Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ГТК РФ от 28.04.2000 N 01-06/15028 "О применении ст. 245 Таможенного кодекса Российской Федерации" (вместе с <Письмом> Генпрокуратуры РФ от 24.04.2000 N 23)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 апреля 2000 г. N 01-06/15028

О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 245

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, является санкцией за неправомерные действия лица, совершившего нарушение таможенных правил.

Существует точка зрения, что применение данной санкции возможно только в размере 100% стоимости товаров и транспортных средств. Однако, изучив практику применения ст. 245 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), а также судебную и арбитражную практику, ГТК России не может согласиться с данным толкованием по следующим причинам:

1) Установление недифференцированного по размеру взыскания за правонарушение, невозможность его снижения, не позволяют применять эту меру взыскания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает общие принципы права и требования Конституции Российской Федерации о справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и его дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.

На необходимость соблюдения этих принципов неоднократно указывалось в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации N 8-П от 11.03.98; N 14-П от 12.05.98; N 11-П от 15.07.99 и др.

2) Статья 239 Кодекса не содержит ограничений относительно ее применения к видам взысканий, предусмотренных статьей 242 Кодекса.

3) Имеют место многочисленные случаи, когда сроки наложения взыскания за нарушения таможенных правил, предусмотренные пунктами 1 - 3 ст. 242 Кодекса, истекают из-за недобросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей сотрудников таможенных органов. При этом в материалах дел имеется достаточно обстоятельств, существенно снижающих степень общественной опасности совершенного противоправного деяния и не позволяющих применить к нарушителю взыскание в полном объеме.

Неприменение в указанных случаях ст. 239 Кодекса происходит по вине таможенных органов, что значительно ухудшает положение лиц, привлекаемых к ответственности, и также противоречит основным принципам права.

В связи с изложенным ГТК России считает допустимым применение ст. 239 Кодекса при применении санкции, предусмотренной ст. 245 Кодекса, т.е. взыскание стоимости товаров и транспортных средств в процентном отношении.

Текст разъяснения согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Заместитель председателя

ГТК России

И.А.МЕЖАКОВ

Приложение

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 апреля 2000 г. N 23

Письмо ГТК России по поводу применения взыскания стоимости товаров и транспортных средств, предусмотренного ст. 245 и рядом других статей главы 39 ТК РФ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотрено.

Разделяем мнение о неоднозначном толковании содержания ст. 245 ТК РФ в теории и правоприменительной деятельности.

Противоречивая трактовка обусловлена прежде всего отсутствием единообразного подхода к определению юридической природы взыскания стоимости товаров и транспортных средств. Как следствие, в правоприменительной деятельности возникают вопросы о возможности принудительного изъятия денежных сумм в размерах ниже свободной рыночной цены с учетом обстоятельств, существенно снижающих общественную опасность деяния и личности виновного.

Полагаю, что взыскание стоимости товаров и транспортных средств ниже предела, определенного ст. 245 и другими нормами ТК РФ, допустимо.

Статья 239 ТК РФ предусматривает назначение более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ, при наличии смягчающих обстоятельств. Указанная норма включена в главу 38 "Общие положения" и применима к статьям, предусматривающим ответственность за конкретные виды правонарушений. Однако снижение размера денежных сумм стоимости товаров и транспортных средств возможно только на основе профессиональной юридической оценки обстоятельств дела, данных о личности с обязательным указанием таких мотивов. В связи с этим за принятием решений должен быть установлен жесткий контроль.

Кроме того, ГТК России необходимо принять меры к соблюдению таможенными органами сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 247 ТК РФ, что позволило бы применять другие виды взысканий.

Начальник управления по надзору

за исполнением законов на транспорте

и в таможенных органах

В.А.МОРОЗОВ