Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Задачи и мероприятия, обеспечивающие достижение долгосрочных целей Стратегии

IV. Задачи и мероприятия, обеспечивающие достижение

долгосрочных целей Стратегии

Создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы будет достигнуто на основе решения следующих задач:

повышение пропускной способности внутренних водных путей;

развитие портовой инфраструктуры;

разработка и реализация мер государственной поддержки развития перевозок внутренним водным транспортом;

обеспечение конкурентоспособных тарифов на перевозку грузов внутренним водным транспортом;

создание дополнительной грузовой базы на внутренних водных путях;

совершенствование системы документооборота, создание информационной среды мультимодального технологического взаимодействия участников транспортного процесса.

Повышение пропускной способности внутренних водных путей, прежде всего Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, - необходимое и основное условие роста объемов перевозок внутренним водным транспортом. Наличие лимитирующих участков и ухудшение качественных параметров внутренних водных путей явились основными факторами ослабления его конкурентной позиции в транспортной системе страны за последние 25 лет.

Для решения этой задачи необходимо осуществление следующих мероприятий:

улучшение качественных параметров внутренних водных путей;

переход к 2018 году на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации;

реализация проектов строительства новых гидротехнических сооружений для ликвидации "узких мест" на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации;

обновление судов технического (обслуживающего) флота.

Мероприятия по улучшению качественных параметров внутренних водных путей предусматривают увеличение гарантированных габаритов судовых ходов на внутренних водных путях общей протяженностью 27,5 тыс. км до параметров, обеспечивающих полную загрузку транспортного флота, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов с освещаемой и отражательной обстановкой на 18,6 тыс. км для обеспечения роста объемов транспортных услуг, в том числе за счет переключения грузопотоков с наземных видов транспорта.

Базовой предпосылкой для восстановления и поддержания утраченных габаритов внутренних водных путей, а также создания нормальных инфраструктурных условий для эксплуатации транспортного флота является переход к 2018 году на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Для комплексного решения проблемы ликвидации "узких мест" на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации предусматривается строительство:

второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла (2012 - 2017 годы);

Нижегородского низконапорного гидроузла на р. Волге (2016 - 2020 годы);

Багаевского гидроузла на р. Дон (2016 - 2020 годы).

Реализация этих проектов позволит обеспечить достижение унифицированной глубины, составляющей 4 метра, на всем протяжении магистральных водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для существенного повышения эффективности и конкурентоспособности перевозок внутренним водным транспортом, динамичного обновления транспортного флота.

Важнейшим стратегическим проектом увеличения пропускной способности Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации является проектирование вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути, лимит пропускной способности которого к настоящему времени исчерпан. Волго-Донской водный путь имеет особое значение в системе широтных и меридиональных международных транспортных коридоров. Прогнозные оценки перевозок по каналу показывают, что грузопотоки внешнеторговых и транзитных грузов (нефтепродуктов, металла, серы, удобрений и др.) имеют огромный потенциал роста.

Проектирование вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути предусматривается в 2027 - 2030 годах для поэтапного строительства объектов в последующий период.

Строительство вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути позволит увеличить пропускную способность всей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, снизить высокую загруженность наземных магистралей в Южном федеральном округе, обеспечить условия для динамичного развития экспортно-импортных и транзитных перевозок, в том числе в контейнерах, при достижении высоких показателей социально-экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проекта.

В случае реализации проекта будет создан альтернативный водный путь с современными гидротехническими сооружениями, который позволит значительно сократить время прохождения указанного участка и существенно повысить рентабельность перевозок. Это обеспечит снижение риска аварийных ситуаций при высокой интенсивности судопотока, а также исключит чрезвычайные риски полной остановки судоходства на длительное время.

Для реализации проекта предполагается использовать механизм государственно-частного партнерства.

Крупные инвестиционные проекты, реализуемые в рамках настоящей Стратегии, приведены в приложении N 4.

Мероприятие по обновлению судов технического (обслуживающего) флота направлено на решение проблемы высокого износа и среднего возраста судов. При реализации настоящей Стратегии будет построено 825 единиц флота, в том числе 70 земснарядов, 403 обстановочных судна. Механизм реализации мероприятия предполагает прямое финансирование из федерального бюджета.

Развитие портовой инфраструктуры предусматривает осуществление следующих мероприятий:

совершенствование механизма управления имуществом речных портов;

обновление перегрузочной техники в речных портах;

совершенствование кредитной и таможенной политики при приобретении перегрузочной техники для речных портов.

Совершенствование механизма управления имуществом речных портов предполагает создание системы контроля технического состояния причальных стенок, рассмотрение целесообразности и возможности их приватизации вне стратегических портов, составление реестра причальных стенок, включающего данные о текущем техническом состоянии, собственнике и эксплуатационном статусе.

Предусматривается кардинальное обновление парка перегрузочной техники в речных портах, в том числе с использованием механизмов государственной поддержки (субсидирование кредитной ставки при покупке нового перегрузочного оборудования, введение нулевой таможенной пошлины на перегрузочное оборудование для речных портов, не производимое в Российской Федерации). Это позволит повысить рентабельность перегрузочных работ и создать финансовую основу для обновления портовой техники.

Для перераспределения релевантных грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт предусматриваются разработка и реализация следующих мер государственной поддержки развития перевозок внутренним водным транспортом:

разработка мер нормативно-правового и финансового регулирования, направленных на ограничение перевозок нерудных строительных материалов автомобильным транспортом;

законодательное ограничение на уровне субъектов Российской Федерации использования большегрузных автомобилей в городах, где имеются внутренние водные пути;

разработка и реализация мер по привлечению грузопотоков, потенциально тяготеющих к внутренним водным путям;

разработка и реализация системы мер по продвижению перевозок с участием внутреннего водного транспорта в среде профессионалов рынка транспортно-логистических услуг и грузоотправителей.

Реализация комплекса мер позволит создать эффективный механизм государственной поддержки переключения перевозок массовых грузов с наземных видов транспорта, прежде всего автомобильного, на внутренний водный транспорт, что приведет к снижению грузонапряженности наземных магистралей, сокращению времени непроизводительных простоев транспортных средств, повышению скорости доставки грузов, снижению аварийности на автодорогах и улучшению экологии регионов.

Обеспечение конкурентоспособных тарифов на перевозку грузов внутренним водным транспортом достигается за счет совершенствования тарифной политики, предусматривающей сочетание механизмов свободного ценообразования с контрольными функциями в интересах защиты потребителей от необоснованных дискриминационных тарифов, а участников рынка - от демпинговых тарифов.

Сбалансированная тарифная политика и меры государственной поддержки судовладельцев позволят повысить уровень рентабельности речных перевозок и создать условия для обновления транспортного флота.

Создание дополнительной грузовой базы на внутренних водных путях предполагает развитие промышленных кластеров, ориентированных на перевозку произведенной продукции и сырья речным транспортом.

Приоритетное использование внутреннего водного транспорта в транспортной системе России обеспечит оптимизацию средств федерального бюджета на развитие транспортной инфраструктуры при удовлетворении растущего спроса на перевозки, будет способствовать улучшению экологии регионов, созданию резервов пропускной способности наземных коммуникаций, снижению транспортной составляющей в цене товаров.

Совершенствование системы документооборота, создание информационной среды мультимодального технологического взаимодействия участников транспортного процесса предполагает внедрение системы единых электронных транспортных документов, разработку и внедрение интегрированной электронной системы оформления и сопровождения морских и речных грузовых и пассажирских перевозок.

Мероприятия направлены на упрощение документооборота как для судовладельцев, так и для получателей и отправителей грузов. Внедрение интегрированной электронной системы оформления и сопровождения морских и речных грузовых и пассажирских перевозок обеспечит электронную передачу данных администрациям морских портов и государственным контрольным органам о судах, автоматизированное планирование пропуска судов в морских и речных пунктах пропуска.

Для обеспечения роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта должны быть решены следующие основные задачи:

обеспечение обновления и роста тоннажа флота;

повышение безопасности, экологичности и энергоэффективности перевозок на внутреннем водном транспорте;

развитие перевозок пассажиров на туристских маршрутах.

Обеспечение обновления и роста тоннажа флота достигается за счет реализации следующих мероприятий:

разработка и реализация мер государственной поддержки обновления флота;

разработка программы обновления судов речного флота и смешанного (река - море) плавания на основе внедрения механизма выплат российским организациям на приобретение гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию;

обновление флота судовладельцев, осуществляющих завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, на основе реализации механизма операционного лизинга судов;

строительство 13550 грузовых и вспомогательных судов, в том числе 750 самоходных грузовых судов внутреннего плавания и 490 судов смешанного (река - море) плавания.

Предполагается реализация таких мер государственной поддержки обновления флота, как компенсация процентной ставки при кредитовании строительства судов на российских верфях, использование механизма лизинга для обновления речного флота и судов смешанного (река - море) плавания, в том числе флота судовладельцев, осуществляющих завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Мероприятия направлены на решение проблемы, связанной с неблагоприятной возрастной структурой флота, недостатком его провозной способности при потенциальном росте грузовой базы, выведения из эксплуатации морально и технически устаревшего речного флота.

Программа обновления судов речного флота и смешанного (река - море) плавания на основе внедрения механизма выплат российским организациям на приобретение гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию, предполагает разработку и реализацию схемы предоставления субсидии - единовременной выплаты судоходной компании при условии утилизации старого судна и одновременном размещении заказа на российской верфи на строительство нового, отвечающего высоким экологическим требованиям судна, что позволит решить проблему вторичного рынка речных судов, повысить энергоэффективность, улучшить экологическую обстановку и безопасность судоходства.

Повышение безопасности, экологичности и энергоэффективности перевозок на внутреннем водном транспорте обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий:

оснащение судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, электронными картографическими системами, государственная поддержка оснащения транспортных судов навигационными системами;

реконструкция лабораторий навигационной информации для создания и корректуры электронных навигационных карт в бассейнах внутренних водных путей, создание электронных навигационных карт на боковых и малых реках;

разработка программы модернизации судов и объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта по снижению их негативного воздействия на окружающую среду;

разработка мер стимулирования модернизации судов с установкой современных двигателей и систем управления расходом топлива;

совершенствование комплексного обслуживания судов внутреннего водного транспорта, включая прием и обработку хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, других отходов;

проведение контроля за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях;

обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами;

разработка и реализация программы строительства технологически совершенных судов (сборщиков льяльных вод, станций комплексной очистки судов и нефтемусоросборщиков) для замены существующего природоохранного флота;

оснащение портов средствами для защиты окружающей среды.

Развитие перевозок пассажиров на туристских маршрутах обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий:

разработка мер государственной поддержки обновления туристического флота;

строительство 55 судов для использования на туристских маршрутах.

Оказание мер государственной поддержки приобретения новых судов, используемых на туристских маршрутах, направлено на решение проблемы высокого среднего возраста этого флота (около 43 лет) в условиях длительных сроков окупаемости строительства новых судов.

В целях повышения доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для грузоотправителей должны быть решены следующие основные задачи:

обеспечение доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;

создание условий для переключения контейнерного потока с перегруженных участков автомобильных дорог на внутренний водный транспорт;

разработка мер по эффективному использованию потенциала Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации как важнейшего водного пути международного значения.

Для решения задачи обеспечения доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где внутренний водный транспорт зачастую является безальтернативным и жизнеобеспечивающим, предусмотрены следующие мероприятия:

создание механизма поддержки инициатив региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию судоходства на боковых и малых реках в восточных регионах Российской Федерации;

разработка типовых проектов судов для восточных бассейнов, в том числе мелкосидящего флота, на основе предложенной сетки с учетом требований грузовладельцев и судовладельцев;

разработка комплекса мер, направленных на системное использование транспортного потенциала Северного морского пути и внутренних водных путей Сибири для обеспечения роста объемов перевозок;

совершенствование тарифной политики в рамках завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Создание тримодальных логистических центров является необходимым условием для оптимизации распределения грузопотоков между наземными видами транспорта и внутренним водным транспортом, развития смешанных перевозок, формирования новых логистических цепочек доставки грузов с участием речного транспорта. Для этого необходима разработка механизма государственной поддержки проектов создания и развития тримодальных терминалов с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Разработка мер по эффективному использованию потенциала Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации как важнейшего водного пути международного значения включает:

обоснование комплекса мер, направленных на реализацию транзитного потенциала Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации;

модернизацию системы международных соглашений о плавании по внутренним водным путям, в первую очередь в условиях открытия отдельных участков внутренних водных путей Российской Федерации для доступа судов под иностранным флагом;

развитие контейнерных и контрейлерных перевозок контейнеропригодных грузов по международному коридору "Север - Юг" внутренним водным транспортом.

Решение этой задачи будет способствовать созданию конкурентоспособных транспортных коридоров, росту внешнеторговых и транзитных перевозок по внутренним водным путям, в том числе в контейнерах.

В целях обеспечения социальной функции внутреннего водного транспорта по перевозке пассажиров должны быть решены следующие основные задачи:

развитие перевозок пассажиров на социально значимых, в том числе скоростных, маршрутах;

развитие внутригородских и пригородных перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в крупных городах, имеющих водные пути.

Для решения задачи развития перевозок пассажиров на социально значимых, в том числе скоростных, маршрутах предусмотрена реализация следующих мероприятий:

разработка мер государственной поддержки перевозчиков, выполняющих социально значимые перевозки пассажиров;

совершенствование законодательства в сфере социально значимых перевозок;

строительство (реконструкция) с участием бюджетов субъектов Российской Федерации и средств частных инвесторов речных пассажирских вокзалов, причалов, развитие инфраструктуры для обслуживания пассажиров;

разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ развития речных пассажирских перевозок;

разработка мер по финансированию строительства пассажирского флота при поддержке субъектов Российской Федерации.

Для развития внутригородских и пригородных перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в крупных городах, имеющих водные пути, предусмотрены разработка и реализация целевых программ.

Решение этой задачи позволит обеспечить доступность услуг внутреннего водного транспорта для категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, а также обеспечить социально значимые транспортные связи для удаленных и труднодоступных территорий, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Сибири и Дальнего Востока, где внутренний водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим.

Повышение уровня безопасности, экологичности внутреннего водного транспорта требует решения следующих основных задач:

повышение уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры на внутренних водных путях;

повышение уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий;

усиление государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности;

обеспечение потребности в специалистах с уровнем квалификации, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы, в том числе международным.

Для решения задачи повышения уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры на внутренних водных путях предусматривается осуществление следующих мероприятий:

разработка и реализация комплексных проектов реконструкции гидротехнических сооружений, других объектов инфраструктуры и внутренних водных путей бассейнов Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока;

модернизация и оснащение средств навигационного оборудования внутренних водных путей геоинформационными системами контроля позиционирования и технического состояния;

реконструкция и развитие сетей ведомственной технологической связи на внутренних водных путях по бассейнам на основе международных стандартов речных информационных служб.

Реализация задачи повышения уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий, предполагает совершенствование функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов речного транспорта.

Задача усиления государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности предполагает осуществление следующих мероприятий:

обеспечение соответствия поставляемых новых транспортных средств стандартам в области транспортной безопасности, в том числе международным;

внесение изменений в технические регламенты в части создания условий для инвалидов и маломобильных групп граждан при строительстве и эксплуатации пассажирских судов;

расширение использования экологически безопасных перегрузочных технологий;

совершенствование допуска к коммерческой деятельности в сфере пассажирских перевозок.

Для решения задачи обеспечения потребности в специалистах с уровнем квалификации, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы, в том числе международным, предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:

повышение качества обучения в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95) и федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе за счет модернизации и обновления учебно-лабораторного и тренажерного оборудования;

включение отраслевых предприятий в образовательный процесс на условиях сетевой формы реализации образовательных программ, государственно-частного партнерства, инвестирование в образование будущего работника в рамках целевого обучения;

повышение качества образования за счет внедрения инновационных технологий в обучение членов экипажей судов, в том числе разработка интерактивных учебников и учебных пособий;

развитие материально-технической базы образовательных учреждений, включая приобретение учебно-производственных судов для обеспечения плавательной практики курсантов, строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе общежитий;

разработка мер по повышению престижа флотских профессий, поддержка и развитие клубов юных моряков, детских и студенческих яхт-клубов.

Мероприятия по государственной поддержке развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации приведены в приложении N 5.

Общие задачи, направленные на достижение всех целей настоящей Стратегии, включают в себя:

опережающее инновационное развитие научно-технической и технологической базы отрасли, формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего отраслевого сектора исследований и разработок;

сохранение и развитие кадрового потенциала внутреннего водного транспорта, совершенствование отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям;

совершенствование нормативно-правовой базы в области внутреннего водного транспорта.

Для обеспечения ведущей роли отраслевого сектора исследований и разработок в научном обеспечении всех направлений стратегического развития внутреннего водного транспорта необходимо:

создание опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта;

совершенствование структуры, системы управления и финансирования отраслевой науки, интеграция науки и образования;

осуществление системной интеграции ведущих вузов с научными организациями, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и предприятиями на основе объединения кадровых и материально-технических ресурсов;

обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство;

повышение кадрового потенциала научных исследований, развитие механизмов стимулирования научной и инновационной активности научно-педагогических работников;

развитие инфраструктуры научных отраслевых исследований и разработок;

сохранение и поддержка ведущих научных школ транспортного комплекса, воспроизводство и повышение качества кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации.

Решение поставленных задач требует реализации комплекса мероприятий по развитию и повышению эффективности научно-исследовательской деятельности, которые приведены в приложении N 5 к настоящей Стратегии.

Исходя из целей и задач, определены основные направления научного обеспечения настоящей Стратегии, ориентированные на создание и внедрение инновационных технических, технологических и управленческих решений, которые сгруппированы по видам научно-исследовательских работ (фундаментальные поисковые, проблемно ориентированные и прикладные работы).

Расчет потребности внутреннего водного транспорта в выпускниках образовательных учреждений по уровням образования и укрупненным группам направлений подготовки (специальностей) показывает, что отрасль испытывает острый недостаток кадров рабочих специальностей. Потребность внутреннего водного транспорта в специалистах с высшим образованием и средним профессиональным образованием на сегодняшний день может быть в полном объеме восполнена за счет выпускников образовательных организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области внутреннего водного транспорта.

Мероприятия и меры по сохранению и развитию кадрового потенциала внутреннего водного транспорта, совершенствованию отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям приведены в приложении N 5 к настоящей Стратегии.