1. Общие положения

1.1. Исходя из пунктов 14 - 18 ФПСАД N 10 "События после отчетной даты":

а) если после предоставления пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторской организации (индивидуальному аудитору) (далее - аудитор) становится известно о событии или факте, существовавшем на дату подписания аудиторского заключения, вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторское заключение, аудитору следует рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра бухгалтерской (финансовой) отчетности, обсудить его с руководством аудируемого лица и предпринять необходимые в данных обстоятельствах действия. В данном случае имеются в виду бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица и аудиторское заключение до утверждения их акционерами аудируемого лица или иными уполномоченными лицами (органами) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

б) если руководство аудируемого лица пересматривает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудитору следует выполнить необходимые в данных обстоятельствах аудиторские процедуры, проверить предпринятые руководством аудируемого лица действия по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением по ней, и предоставить новое заключение по пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) новое аудиторское заключение должно включать часть, привлекающую внимание к вопросу, и примечание к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения. Новое аудиторское заключение должно быть датировано датой не ранее даты утверждения пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и соответственно процедуры, предусмотренные в пунктах 4 и 5 ФПСАД N 10 аудиторской деятельности, должны быть распространены до даты нового аудиторского заключения;

г) если руководство аудируемого лица не предпринимает мер по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение, и не пересматривает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в то время как аудитор считает ее пересмотр необходимым, аудитору следует уведомить лиц, которым подчиняется руководство аудируемого лица, о том, что аудитор самостоятельно предпримет меры для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Предпринятые меры будут зависеть от прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора и не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

д) необходимость в пересмотре бухгалтерской (финансовой) отчетности и выдаче нового аудиторского заключения может не возникнуть, если приближается дата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за следующий период, при условии, что в новой бухгалтерской (финансовой) отчетности информация будет надлежащим образом раскрыта.

1.2. В случае, если в указанных ситуациях аудитор ограничивается только выпуском письма, "отзывающего" аудиторское заключение, третьи лица не перестают полагаться на недостоверные бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение. Помимо нарушения ФПСАД N 10, аудитор оказывается в ситуации, когда аудиторская услуга может быть сочтена неоказанной.