Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов.

Работа первого звена трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики: формирование ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки

В 2017 г. происходила достаточно четкая передача сигнала от ключевой ставки к ставкам денежного рынка, что является операционной целью денежно-кредитной политики. Однодневные ставки межбанковского рынка MIACR и RUONIA формировались вблизи ключевой ставки: в январе - октябре их среднее абсолютное отклонение от нее составляло соответственно 0,23 и 0,26 процентного пункта (0,19 и 0,22 в целом за 2016 г.). При этом сохранялась высокая активность совершения операций между кредитными организациями на всех сегментах денежного рынка. В январе - октябре 2017 г. обороты сегмента овернайт межбанковского рынка в среднем находились около отметки 450 млрд руб., обороты в смежных сегментах однодневных свопов и репо - около 1650 и 800 млрд руб. соответственно. Такой существенный объем операций на денежном рынке по ставкам, близким к ключевой, свидетельствует, во-первых, о значимой роли этого рынка в перераспределении ликвидности между банками, и во-вторых, о том, что кредитные организации имеют основания рассматривать ключевую ставку в качестве отправной точки для определения процентных ставок по другим финансовым операциям, в том числе на более длительные сроки и для различных категорий участников финансового рынка (поскольку, как отмечено выше в данном разделе, банки могут совершать операции в разных сегментах финансового рынка). Сохранение высокой активности банков на денежном рынке отражает нормальную работу первого звена трансмиссионного механизма. При этом, как отмечено выше, Банк России формирует операционную цель денежно-кредитной политики именно для рынка МБК, принимая во внимание, что на ставки по операциям в смежных сегментах денежного рынка наряду с изменением ключевой ставки могут значимо влиять другие факторы, такие как колебания спроса на валюту и ценные бумаги.

Процентный коридор Банка России и ставка RUONIA

на срок 1 день (% годовых)

00000001.jpg

Важную роль в создании стимулов для формирования краткосрочных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки играют система инструментов Банка России и совершаемые в ее рамках операции с кредитными организациями <2>. Направление основных операций Банка России зависит от состояния ликвидности банковского сектора. В начале 2017 г. произошел переход от дефицита к профициту ликвидности банковского сектора - к ситуации, когда на корсчетах кредитных организаций в Банке России накапливается объем средств, превышающий потребности в них для целей выполнения обязательных резервных требований, а также для проведения текущих платежей и осуществления расчетов. Условия для этого перехода складывались в предыдущие два года под влиянием длительного и масштабного расходования ранее накопленных средств Резервного фонда. Заметный вклад в формирование профицита ликвидности внесли и мероприятия по санации банков, в рамках которых предоставлялись средства через Агентство по страхованию вкладов при действовавшем ранее механизме, а также предоставление Агентству по страхованию вкладов кредитов для выплат компенсаций вкладчикам банков с отозванной лицензией. Учитывая, что приток ликвидности в банковский сектор оказывает понижательное давление на ставки денежного рынка, Банк России для их сохранения вблизи ключевой ставки проводит операции по абсорбированию избыточной ликвидности. При этом данные операции не оказывают влияния на способность банков осуществлять кредитование или совершать иные виды сделок в рамках своей деятельности (приложение 10).

--------------------------------

<2> Описание системы инструментов денежно-кредитной политики Банка России размещено на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) в разделе "Денежно-кредитная политика" (материал "Система инструментов денежно-кредитной политики").

Факторы формирования ликвидности банковского сектора

(накопленным итогом, трлн руб.)

00000002.jpg

Банк России с IV квартала 2016 г. перешел к регулярному проведению депозитных аукционов. В январе - октябре 2017 г. посредством этих операций Банк России в среднем еженедельно абсорбировал около 700 млрд руб. избыточных средств. Лимиты на депозитных аукционах, то есть максимальный объем средств, которые Банк России намеревался привлечь в депозиты, устанавливались с учетом влияния факторов формирования ликвидности банковского сектора, в том числе бюджетных потоков и средств, выделяемых на санацию банков. При этом сумма лимита могла существенно изменяться от недели к неделе, что связано с высокой волатильностью, свойственной автономным факторам формирования ликвидности - прежде всего изменению наличных денег в обращении и бюджетным потокам. Например, в отдельные периоды отток средств из банковского сектора достигал 700 - 800 млрд руб., что требовало соответствующей корректировки лимита депозитных аукционов <3>.

--------------------------------

<3> Информация о лимитах на недельных аукционах Банка России и прогнозе факторов формирования ликвидности на предстоящую неделю публикуется Банком России на странице "Прогноз факторов формирования ликвидности банковского сектора для определения лимита по рыночным операциям Банка России на срок 1 неделя" (http://www.cbr.ru/statistics/?PrtID=pffl&pid=idkp_br&sid=itm_39 643) в подразделе "Ликвидность банковского сектора и инструменты денежно-кредитной политики" раздела "Статистика" официального сайта Банка России.

Для смягчения влияния на потребность банков в ликвидности высокой волатильности автономных факторов ее формирования используется механизм усреднения обязательных резервов. Он позволяет кредитным организациям поддерживать обязательные резервы на корсчетах в Банке России в соответствии с нормативами в среднем за период, составляющий четыре или пять недель <4>, а не каждый день. Это дает возможность кредитным организациям в рамках установленных нормативов гибко управлять объемом средств на корсчетах, снижая уровень в периоды оттока ликвидности и, напротив, повышая - в периоды существенного притока ликвидности. Текущие нормативы обязательных резервов (при обеспечении возможности поддерживать 80% от нормативной величины обязательных резервов на корсчетах) установлены на уровне, обеспечивающем банковскому сектору высокую степень защиты от значительных и непредсказуемых изменений объема ликвидности банковского сектора. В 2017 г. объем средств, которые кредитные организации должны были в среднем за период усреднения поддерживать на корсчетах, составлял 1,7 - 1,9 трлн руб. (еще 0,5 трлн руб. банки должны были держать на специальных счетах для хранения обязательных резервов, средства на которых банкам не доступны для текущих расчетов). Их было достаточно для того, чтобы банковский сектор мог нормально проводить платежи, связанные с изменениями наличных денег в обращении и бюджетными потоками <5>. Другим инструментом сглаживания непредсказуемого влияния автономных факторов формирования ликвидности являются аукционы "тонкой настройки". В первой половине 2017 г. аукционы "тонкой настройки" проводились Банком России точечно и не в каждом периоде усреднения. С августа потребность в их проведении возросла в результате притока ликвидности в банковский сектор за счет операций Фонда консолидации банковского сектора.

--------------------------------

<4> График периодов усреднения публикуется ежегодно в подразделе "График периодов усреднения обязательных резервов" раздела "Денежно-кредитная политика" официального сайта Банка России.

<5> Для банков с базовой лицензией Банк России установил пониженные нормативы обязательных резервов: 1% по рублевым обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам.

Требования Банка России к кредитным организациям

по инструментам рефинансирования/обязательства Банка

России перед кредитными организациями по инструментам

абсорбирования избыточной ликвидности (на начало

операционного дня, трлн руб.)

00000003.jpg

На трехлетнем горизонте сохранится профицит ликвидности банковского сектора, ожидается увеличение его объема с 1,8 - 2,3 трлн руб. на конец 2017 г. до 2 - 3 трлн руб. по итогам 2020 года. Фактическая динамика будет зависеть прежде всего от объемов финансирования дефицита бюджета из средств суверенных фондов. Изменение механизма санации кредитных организаций, предполагающее переход к прямому участию Банка России в капитале кредитных организаций, не приведет к существенному изменению характера влияния мер по оздоровлению банковского сектора на процесс формирования банковской ликвидности.

В условиях профицита ликвидности Банк России продолжит проведение депозитных аукционов на регулярной основе, обеспечивая сохранение ставок МБК вблизи ключевой ставки. Наряду с депозитными аукционами, Банк России будет абсорбировать наиболее устойчивую часть избыточной ликвидности с помощью собственных трехмесячных купонных облигаций (КОБР), первый тестовый выпуск которых был проведен в августе 2017 года. Объем размещения составил 150 млрд рублей. По итогам размещения второго выпуска КОБР по состоянию на начало ноября Банк России абсорбировал еще порядка 220 млрд рублей. По мере увеличения структурного профицита ликвидности объем абсорбирования средств за счет выпуска КОБР будет возрастать.

Банк России продолжит начатый в 2017 г. процесс постепенного сужения круга активов, которые могут служить обеспечением по операциям рефинансирования. Реализация этого решения будет происходить поэтапно, начиная со снижения поправочных коэффициентов/повышения дисконтов по отдельным группам активов. Банк России применяет так называемый контрциклический подход к перечню активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям. Это значит, что данный перечень расширяется при растущем дефиците ликвидности, когда большинство кредитных организаций обращаются к операциям рефинансирования центрального банка, и сужается - при профиците ликвидности, когда операции рефинансирования практически ими не востребованы. Банк России использует данный подход в том числе для того, чтобы ограничить косвенное влияние, которое оказывает включение активов в список обеспечения по операциям центрального банка на оценку качества данных активов участниками рынка.

При принятии решений об изменении подходов к обеспечению, принимаемому по операциям рефинансирования, Банк России оценивает изменение объема обеспечения не только на уровне банковского сектора в целом, но и для отдельных кредитных организаций. В условиях структурного профицита ликвидности потребность в обеспечении для привлечения средств у банков невелика, поэтому сокращение Ломбардного списка в рамках реализуемого Банком России контрциклического подхода к обеспечению по операциям денежно-кредитной политики не несет рисков для банковского сектора.

Продолжая работать в рамках сформированной в последние годы системы инструментов, Банк России будет предпринимать дальнейшие шаги по организации простого и удобного доступа банков к своим инструментам. Это будет реализовано в том числе через упрощение процедуры и повышение оперативности проведения операций, переход на электронный документооборот.

В частности, в 2017 г. повышение доступности инструментов было обеспечено за счет изменения временного регламента проведения операций, а именно продления времени приема заявлений и заключения сделок <6>. В начале 2018 г. Банк России планирует упростить процедуры проведения депозитных и кредитных операций. Тогда любая кредитная организация сможет принять участие в депозитных операциях (ранее доступ к депозитным операциям был ограничен для ряда банков). При этом вместо прежней процедуры обмена заявками, которая требовала времени, банк сразу будет направлять средства на свой депозитный счет, не дожидаясь встречного действия от Банка России. Изменение внутренних процедур в Банке России приведет к тому, что депозитные соглашения и кредитные договоры с банками будут заключаться быстрее, а решения о внесении изменений в них смогут приниматься более оперативно <7>. В Банке России также начата работа по созданию личных кабинетов кредитных организаций - контрагентов Банка России, на основе которых также будет осуществляться электронный документооборот при проведении операций денежно-кредитной политики.

--------------------------------

<6> В феврале 2017 г. время заключения сделок репо продлено с 17.00 до 18.00 мск. В мае 2017 г. продлено время подачи заявлений на получение кредитов: в электронном виде с 17.00 до 19.00 мск, в бумажном виде в Москве с 16.00 до 17.00 мск, в других регионах - с 16.00 до 19.00 местного времени.

<7> По оценкам, максимальный срок заключения депозитных договоров с банками сократится с 15 до 10 дней.

Возможности банков по управлению средствами на корсчетах существенно расширятся с переходом на новую платежную систему, который намечен на середину 2018 года. Создание единого платежного пространства позволит банкам любого региона управлять средствами на корсчетах в течение всего операционного дня, а не только во время работы территориальных управлений или отделений Банка России, где у них или их филиалов открыты корсчета. Кроме того, кредитные организации смогут принимать участие в отдельном завершающем сеансе урегулирования ликвидности. В этом сеансе предусмотрено проведение платежей только банками. Это позволит им после проведения всех клиентских платежей урегулировать свою позицию по ликвидности, сформированную по итогам операционного дня, на межбанковском рынке, а также привлечь или разместить средства в Банке России. Новая платежная система не только повысит возможности банков по управлению своими средствами, но и будет способствовать усилению механизмов формирования ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки, то есть достижению операционной цели денежно-кредитной политики.

Для обеспечения бесперебойной работы денежного рынка и банковского сектора в целом, сохранения доверия его участников друг к другу Банк России принимает специальные меры для решения возможных временных проблем с ликвидностью у кредитных организаций. Для этого в 2017 г. Банк России ввел специальный инструмент - механизм экстренной поддержки ликвидности кредитных организаций (МЭПЛ). Банк России будет применять этот механизм в исключительных случаях к банкам, испытывающим временные проблемы с ликвидностью, с учетом их финансовой устойчивости, а также системной значимости. МЭПЛ может использоваться только в случае, когда у банка отсутствуют иные источники привлечения средств, в том числе по инструментам денежно-кредитной политики. Решения о предоставлении средств принимаются Банком России в индивидуальном порядке. При этом Банк России не берет на себя обязательств предоставлять ликвидность в рамках этой программы любой обратившейся кредитной организации. Обязательным условием предоставления средств является наличие плана решения возникших проблем с ликвидностью (стратегии "выхода") в течение срока предоставления средств и положительная оценка возможности решения этих проблем со стороны Банка России. Наличие данного механизма позволит Банку России в случае необходимости оказать поддержку финансово стабильному банку и предотвратить развитие негативных тенденций на денежном и финансовом рынках в целом, обеспечивая бесперебойную работу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.