III. Назначение и содержание публичной нефинансовой отчетности

III. Назначение и содержание публичной

нефинансовой отчетности

Назначение публичной нефинансовой отчетности состоит в предоставлении организациями значимой, полной, своевременной, точной, сбалансированной, сопоставимой, надежной и объективной информации об их деятельности по экономическим, экологическим, социальным аспектам и системам управления для удовлетворения информационных потребностей и запросов заинтересованных сторон.

На основании этих сведений заинтересованные стороны могут судить о качестве управления в организациях и принимаемых ими решений, о влиянии на окружающую среду и общество, об устойчивости организаций, поскольку большинство нефинансовых показателей, включаемых в публичную нефинансовую отчетность, могут иметь значимые финансовые последствия как в текущей практике, так и в будущем.

В организациях процесс нефинансовой отчетности является инструментом для решения следующих задач:

совершенствование системы управления рисками;

развитие практики корпоративного управления и деловой этики;

повышение эффективности управления, в том числе экологической и социальной деятельностью;

развитие диалога и конструктивного взаимодействия с заинтересованными сторонами, укрепление деловой репутации;

повышение инвестиционной привлекательности.

Публичные нефинансовые отчеты служат источником информации для независимой оценки деятельности организаций и составления на ее основе индексов и рейтингов в сфере устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.

Адекватная оценка деятельности организаций, обеспечивающая возможность сопоставительного анализа и агрегирования информации по наиболее важным аспектам, характеризующим воздействие организации на общество и окружающую среду, может быть проведена на основе перечня ключевых показателей, которые необходимо раскрывать в публичных нефинансовых отчетах.

Это обусловливает важность определения в нормативных правовых актах минимального перечня ключевых показателей, являющихся базовыми индикаторами, которые рекомендованы для обязательного раскрытия и характеризуют деятельность организации, включая экономическую, экологическую и социальную направленность, а также систему управления. При определении перечня ключевых показателей важно, чтобы они охватывали важнейшие направления деятельности организации, являлись универсальными, учитывали сложившуюся практику в области публичной нефинансовой отчетности, международные и российские документы в этой области, в том числе документы, разрабатываемые в рамках деятельности Организации Объединенных Наций в целях мониторинга хода выполнения резолюции Организации Объединенных Наций.

Наряду с ключевыми показателями организации могут выбирать и использовать в практике публичной нефинансовой отчетности другие различные показатели для освещения своей стратегии и результатов с учетом выбранной методологии отчетности, внутренних регламентов и процедур.

Организации могут самостоятельно выбирать, какие виды публичных нефинансовых отчетов они будут выпускать, если не существует формализованных требований со стороны государства, финансовых или иных институтов. Содержание публичной нефинансовой отчетности определяется в соответствии с целями организации, требованиями используемых стандартов и руководств по отчетности, а также информационными потребностями заинтересованных сторон.

Возможными видами публичных нефинансовых отчетов являются:

отчет о деятельности в области устойчивого развития (отчет о корпоративной социальной ответственности, комплексный социальный отчет) - документ, ориентированный на широкий круг заинтересованных сторон, содержащий сведения, которые комплексно отражают подходы и результаты деятельности организаций по существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, характеризуют ответственную деловую практику, включая экономические, экологические, социальные аспекты и системы управления. При подготовке таких отчетов широко используются международные стандарты, включая руководство GRI. При выборе раскрываемых в отчете тем ориентиром могут служить положения принципов Глобального договора Организации Объединенных Наций, стандарта ГОСТ Р ИСО 26000-2012 и Социальной хартии российского бизнеса;

годовой отчет - документ, ориентированный на акционеров, в котором уделяется особое внимание результатам деятельности организации в отчетном году и (по возможности) содержится расширенный состав информации с учетом организационно-правовой формы, присутствия на рынке ценных бумаг, требований нормативных правовых актов, а также положений Кодекса корпоративного управления. При подготовке годовых отчетов также могут использоваться документы, регламентирующие вопросы устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности;

интегрированный отчет - документ, отражающий взаимосвязь между различными элементами, характеризующий бизнес-модель и ориентированный прежде всего на инвесторов. В интегрированном отчете комплексно раскрывается финансовая и нефинансовая информация о деятельности организации.

Организации могут выпускать за отчетный период несколько видов публичной нефинансовой отчетности с учетом стоящих перед организацией задач, развития в организации процессов управления, взаимодействия с различными группами заинтересованных сторон. В практике организаций могут использоваться в информационных целях тематические отчеты (экологические, социальные), содержащие сведения по таким отдельным направлениям деловой практики, как охрана окружающей среды, выбросы парниковых газов, корпоративная социальная политика, благотворительная деятельность. Подготовка тематических отчетов может осуществляться в свободной форме или опираться на стандарты и руководства для раскрытия отдельных тем и показателей.

Такие отчеты не заменяют публичной нефинансовой отчетности, при этом они служат, при условии их публикации в открытом доступе, дополнительным источником более подробных сведений по отдельным вопросам, ссылки на них могут включаться в публичную нефинансовую отчетность.

Требуют внимания вопросы сопоставимости данных финансовой и нефинансовой отчетности. Важным условием повышения качества отчетной информации является продвижение в этом направлении отчитывающихся организаций. Это особенно актуально в связи с увеличением объема нефинансовой информации в финансовой отчетности.

Подготовка публичной нефинансовой отчетности осуществляется периодически, обеспечивая тем самым доступ заинтересованных сторон к актуальной отчетной нефинансовой информации, посредством размещения отчета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на сайте отчитывающейся организации.