3.2. Обеспечение нормального функционирования рынка

1. Обеспечить исполнение решения о проведении в IV квартале 1998 г. связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и иным получателям средств федерального бюджета, образовавшейся по состоянию на 1 января 1998 г. и на 1 октября 1998 г.

Одновременно разработать механизм поэтапной расшивки неплатежей между организациями на основании отраслевого, регионального, а затем и межотраслевого и межрегионального урегулирования.

2. Разработать схемы реструктуризации просроченной задолженности организаций перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами.

Погашение долгов организаций, не осуществивших реструктуризацию задолженности или не выполнивших условия реструктуризации, будет производиться путем передачи права собственности должников в соответствии с законодательством. При этом соответствующие органы исполнительной власти должны принимать решение о банкротстве, санации или передаче контрольного пакета акций организаций в государственную собственность с последующей передачей в доверительное управление или повторной приватизацией.

До завершения реструктуризации задолженности органам государственной власти приостановить подачу исков о признании несостоятельными организаций, имеющих задолженность перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Разработать меры по развитию рынка долговых обязательств организаций и установлению государственного контроля в этой сфере.

3. Необходимо ускорить создание условий для реформирования организаций, их реструктуризации и повышения эффективности управления ими в целях обеспечения ресурсосбережения и наращивания производства конкурентоспособной продукции. Для этого Правительство Российской Федерации подготовит необходимые законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие повышение ответственности руководителей организаций за результаты их деятельности перед собственниками, акционерами и наемными работниками.

4. Разрабатывается и будет реализована система мер по пресечению злоупотреблений монопольным положением, формированию и развитию конкурентной среды в сфере производства и обращения.

Особое внимание при этом Правительство Российской Федерации уделит поддержке малого и среднего бизнеса в производстве, решающего важные задачи, в том числе инновационного характера. С этой целью будет унифицирована и упрощена процедура регистрации малых предприятий с одновременным повышением ответственности предпринимателей за результаты их деятельности, в том числе по оплате труда наемных работников.

5. В целях наращивания объема инвестиционных средств Правительство Российской Федерации будет принимать меры по привлечению денег, находящихся на руках у населения или на счетах в зарубежных банках, в том числе за счет создания и развития коллективных форм инвестирования и защиты инвестиций малых предприятий, механизма ипотечного кредитования строительства жилья.

6. Необходимо обеспечить усиление роли государства в организации и контроле страхового рынка в России и совершенствовать законодательную базу страхования с учетом перспектив вступления России в ВТО.

Будет продолжена работа по развитию страхового рынка, максимальному использованию его возможностей для вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс. Наведен порядок и усилен контроль со стороны государства за страховыми компаниями, осуществляющими работу по обязательным видам страхования и видам страхования, имеющим высокую социальную значимость, в том числе в области здравоохранения и образования, а также за страховыми компаниями с участием государства.

7. Средства текущего бюджета будут поэтапно отделяться от финансового обеспечения государственной инвестиционной политики на основе Бюджета развития Российской Федерации.

В целях аккумулирования средств внешних и внутренних источников для кредитования (в том числе товарного) организаций реального сектора экономики независимо от формы собственности при представлении ими планов стратегического развития, а также высокоэффективных инвестиционных проектов будет создан специализированный российский банк развития. Его базой может стать ряд финансовых структур с государственным участием.

8. Будет обеспечена страховая и гарантийная поддержка российского экспорта и инвестиционного процесса. Для этого Правительство Российской Федерации в первом полугодии 1999 г. определит институциональные основы и порядок участия государства с использованием ранее созданных для этого структур в страховании рисков в целях защиты национального экспорта, инвестиций и реструктуризации промышленности.

Для активизации притока инвестиций будет создано агентство гарантий инвестиций от некоммерческих, в том числе политических, рисков. Предоставляя дополнительную защиту инвесторам, агентство станет эффективным инструментом инвестиционной политики Российской Федерации.