлений по текущему счету создаст предпосылки к сокращению оттока частного капитала. Этому также будет способствовать и относительная привлекательность российской экономики при более высоких ценах на нефть, чем в базовом сценарии. В этих условиях курс рубля сложится несколько выше, чем в базовом сценарии, однако, учитывая применение бюджетного правила Минфином России, формирования тенденции к укреплению рубля в среднесрочной перспективе в прогнозе не предполагается.

Как в базовом, так и в альтернативном сценарии Банк России будет постепенно снижать ключевую ставку, при этом обеспечивая закрепление годовой инфляции вблизи 4%. С одной стороны, смягчение денежно-кредитных условий будет поддерживать экономическую активность, а с другой стороны, оно будет происходить таким образом, чтобы динамика внутреннего спроса не формировала инфляционных рисков, соответствуя возможностям расширения производства товаров и услуг. В альтернативном сценарии при относительно более крепком рубле, чем в базовом сценарии, снижение ключевой ставки может происходить несколько быстрее.