Письмом ФНС России от 30.03.2017 N ГД-4-14/5914@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2017).

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. В связи с тем, что представленное в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001 было составлено с нарушением пункта 5.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А55-30828/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции об отмене решения от 18.09.2015 N 29238А об отказе в государственной регистрации, оставленного без изменения решением Управления от 18.11.2015 N 13-27/28756, и обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию изменений, внесенных в Устав Общества в соответствии с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, и приложенными к нему документами.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым заявление Общества удовлетворить.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.09.2015 представителем общества Л.А.А. в регистрирующий орган через МАУ г. о. Самара "МФЦ" представлен пакет документов для государственной регистрации в отношении Общества.

Обществом для государственной регистрации было представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001, поданное согласно решению единственного участника от 09.09.2015 N 9 в связи с утверждением новой редакции устава общества и указанием в нем нового места нахождения общества. При этом в заявлении по форме N Р13001 на стр. 001 указана причина внесения изменений путем заполнения раздела 2 "Изменения вносятся в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством Российской Федерации".

18.09.2015 Инспекцией по результатам рассмотрения заявления было принято решение N 29238А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с приведением устава общества в соответствие с законодательством РФ, которое решением Управления от 18.11.2015 N 13-27/28756 оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно пункту 5.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в разделе 2 заявления по форме N Р13001 "Изменения вносятся в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством Российской Федерации" в поле, состоящем из одного знакоместа, знак V проставляется в случае приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На основании представленного обществом заявления по форме N Р13001, заполненного с указанием вышеназванного раздела 2, в ЕГРЮЛ вносится запись с формулировкой - Внесение изменений в сведения о юридическом лиц, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с приведением устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Необходимым условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями действующего законодательства является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой Закона N 129-ФЗ, но и достоверность заявленной информации (положения статей 4, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

При этом в заявлении, представляемом для государственной регистрации, подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица

Однако, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в отношении общества 22.12.2010 уже была внесена запись за ГРН 2106318094749 "Внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с приведением устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании документов, представленных для государственной регистрации заявителем Т.Е.А., соответственно, повторное внесение такого рода сведений в ЕГРЮЛ не требуется.

Довод заявителя о том, что наличие в заявлении сведений, ранее внесенных в государственный реестр, не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку проставление одновременно в разделе 2 заявления знака "V" и отражение в листе "В" заявления сведений об адресе (месте нахождения), свидетельствует об оформлении заявления с нарушением установленных требований, что приравнивается к его отсутствию.

Таким образом, на заявителя возложена обязанность по соблюдению требований при заполнении документов, представляемых для государственной регистрации, в том числе Заявления по форме N Р13001, на основании которого вносятся изменения в сведения юридически лица, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о правомерности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ввиду чего оснований для признания его незаконным и удовлетворения заявления Общества не находит.

1.2. При рассмотрении спора о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица суды указали, что в силу установленного пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка государственной регистрации изменений адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, заявитель должен был надлежаще заполнить заявление по установленной форме N Р14001, а именно в листе Б заполнить только пункты 1 - 5, а также представить документы, подтверждающие принятие решения об изменении нахождения юридического лица, и не ранее двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц указанных сведений заявитель должен был заявить о смене адреса и представить документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

По делу N А57-9857/2016 общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции от 17.02.2016 N 1582А об отказе в государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.

Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Как следовало из материалов дела, 10.02.2016 Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением от 10.02.2016 N 1582А о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в связи со сменой адреса места нахождения юридического лица, представив следующие документы: заявление по форме N Р14001, в котором в листе Б были заполнены поля 1 - 7 и 9; протокол общего собрания участников юридического лица от 09.02.2016 N 3; договор аренды от 11.01.2016, свидетельство о государственной регистрации права серии 64 00 N 140694, доверенность серии 64 АА N 1662881.

По результатам рассмотрения указанного заявления и комплекта документов регистрирующим органом принято решение от 17.02.2016 N 1582А об отказе в государственной регистрации в соответствии с положениями пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ (далее - Закон о государственной регистрации).

В обоснование данного отказа регистрирующим органом указано на непредставление Обществом определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов, в частности, надлежаще заполненного заявления по установленной форме N Р14001.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации).

Судебными инстанциями из материалов настоящего дела установлено, что согласно представленному заявлению (форма Р14001) Общество изменило место нахождения юридического лица с муниципального образования - город Саратов на муниципальное образование - город Балаково и изменило адрес юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

С 01.01.2016 установлен следующий порядок государственной регистрации изменений адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица: внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица. При этом документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Следовательно, в результате распространения на данные правоотношения с 01.01.2016 действия нового порядка государственной регистрации изменений адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, Общество должно было надлежаще заполнить заявление по установленной форме N Р14001, а именно в листе Б заполнить только пункты 1 - 5, а также представить документы, подтверждающие принятие решения об изменении нахождения юридического лица, и не ранее двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц указанных сведений заявитель должен был заявить о смене адреса и представить документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции пришли к выводу, что Общество нарушило порядок, предусмотренный Законом о государственной регистрации.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что регистрирующий орган в соответствии со статьей 65 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ надлежащим образом исполнил процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения положениям действующего законодательства, основан на материалах дела и нормах права вывод судебных инстанций о законности решения налогового органа об отказе в государственной регистрации от 17.02.2016 N 1582А.

Ссылка заявителя кассационной жалобы, что регистрирующий орган самостоятельно должен был по заявлению Общества внести в единый государственный реестр юридических лиц только сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, является ошибочным, поскольку Обществом подано заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, частичное рассмотрение данного заявления противоречит волеизъявлению самого Общества.

КонсультантПлюс: примечание.

Требование о нотариальном удостоверении, установленное пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, распространяется на решение единственного участника ("Обзор судебной практики...", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).

1.3. Из смысла статьи 39 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что в обществе с ограниченной ответственностью, состоящем из одного участника, общие собрания участников общества не проводятся, а вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания участников общества, решаются одним участником. Поскольку требование о нотариальном удостоверении, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится к оформлению решения общего собрания участников общества, на решение единственного участника общества оно не распространяется.

По делу N А43-1613/2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 15.10.2015 N 3483А и о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.

Арбитражный суд Нижегородской области решением от 25.04.2016 заявленные требования удовлетворил; признал незаконным решение регистрирующего органа от 15.10.2015 N 3483А; обязал Инспекцию в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, устранить нарушения прав и законных интересов общества.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следовало из материалов дела и установили суды, Общество 13.10.2015 обратилось в регистрирующий орган с уведомлением по форме Р12003 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.

Регистрирующий орган, рассмотрев уведомление, вынес решение от 15.10.2015 N 3483А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных документов, необходимых для государственной регистрации, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно: решение единственного участника ООО "Г." от 12.10.2015 N 1 не соответствует требованиям подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (отсутствует нотариальное удостоверение решения единственного участника указанного общества).

Как следует из пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью оформляется протоколом в письменной форме.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

На основании пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

В статье 39 указанного Федерального закона в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. При этом положения статей 34, 35, 36, 37, 38 и 43 указанного Федерального закона не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания участников общества.

Таким образом, из смысла данной нормы следует, что в обществе, состоящем из одного участника, общие собрания не проводятся, а вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания, решаются одним участником. Поскольку требование о нотариальном удостоверении, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится к оформлению решения общего собрания, на решение единственного участника оно не распространяется.

В соответствии с частью 1 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Как следует из материалов дела и установили суды, в ООО "Г." имеется один участник - К.С.В.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к верному выводу, что требование регистрирующего органа о необходимости нотариального удостоверения решения единственного участника общества необоснованно.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования Общества.

1.4. Несоответствие представленного в регистрирующий орган решения об учреждении общества с ограниченной ответственностью положениям пункта 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации позволило судам сделать вывод о правомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А67-3017/2016 К.А.К. обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции об отмене решения от 11.02.2016 N 10702А об отказе в государственной регистрации.

Решением суда от 20.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда и решение инспекции от 11.02.2016 N 10702А отменить, обязать Инспекцию произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью.

Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно статье 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, подпунктом "а" которого предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Представление документов, оформленных не в соответствии с требованиями законодательства либо содержащих недостоверные сведения, означает непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.

Из материалов дела следует, что, обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001, заявителем представлено решение единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью от 04.02.2016 N 1, согласно которому общество наделено уставным капиталом в виде имущества ноутбук Lenovo G550 стоимостью 10200 руб.

В данном случае в представленном решении единственного учредителя предусмотрено, что уставной капитал общества определен в размере 10200 руб. и оплачивается имуществом его учредителя.

С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Согласно статье 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации.

Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66.2 ГК РФ (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ) минимальный размер уставных капиталов хозяйственных обществ определяется законами о хозяйственных обществах. При оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала (пункт 1 указанной статьи).

Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.

Вместе с тем в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственность" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) соответствующие поправки в настоящее время не внесены.

До приведения названного закона в соответствие с новой редакцией ГК РФ, положения Федерального закона N 14-ФЗ применяются в части, не противоречащей ГК РФ в новой редакции (часть 4 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ).

Следовательно, поскольку уставной капитал в сумме не ниже установленного законодательством минимального размера составляет 10 тыс. руб. для общества с ограниченной ответственностью, именно он должен быть внесен денежными средствами. Вклад в уставный капитал в имущественной форме может вноситься дополнительно к минимальному денежному вкладу.

Из представленных заявителем в налоговый орган документов следует, что уставный капитал оплачивается путем передачи имущества учредителя обществу, что противоречит пункту 2 статьи 66.2 ГК РФ, согласно которой при оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала.

Таким образом, в решении единственного учредителя заявителя неверно определен порядок и способ образования уставного капитала (минимальный размер имущества общества).

Оценивая многочисленные доводы заявителя, апелляционный суд полагает, что они сводятся к тому, что в данном случае норма права, изложенная в пункте 2 статьи 3 ГК РФ применяться не должна, так как Федеральный закон N 14-ФЗ является нормой специальной, не противоречит ГК РФ, регламентирует правила деятельности ООО, в том числе порядок учреждения общества.

Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы заявителя как основанные на ошибочном толковании норм права, при этом соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в силу прямого действия закона в сфере гражданско-правового регулирования ГК РФ является актом высшей юридической силы и все специальные законы должны соответствовать ГК РФ. В случае коллизий между законами и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации преимущество должно отдаваться нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд учитывает, что до настоящего времени соответствующие поправки в Федеральный закон N 14-ФЗ не внесены.

Внесение изменений в главу 4 ГК РФ преследовало своей целью совершенствование гражданского законодательства, включая защиту прав кредиторов, в том числе путем ужесточения требований к порядку формирования уставного капитала, который согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 14-ФЗ "определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов".

Таким образом, представленные для государственной регистрации документы не соответствуют положениям статьи 66.2 ГК РФ.

Проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения положениям Федерального закона N 129-ФЗ, правомерность вынесения решения об отказе в государственной регистрации юридического лица по тем основаниям, которые в нем изложены, подтверждена, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.

1.5. Ввиду того, что представленные заявителем в подтверждение достоверности сведений ликвидационного баланса доказательства регистрирующим органом оспорены не были, суды признали незаконным решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А65-1914/2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции о признании незаконным решения от 28.09.2015 N 42079А об отказе в государственной регистрации, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016, заявление удовлетворено, признано недействительным решение Межрайонной инспекции 28.09.2015 N 42079А об отказе в государственной регистрации, регистрирующему органу вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.

Межрайонная инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просила отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый судебный акт.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 21.04.2014 единственным участником общества принято решение N 2/14 о ликвидации Общества в связи с достижением цели его создания, ликвидатором назначен Т.П.Ю., и 08.05.2014 в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись ГРН 2141690373339 о нахождении Общества в стадии ликвидации согласно решению N 2/14 от 21.04.2014.

Сведения о ликвидации Общества опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" N 21 (482) часть-1.

Единственным участником общества 14.07.2015 принято решение N 3/15 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, и 21.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2151690746281 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Единственным участником Общества 16.09.2015 принято решение N 5/15 об утверждении ликвидационного баланса общества.

Заявитель 21.09.2015 обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Межрайонная инспекция направила в адрес налогового органа сообщение о поступлении заявления Общества о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с копией ликвидационного баланса общества.

Налоговый орган счел ликвидационный баланс Общества недостоверным, сообщив, что в нем по сравнению с данными бухгалтерского баланса за 2013 год отражены недостоверные сведения по кредиторской задолженности, заемным средствам, финансовым вложениям и нераспределенной прибыли, при этом отметив, что задолженности по платежам в бюджет общество не имеет.

Решением от 28.09.2015 N 42079А Межрайонной инспекции со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) отказано в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, а именно, ликвидационного баланса, поскольку согласно сведениям, представленным налоговым органом по месту учета юридического лица, представленный баланс не является ликвидационным балансом.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61, пунктом 2 статьи 62, пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, при этом ликвидационный баланс юридического лица должен составляться и утверждаться после завершения всех расчетов его с кредиторами.

В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ лицо, обратившееся в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, должно подтвердить в заявлении соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, а также представить ликвидационный баланс, содержащий достоверные сведения о завершении расчетов с его кредиторами.

Представитель Общества в суде первой инстанции пояснил, что выводы регистрирующего органа о недостоверности ликвидационного баланса основаны лишь на сопоставлении данных ликвидационного баланса от 16.09.2015 с бухгалтерским балансом по итогам 2013 года, при этом документально претензии регистрирующего органа не подтверждены, не мотивированы и противоречат материалам дела, поскольку в течение 2014 года обществом совершен ряд хозяйственных операций, в том числе, по кредиторской задолженности, заемным средствам, финансовым вложениям и распределению прибыли, которые определили итоговую структуру ликвидационного баланса.

Документы, подтверждающие вышеуказанные доводы заявителя, были представлены обществом суду первой инстанции.

Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела, пришел к выводу, что представленные для государственной регистрации документы заявителя содержат все необходимые документы, в том числе, ликвидационный баланс, отражающий действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, что следует рассматривать как представление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. Суд отметил, что представленные заявителем доказательства регистрирующим органом не оспорены, содержащиеся в них сведения не опровергнуты, и удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Все доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

1.6. Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемых юридических лиц, суды исходили из того, что принятие решения о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью ранее истечения тридцатидневного срока с даты последней публикации сообщения о реорганизации общества влечет нарушение прав кредиторов данного общества, а именно невозможность предъявления ими требований к должнику о досрочном исполнении обязательств или возмещения убытков в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

По делу N А65-962/2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации от 08.07.2015 N N 28898А, 28899А, 28901А, 28903А, 28904А, 28905А, 28907А, 28910А, 28911А, 28913А, 28914А, от 09.07.2016 N 28902А.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2016 по делу N А65-962/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 02.07.2015 в Межрайонную инспекцию для государственной регистрации прекращения деятельности в связи с присоединением к Обществу поступили документы, установленные пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) от следующих юридических лиц: ООО "Э.", ООО "Э-н", ООО "С.Р.", ООО "Ч.", ООО "П.О.", ООО "С.-К.", ООО "П.", ООО "Г.К.", ООО "Л.Г.", ООО "Г.", ООО "А.", ООО "П.-Т.".

По результатам рассмотрения представленных документов 08.07.2015 (вх. N 28914А, вх. N 2891 ЗА, вх. N 28910А, вх. N 28911 А, вх. N 28905 А, вх. N 28907 А, вх. N 28904А, вх. N 28901А, вх. N 28899А, вх. N 28898А, вх. N 28903А) и 09.07.2015 (вх. N 28902А), регистрирующим органом приняты решения об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ в связи с тем, что не соблюден установленный Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) порядок реорганизации в части соблюдения специального срока для реализации кредиторами реорганизуемого лица своих прав на предъявление требования: заявление о регистрации представлено ранее 30 дней с даты последней публикации сообщения о реорганизации общества в журнале "Вестник государственной регистрации".

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным Законом.

Достоверность представляемых для государственной регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи в государственные реестры, являющиеся согласно пункту 1 статьи 4 данного Федерального закона федеральными информационными ресурсами, вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.

Согласно пункту 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

В силу пункта 5 статьи 51 Федерального закона N 14-ФЗ реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 этой статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или органа, принявшего решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 60 ГК РФ кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации.

Абзацами 1, 2 пункта 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ установлено, что реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении. При этом кредиторы общества не позднее чем в течение тридцати дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства - его прекращения и возмещения связанных с этим убытков.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Судом первой инстанции установлено, что сообщение о реорганизации по всем вышеуказанным юридическим лицам опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 20 (532) от 27.05.2015/1665, повторно в N 25 (537) от 01.07.2015/1658.

Документы для завершения реорганизации представлены в регистрирующий орган 02.07.2015, то есть до истечения 30-дневного срока с даты последней публикации сообщения о реорганизации общества в журнале "Вестник государственной регистрации", установленного действующим законодательством.

Принятие решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ранее истечения тридцатидневного срока с даты последней публикации сообщения о реорганизации общества влечет нарушение прав кредиторов данного общества, а именно невозможность предъявления ими требований к должнику о досрочном исполнении обязательств или возмещения убытков в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 51 Федерального закона N 14-ФЗ.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что решения регистрирующего органа от 08.07.2015 N N 28898А, 28899А, 28901А, 28903А, 28904А, 28905А, 28907А, 28910А, 28911А, 28913А, 28914А, от 09.07.2016 N 28902А законны и обоснованы, что влечет отказ в удовлетворении требования заявителя.

Данный вывод суда согласуется с позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 25.09.2015 N Ф06-773/15 по делу N А55-25151/2014.

Довод заявителя о том, что из перечня оснований для отказа регистрирующий орган выбрал "непредставление заявителем определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов", что не соответствует действительности, поскольку документы были представлены, суд первой инстанции правомерно отклонил.

В соответствии с нормами Федерального закона N 129-ФЗ закон предусматривает не только формальное соблюдение требований к представлению документов для государственной регистрации, но и соответствие этих документов требованиям закона по их содержанию.

Соответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям закона, является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации невозможно.

Иные доводы заявителя, изложенные в заявлении судом также не могут быть приняты, поскольку не нашли своего документального подтверждения.

Суд первой инстанции указал, что заявителем повторно на государственную регистрацию представлены документы для государственной регистрации прекращения деятельности в связи с присоединением к Обществу в отношении ООО "Э.", ООО "Э-н", ООО "С.Р.", ООО "Ч.", ООО "П.О.", ООО "С.-К.", ООО "П.", ООО "Г.К.", ООО "Л.Г.", ООО "Г.", ООО "А.", ООО "П.-Т.".

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, юридические лица 14.08.2015 и 17.08.2015 прекратили свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к Обществу на основании повторно представленных документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ.

Отмена принятых решений об отказе в государственной регистрации влечет за собой регистрацию прекращения деятельности вышеуказанных обществ повторно.

При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 25.6 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации.

Таким образом, в связи с тем, ООО "Э.", ООО "Э-н", ООО "С.Р.", ООО "Ч.", ООО "П.О.", ООО "С.-К.", ООО "П.", ООО "Г.К.", ООО "Л.Г.", ООО "Г.", ООО "А.", ООО "П.-Т." уже прекратили свою деятельность, отмена принятых решений об отказе в государственной регистрации будет противоречить записям, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что не имеется оснований для признания недействительным решений регистрирующего органа.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

1.7. Учитывая, что в наименовании общества, указанном в уставе, имеется текстовое разграничение двух словесно-синтаксических основ заглавными буквами "Р" и "О" (РостОйл), и в русском языке имеется значительное количество слов, начинающихся на "рос", но не являющихся производными от слов "Российская Федерация" или "Россия", суды пришли к выводу, что фирменное наименование общества по своему лексическому и синтаксическому значению является целостным, самостоятельным сложнозаимствованным словом, которое согласно правилам русского языка образовано путем соединения двух слов "Рост" (увеличение организма или отдельных его участков в процессе развития), и "Ойл", заимствованного из английского языка (Oil в переводе с английского языка - нефть, масло, нефтяной, масленичный). Наименование общества не является производным от слов "Российская Федерация" или "Россия", а связано с хозяйственной деятельностью общества.

По делу N А50-7671/2016 Ш.С.Н. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании Инспекции зарегистрировать общество "РостОйл" в порядке, установленном Федеральным законом 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2016 признано незаконным решение Инспекции от 02.03.2016 N 5674А об отказе в государственной регистрации юридического лица. На Инспекцию возложена обязанность зарегистрировать общество "РостОйл" в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.

Инспекция, не согласившись с вынесенным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд апелляционной инстанции не нашел основания для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, согласно расписке о принятии документов 26.02.2016 заявитель обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица - общества "Рост Ойл", представил следующие документы:

- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001;

- решение о создании (учреждении) общества "РостОйл" от 25.02.2016;

- устав общества "РостОйл" в двух экземплярах;

- чек ордер от 25.02.2016 об уплате государственной пошлины;

- копия доверенности от 25.02.2016.

Решением Инспекции от 02.03.2016 N 5674А в государственной регистрации юридического лица отказано на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (не представление определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов), решением установлено несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона, которое выразилось в том, что наименование общества "РОСТОЙЛ" представляет собой устойчивое сокращение от слов "Россия", "Российская Федерация". Заявителем не представлены доказательства соблюдения установленного порядка получения разрешения на использование в своем фирменном наименовании официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов производных от этого наименования, не уплачена соответствующая государственная пошлина.

В силу пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что с целью регистрации юридического лица заявитель представил в регистрирующий орган, в том числе устав, в котором отражено наименование общества - общество "РостОйл".

Согласно пункту 3.2 устава предметом деятельности общества "РостОйл" является предоставление услуг по добыче нефти и газа, в том числе услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата, услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек, услуг по доразведке месторождений нефти и газа на особых экономических условиях, предоставление прочих услуг, связанных с добычей нефти и газа.

Учитывая, что в наименовании общества, указанном в уставе, имеется текстовое разграничение двух словесно-синтаксических основ заглавными буквами "Р" и "О" (РостОйл), и в русском языке имеется значительное количество слов, начинающихся на "рос", но не являющихся производными от слов "Российская Федерация" или "Россия", суд первой инстанции обоснованно указал, что фирменное наименование общества по своему лексическому и синтаксическому значению является целостным, самостоятельным сложнозаимствованным словом, которое согласно правилам русского языка образовано путем соединения двух слов "Рост" (увеличение организма или отдельных его участков в процессе развития), и "Ойл", заимствованного из английского языка (Oil в переводе с английского языка - нефть, масло, нефтяной, масленичный). Наименование общества не является производным от слов "Российская Федерация" или "Россия", а связано с хозяйственной деятельностью общества.

Таким образом, оснований для представления в регистрирующий орган доказательств соблюдения заявителем установленного порядка получения разрешения на использование в своем фирменном наименовании официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов производных от этого наименования, уплаты государственной пошлины за такое использование не имелось.

1.8. Поскольку оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица было отменено вышестоящим регистрирующим органом, и регистрирующим органом в установленном порядке были зарегистрированы изменения, вносимые в учредительные документы заявителя, суды пришли к выводу о недоказанности заявителем нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.

По делу N А40-178222/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции о признании незаконным решения Инспекции об отказе в государственной регистрации 4797А от 15.02.2016.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

08.02.2016 Обществом в Инспекцию было подано заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по форме N Р13001 в связи с увеличением уставного капитала, с приложением комплекта документов.

Инспекцией 15.02.2016 было вынесено решение N 4797А об отказе в государственной регистрации.

Решение Инспекции от 15.02.2016 N 4797А было обжаловано заявителем в Управление, по результатам рассмотрения жалобы и представленного пакета документов было вынесено решение от 28.03.2016 N 20-14/07756 об оставлении жалобы без удовлетворения.

Обществом 29.02.2016 повторно был представлен пакет документов для государственной регистрации изменений в учредительные документы Общества.

По результатам рассмотрения данного пакета документов заинтересованным лицом вынесено решение от 09.03.2016 N 8702А об отказе в государственной регистрации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Управления от 11.04.2016 N 20-14/09415@ решение Инспекции от 09.03.2016 N 8702А об отказе в государственной регистрации Общества было отменено.

Как пояснил в судебном заседании суда первой инстанции представитель заинтересованного лица, во исполнение решения Управления от 11.04.2016 N 20-14/09415@ 20.04.2016 инспекцией были зарегистрированы в установленном законом порядке изменения в учредительные документы Общества.

В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, наличие двух условий при признании решений, действий (бездействия), в данном случае решения Инспекции от 15.02.2016 N 4797А незаконным, должны учитываться в совокупности, отсутствие одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Судом верно отмечено в решении, что в данном случае Общество не доказало того обстоятельства, что оспариваемое решение нарушает его права и охраняемые законом интересы, поскольку, как следует из материалов дела, инспекцией были зарегистрированы в установленном законом порядке изменения в учредительные документы Общества.

С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.