Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Трелевка тракторами и бесчокерными машинами

114. Трелевать тракторами или бесчокерными машинами после валки с помощью бензиномоторного инструмента следует по подготовленному волоку. При подготовке трелевочного волока убирают деревья, крупные камни и валежник, вырубают кустарник и подрост, срезают пни и кочки в уровень с землей, засыпают ямы, застилают заболоченные участки, устраивают и планируют волоки на косогорах.

Ширина подготовленного волока должна быть не менее 5 м. Ширина волоков, проложенных по косогору, должна быть не менее 7 м.

Радиус поворота магистрального волока должен быть не менее 30 м, пасечного - не менее 10 м.

115. Допускается трелевать валочно-трелевочными и бесчокерными машинами после машинной валки деревьев по неподготовленному волоку. В этом случае трелевочным волоком условно считается след валочной машины.

При движении с пачкой деревьев (хлыстов) необходимо избегать крутых поворотов и объезжать высокие пни, валуны, ямы и другие препятствия.

116. Трелевка гусеничными и колесными тракторами и бесчокерными машинами по склонам допускается в пределах величин на подъем и спуск, указанных в руководстве по их эксплуатации.

Волоки, проложенные поперек склона горы, в поперечном сечении должны быть горизонтальными.

В горных условиях трактор или бесчокерная машина должны находиться вне опасной зоны самостоятельного движения деревьев (хлыстов).

117. При трелевке тракторами необходимо соблюдать следующие требования:

1) чокеровать деревья (хлысты) на расстоянии 0,5 - 0,7 м от комлевого среза или на расстоянии 0,9 - 1,2 м от конца вершины;

2) устанавливать трактор для сбора пачки деревьев (хлыстов) на волоке так, чтобы его продольная ось совпадала с направлением движения пачки, а отклонение составляло не более 15°.

118. При трелевке тракторами запрещается:

1) находиться работнику на расстоянии менее 5 м от формируемой пачки деревьев (хлыстов) и движущегося с ней трактора;

2) освобождать зажатые между пнями деревья (хлысты) во время движения и при натянутом тяговом канате трактора;

3) переходить через движущийся канат, поправлять сцепку деревьев (хлыстов), отцеплять или прицеплять деревья (хлысты) во время движения каната или трактора, а также отцеплять зацепившийся чокер;

4) садиться на трактор, сходить с него и высовываться из кабины во время его движения;

5) отцеплять деревья (хлысты) до сброса пачки на землю и ослабления грузового каната лебедки трактора;

6) во время чокеровки находиться с подгорной стороны;

7) производить ремонт, смазку и чистку узлов и механизмов трактора при работающем двигателе;

8) трогать трактор с места без подачи звукового сигнала;

9) включать лебедку и начинать движение без сигнала чокеровщика, не убедившись в том, что чокеровщик находится в безопасном месте;

10) переключать передачи при движении трактора под уклон;

11) цеплять трактор за сухостойные, сырорастущие деревья и пни для самовывешивания при спадании гусениц.

119. Трелевать с расстояния ближе 50 м или двойной высоты древостоя, превышающей 50-метровую величину, а в горных условиях ближе 60 м от места валки запрещается.

Если вальщик одновременно является чокеровщиком, тракторист обязан у границы опасной зоны остановить трактор, подать вальщику условный сигнал и только по получении разрешения вальщика заезжать в опасную зону валки к месту сбора пачки деревьев (хлыстов).

120. При трелевке бесчокерными машинами в темное время суток на лесосеке должно работать не менее 2 работников.

121. В технологической карте на выполнение лесосечных работ должен быть указан порядок работы тракторов и машин, их взаимодействие между собой и с валочными машинами.

122. Снимать зависшие деревья с помощью захвата или манипулятора бесчокерной машины запрещается. Для этих целей следует использовать тяговое усилие передвижения бесчокерной машины с выполнением требований, указанных в подразделах Правил "Валка деревьев бензиномоторными пилами".

123. При осуществлении трелевки в темное время суток машинисты должны быть обеспечены автономными средствами освещения, с помощью которых можно подавать сигналы и безопасно передвигаться по лесосеке в случае аварийной ситуации.