Телеграмма Росавиации от 23.12.2013 N 230600 "Информация по безопасности полетов N 24"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ТЕЛЕГРАММА

от 23 декабря 2013 г. N 230600

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 24

18.12.2013 В 22.41 (UTC) В АЭРОПОРТУ УФА ПОСЛЕ ПОСАДКИ, НА ПРОБЕГЕ, ПРОИЗОШЛО ВЫКАТЫВАНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИВПП ВС В-737-400 VP-BTA ООО "ГЛОБУС". ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЭКИПАЖ ВЫПОЛНЯЛ ЗАХОД НА ПОСАДКУ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ ПО СИСТЕМЕ ILS ИВПП-32R. ПОЛЕТ ПО ГЛИССАДЕ ПРОХОДИЛ БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ. АВТОМАТИКА ТОРМОЖЕНИЯ ВКЛЮЧЕНА НА МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ. МЕТЕОУСЛОВИЯ: ВИДИМОСТЬ БОЛЕЕ 10 КМ, СПЛОШНАЯ ОБЛАЧНОСТЬ 750 М, ТЕМП. -0/-3 ГРАД., ВЕТЕР 250 ГРАДУСОВ 5 М/СЕК, КСЦ = 0,4.

НА СКОРОСТИ 60 УЗЛОВ ПРИ ВЫКЛЮЧЕНИИ РЕВЕРСА НАЧАЛСЯ УВОД ВС ВЛЕВО. ОТКЛОНЕНИЕ ПЕДАЛИ ВПРАВО НЕ ИЗМЕНИЛО СИТУАЦИЮ. САМОЛЕТ ВЫКАТИЛСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИВПП НА 25 - 35 М НА БОКОВУЮ ПОЛОСУ БЕЗОПАСНОСТИ НА УДАЛЕНИИ ОТ ТОРЦА ИВПП-32R 1800 М. ПОСТРАДАВШИХ НЕТ. ВС БЕЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ. РАССЛЕДОВАНИЕ ИНЦИДЕНТА ПРОВОДИТ КОМИССИЯ ПРИВОЛЖСКОГО МТУ ВТ.

КОЛИЧЕСТВО ВЫКАТЫВАНИЙ ВС ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАХОДИТСЯ НА СРЕДНЕМ УРОВНЕ 18 - 20 ИНЦИДЕНТОВ В ГОД. В 2013 ГОДУ С САМОЛЕТАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ ПРОИЗОШЛО 17 ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫКАТЫВАНИЕМ САМОЛЕТОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП (ПРИ ПОСАДКЕ 15 ИНЦИДЕНТОВ, ПРИ ВЗЛЕТЕ 2 ИНЦИДЕНТА), В ТОМ ЧИСЛЕ 2 СЕРЬЕЗНЫХ ИНЦИДЕНТА. ДЛЯ СРАВНЕНИЯ - В 2011 ГОДУ ПРОИЗОШЛО 12 ИНЦИДЕНТОВ, В 2012 ГОДУ - 20 ИНЦИДЕНТОВ.

ВЫКАТЫВАНИЯ САМОЛЕТОВ ПРИ ПОСАДКЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП СОСТАВЛЯЮТ НАИБОЛЕЕ ВЫСОКУЮ СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ. НАПРИМЕР, В 2012 ГОДУ ВЫКАТЫВАНИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП ПРИ ПОСАДКЕ ПРИВЕЛИ К ДВУМ АВИАЦИОННЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ - АВАРИИ САМОЛЕТА АН-26Б-100 RA-26061 21.11.2012 В АЭРОПОРТУ ДЕПУТАТСКИЙ (РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)) И КАТАСТРОФЕ САМОЛЕТА ТУ-204-100В RA-64047 29.12.2012 В АЭРОПОРТУ ВНУКОВО.

ПОМИМО ОШИБОК В ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ (НЕСТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАХОД НА ПОСАДКУ; СТРЕМЛЕНИЕ ВЫПОЛНИТЬ ИЗЛИШНЕ "МЯГКУЮ" ПОСАДКУ И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСАДКИ НА ПОВЫШЕННОЙ СКОРОСТИ; ОШИБКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ВС (ТОРМОЗОВ, СПОЙЛЕРОВ, РЕВЕРСА)) И ОТКАЗОВ СИСТЕМ ВС, В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВЫКАТЫВАНИЯМ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ НАЧИНАЮТ СПОСОБСТВОВАТЬ НЕДОСТАТКИ В СОДЕРЖАНИИ ПОКРЫТИЯ ВПП. ГЛАВНЫМИ ОПЕРАТОРАМИ АЭРОПОРТОВ В РЯДЕ СЛУЧАЕВ НЕ РЕАЛИЗУЮТСЯ МЕРОПРИЯТИЯ (ПРИ НАЛИЧИИ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ) ПО:

- ОЧИСТКЕ ИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ ОТО ЛЬДА ИЛИ УПЛОТНЕННОГО СНЕГА (КАК НА ВПП, ТАК И НА РД);

- УДАЛЕНИЮ НАСЛОЕНИЙ РЕЗИНЫ, КОТОРЫЕ НА МОКРОЙ ВПП МОГУТ СУЩЕСТВЕННО ПОНИЖАТЬ КОЭФФИЦИЕНТ СЦЕПЛЕНИЯ;

- ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА, ПРОИЗВОДЯЩЕГО ЗАМЕР КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ НА ВПП.

НЕДОПУСТИМОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СИТУАЦИЯ, КОГДА ГЛАВНЫЕ ОПЕРАТОРЫ АЭРОПОРТОВ ПОД РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДЛОГАМИ (НЕДОСТАТОК СПЕЦТЕХНИКИ ИЛИ СРЕДСТВ НА ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ, ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОЛЕТОВ И Т.П.) УПРОЩАЮТ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ ВПП И РД, ФАКТИЧЕСКИ ПЕРЕКЛАДЫВАЯ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВЗЛЕТОВ И ПОСАДОК НА ЭКИПАЖИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОПРОСАМ ВЫКАТЫВАНИЙ РАНЕЕ ДОВОДИЛИСЬ ДО СВЕДЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСАВИАЦИИ И АВИАКОМПАНИЙ В ПИСЬМАХ РОСАВИАЦИИ ОТ 08.11.2012 N 4.02-300 (РЕЗУЛЬТАТЫ НИР ПО ТЕМЕ "ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОИСШЕДШИХ В 2011 ГОДУ ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫКАТЫВАНИЕМ САМОЛЕТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ НА ЭТАПЕ ПОСАДКИ") И ОТ 28.01.2013 N 02.3-94 (ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 1 ЗА 2013 ГОД).

ПРЕДЛАГАЮ РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСАВИАЦИИ:

1. НАСТОЯЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЭКСПЛУАТАНТОВ ВТ, АЭРОПОРТОВ И ОРГАНОВ ОВД.

2. ПРАКТИКОВАТЬ ИНИЦИИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВОГО ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВ (В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПУНКТА 3.6.5 ФАП "СЕРТИФИКАЦИЯ АЭРОПОРТОВ, ПРОЦЕДУРЫ") ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕДОСТАТКОВ В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЙ ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫКАТЫВАНИЯМИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП.

3. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФИЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА РОСАВИАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАССЛЕДОВАНИЯХ ИНЦИДЕНТОВ И ИНСПЕКЦИОННОМ КОНТРОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВ, НА НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЛНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АЭРОДРОМНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ И РАЗРАБОТКИ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ ОБОСНОВАННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ.

4. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОТДЕЛОВ ИНСПЕКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В АЭРОПОРТАХ НА НЕОБХОДИМОСТЬ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АЭРОДРОМНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ В ЧАСТИ СОДЕРЖАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ.

5. ПРЕДЛОЖИТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОРГАНИЗОВАТЬ ИЗУЧЕНИЕ НАСТОЯЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ, СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО АЭРОДРОМНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО ОВД.

Начальник УИБП

С.С.МАСТЕРОВ