Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Осмолозаготовка

428. На каждую осмолоделянку (каждый лесной квартал) до начала разработки должна быть составлена и утверждена технологическая карта.

Проводить заготовку осмола без технологической карты или с отступлением от нее не разрешается.

429. Технологическая карта должна содержать:

1) характеристику осмолоделянки;

2) схему разработки делянки с разбивкой на пасеки, обозначением технологических коридоров, площадок для разделки и погрузки осмола, лесовозных дорог, площадок для размещения оборудования;

3) указания об очередности разработки пасек, условиях и параметрах буровзрывных работ, границах опасных зон при взрывных работах, расстановке работников, направлении движения взрывников, путях их отхода в безопасную зону и другие указания о безопасных способах ведения работ;

4) отметку о выполнении подготовительных работ.

Работники, занятые осмолозаготовками, до начала работ должны быть ознакомлены с технологической картой и паспортом буровзрывных работ.

430. Получение разрешительной документации на производство взрывных работ, приобретение взрывчатых материалов, их транспортирование и учет, хранение и подготовка к работе, заготовка пневого осмола взрывным способом осуществляются в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения <1> и Правилами безопасности при взрывных работах <2>.

--------------------------------

<1> Приказ Ростехнадзора от 16 апреля 2012 г. N 254 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения" (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2012 г., регистрационный N 24397) с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 3 апреля 2013 г. N 136 (зарегистрирован Минюстом России 6 мая 2013 г., регистрационный N 28326).

<2> Приказ Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. N 605 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах" (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2014 г., регистрационный N 31796).

431. Подготовка осмолоделянок производится до начала осмолозаготовительных работ и включает уборку опасных деревьев (гнилых, сухостойных, зависших, ветровальных, буреломных и сломышей), кусков пней и грунта, зависших на растущих деревьях вследствие проведенных ранее взрывных работ, прокладку технологических коридоров и усов лесовозных дорог, устройство площадок для разделки и складирования осмола, осмолопогрузочных пунктов, обустройство участка мастера.

Подготовленность площадей для заготовки осмола должна быть проверена комиссией с составлением акта. Состав комиссии и форма акта утверждаются работодателем.

432. При корчевке пней машинами территория в радиусе 50 м от зон работы машин является опасной зоной. В опасной зоне не разрешаются разделка, очистка, трелевка осмола и другие работы.

На границах опасной зоны, пешеходных тропах и дорогах, пересекающих разрабатываемую осмолоделянку, должны быть установлены знаки безопасности и поясняющие надписи.

При обнаружении посторонних лиц в опасной зоне работы по корчевке пней должны быть прекращены.

433. Корчевка и подвозка пневого осмола не разрешаются на осмолоделянках ближе 50 м от стен леса и единичных деревьев, а также при ливневом дожде, грозе, сильном снегопаде, густом тумане и при скорости ветра свыше 11 м/с.

434. При корчевке пней в густых молодняках или пней, невидимых за капотом трактора, корчеватель на пень должен наводиться при помощи вешек или флажков, которыми такие пни отмечаются заранее.

435. Заготовку пней на склонах выполняют при величине уклонов, не превышающей значений, указанных в технической документации по эксплуатации машины.

Движение тракторов и агрегатов поперек склонов без устройства специальных волоков не допускается.

436. При корчевке пней корчевальными машинами удалять тонкие деревья и корни, попавшие в гусеницы или другие части машины, следует после остановки двигателя машины и при опущенном на землю рабочем органе машины.

437. При корчевке пней не разрешается укладывать подкладки под пень, становиться в подпневую яму для подваживания, подъема пня или подрубания корней вручную.

438. При корчевке пней с применением лебедки трактора необходимо соблюдать следующие требования:

1) применять стальные канаты диаметром не менее 20 мм для пней диаметром до 35 см и не менее 25 мм для пней диаметром 35 см и более;

2) подрубать предварительно корневые лапы со всех сторон у пней диаметром более 30 см и со стороны, противоположной направлению каната, у пней диаметром до 30 см;

3) делать на пне зарубки для крепления стального каната глубиной не менее 1,5 диаметра применяемого стального каната;

4) устанавливать трактор так, чтобы его продольная ось совпадала с направлением каната на пень, а щит был опущен.

439. При корчевке пней зубовыми корчевателями, клиньями-корчевателями необходимо:

1) направлять корчеватель на пень средним зубом;

2) заглублять зубья в землю на расстоянии 1,5 м от пня;

3) корчевать пни диаметром от 40 до 60 см с предварительным обрывом боковых корней;

4) пни диаметром свыше 60 см предварительно раскалывать средним зубом и корчевать в два - четыре захода трактора.

440. При корчевке бульдозером пни диаметром до 20 см в грунтах I и II категорий необходимо корчевать ножом, заглубленным в грунт на 5 - 10 см. Более крупные пни следует корчевать в несколько приемов, подрезая ножом корни с одной стороны или с нескольких сторон.

441. При переездах корчевательных машин на другую осмолоделянку (на расстояние более 500 м) навесное оборудование должно быть установлено в транспортное положение и зафиксировано.

442. При сборе и подвозке пневого осмола трелевочными машинами необходимо соблюдать следующие требования:

1) вспомогательным работникам находиться на расстоянии не ближе 10 м от машины;

2) осуществлять раскорчевку пачки, находящейся в ковше, при опущенном на землю ковше, а крючья чокеров отцеплять после полного ослабления каната и при отсутствии самопроизвольного перемещения осмола;

3) перед началом движения машины ковш должен быть поднят над землей на 60 - 80 см;

4) во время перерывов в работе ковш должен быть опущен на землю.

443. При работе трелевочных машин не разрешается:

1) поднимать груз во время движения, резко тормозить и делать крутые повороты при поднятом ковше;

2) осуществлять поворот стрелы, когда захват заглублен в погружаемый осмол, отрывать захватом манипулятора примерзший к земле осмол и подтягивать его, освобождать осмол из захвата вручную;

3) включать лебедку и натягивать канат без сигнала чокеровщика;

4) поправлять канат, чокеры и зачокерованный осмол во время натяжения каната лебедкой и в процессе подтаскивания осмола;

5) поправлять осмол на щите, прицепе, кузове, ковше, захвате, забрасывать упавшие куски осмола на щит, в прицеп или кузов во время движения трактора.

444. Площадка для разделки и складирования пневого осмола в лесу должна быть ровной и расчищенной от кустарника, валежника, камней и других предметов.

445. При разделке пневого осмола не разрешается разделывать пни и их части на куче или на щите трактора. Пни необходимо раскладывать поштучно в устойчивом положении.

Пни, находящиеся в кучах, следует растаскивать механизированным способом.

446. При разделке пней моторным инструментом и укладке осмола в поленницы двумя и более работниками расстояние между ними должно быть не менее 5 м.

447. Разделанный осмол укладывается в поленницы высотой не более 1,8 м. Концы поленниц должны быть укреплены.

448. При механизированной погрузке и выгрузке пневого осмола вспомогательные работники должны находиться в безопасном месте на расстоянии не менее 10 м от работающих машин.

449. Погрузка осмола на транспортное средство вручную должна производиться звеном, состоящим не менее чем из 2 работников.

450. При погрузке осмола запрещается:

1) находиться у куч, поленниц во время установки транспортных средств;

2) разбирать одновременно две смежные кучи, поленницы;

3) находиться в кузове, прицепе при переездах транспортных средств от одной кучи (поленницы) к другой;

4) загружать транспортные средства одновременно с двух сторон;

5) забрасывать и укладывать осмол одновременно.